Как преподаются таинства Учитель Мудрости

Ольга Крубер-Федорова
Высшее знание должно сообщаться постепенно


000000000000000000000000000000000000000
Редакционное примечание 2018 года
Следующий текст воспроизведен из письма 49 сборника «Письма Махатм». Статья представляет собой частичное воспроизведение одного длинного абзаца. Она была разделена на более мелкие абзацы, чтобы облегчить созерцательное чтение.
(Карлос Кардосо Авелине)
000000000000000000000000000000000000000000

В оккультной науке секреты нельзя раскрыть внезапно, посредством письменного или даже устного сообщения. Если было бы так, то все, что оставалось бы сделать «Братьям», - так это издать руководство по данному искусству, которое можно было бы преподавать в школах, как грамматику.

Среди людей распространено ошибочное мнение, что мы охотно окружаем себя и свои способности некой таинственностью; что мы хотим держать наши знания при себе и по собственной воле отказываемся («умышленно и преднамеренно») сообщать о них.

Истина заключается в том, что до тех пор, пока неофит не достигнет состояния, необходимого для той степени просветления, на которую он имеет право и к которой он готов, большинство, если не все секреты, недоступны для передачи. Способность воспринимать должна быть равна желанию обучать. Озарение должно исходить изнутри. А пока никакие фокусы-покусы с заклинаниями или маскарадные уловки, никакие лекции или дискуссии по метафизике, никакое добровольное покаяние не смогут этого дать. Все это всего лишь средства достижения цели, и все, что мы можем сделать, - это подсказывать правильное использование таких средств, обнаруженных эмпирическим путём за много веков для достижения требуемой цели.

И это не было и не остается никаким секретом на протяжении тысячелетий. Пост, медитация, чистота мыслей, слов и поступков; молчание в течение определенных периодов времени, чтобы дать возможность самой природе заговорить с тем, кто приходит к ней за знаниями; управление животными страстями и импульсами; абсолютное бескорыстие намерений, использование определенных благовоний и окуриваний в физиологических целях, - все эти средства были известны со времен Платона и Ямвлиха на Западе и с гораздо более древних времен наших индийских риши. То, как они должны применяться в соответствии с индивидуальным темпераментом каждого человека, - это, конечно, вопрос собственного эксперимента человека и бдительного попечения его наставника или гуру. На самом деле это часть курса его обучения, и его гуру или посвящающий может лишь помочь ему своим опытом и своей силой воли, но не более, - вплоть до последнего и высшего посвящения.

Я также придерживаюсь мнения, что немногие кандидаты представляют себе степень неудобств (нет, скорее страданий и вреда для себя), которым подвергается упомянутый посвящающий ради своего ученика. Нетрудно понять огромную разницу в своеобразных физических, нравственных и умственных состояниях неофитов и адептов; таким образом, в каждом отдельном случае наставник должен приспосабливать своё состояние к состоянию ученика, и напряжение это ужасно, так как для достижения успеха мы должны установить тесный контакт с обучаемым лицом.

И поскольку, чем больше сила адепта, тем меньше у него общего с природой непосвящённых, которые часто приходят к нему, пропитанные эманациями внешнего мира, теми животными эманациями эгоистичной, жестокой толпы, которые наводят на нас ужас, и чем дольше он отделен от этого мира и чем чище он сам становится, тем труднее задача, которую он ставит перед собой. Тогда знание, которое может передаваться только постепенно, а также некоторые из величайших секретов (если они точно сформулированы даже для вашего хорошо подготовленного уха) могут показаться вам безумной тарабарщиной, несмотря на всю искренность вашего нынешнего заверения в том, что «абсолютное доверие бросает вызов неправильному пониманию». Вот истинная причина нашей сдержанности. Вот почему люди так часто жалуются, приводя убедительные доводы того, что им не сообщают никаких новых знаний, хотя они трудятся над этим в течение двух, трех или более лет.

Пусть те, кто действительно хочет учиться, бросят всё и придут к нам, вместо того, чтобы просить или ожидать, что мы придем к ним. Но как это сделать в вашем мире и его атмосфере? «Проснулся грустным утром 18-го числа». Правда? Ну, ну, терпение, мой добрый брат, терпение. Что-то, в самом деле, произошло, хотя вы и не осознали этого события; но оставим это в покое. Только что еще я могу сделать? Как мне выразить идеи, для описания которых у вас пока нет терминов?

Более ясные и восприимчивые головы вроде вашей получают больше, чем другие, и даже когда они получают небольшую дополнительную дозу, она теряется из-за недостатка слов и образов, чтобы закрепить в сознании проплывающие идеи. Вероятно, и даже, несомненно, вы не знаете, что я сейчас имею в виду. Однажды вы всё поймёте – потерпите. Давать человеку больше знаний, чем он пока готов получить, - опасный эксперимент; и, кроме того, меня сдерживают другие соображения.

Неожиданное сообщение фактов, выходящих за рамки обыденного, во многих случаях оказывается фатальным не только для неофита, но и для тех, кто непосредственно его окружает. Это все равно, что дать адскую машину или заряженный револьвер с взведенным курком в руки тому, кто никогда ничего подобного не видел. Наш случай в точности аналогичен. Мы чувствуем, что время приближается и что мы обязаны выбирать между торжеством истины и царством заблуждений и – страха.