Адини. Великая княжна. Глава 17. В Царском селе

Александр Пругло
Глава 17. В Царском селе.
Встретили меня и других путешественников в Царском Селе очень пышно. Играл духовой оркестр, была выстроена рота почётного караула. Море цветов. Потом торжественный обед персон на 200, а может и больше в Александровском дворце. А я никак не могу привыкнуть, что здесь при встречах слишком много целуются! Ладно бы маман, папА, сёстры, братья! Но и министры, фрейлины, прочие придворные тоже лезли поцеловаться. Кто понаглее – в щечку, кто поскромнее или пониже положением – целовали ручку.
Многим нетерпелось послушать после обеда моё пение, но я отговорилась, сказала, что очень устала. И, не дождавшись окончания обеда, попросила провести меня в выделенные мне покои. За обедом я сидела с сестрой Ольгой и кузинами Марией, Елизаветой и Екатериной Михайловнами. Позже Оля и кузины меня и проводили баиньки. Как и в Зимнем, здесь у нас с Ольгой были аппартаменты одни на двоих, только спальни отдельные были.
Кузины были дочерьми моего дяди, великого князя Михаила Павловича, самого младшего сына императора Павла Петровича, и великой княгини Елены Павловны, урождённой принцессы Фредерики Шарлотты Марии Вюртембергской, имевшей в узком великокняжеском кругу прозвище “Мадам Мишель”. Елена Павловна слыла в придворных кругах как сторонница отмены крепостного права и  дарования народу демократических свобод. Кроме того я знала, что мадам Мишель вела негласную борьбу с моими родителями за европейских женихов для меня, Ольги и своих дочерей, которые были примерно нашего с Олей возраста. А ещё Елена Павловна славилась своим собственным светским салоном в Михайловском дворце, где жила ее семья.
Меня заинтересовал разговор великих княжон о новой чудо-машине, записывающей речь и звуки, а потом это в точности воспроизводящем. Поняла, что конструкторское бюро Пылина выпустило в свет то ли граммофон, то ли магнитофон. А ещё девчонки сказали мне, что все помещения дворца уже радиофицированы, почти в каждую комнату проведены провода и подвешена квадратная коробочка с колесиком, через которую откуда-то  можно всем давать объявления. А колёсико крутят, чтобы сделать звук громче или тише, или вообще его выключить. Сейчас такие приборы устанавливают и в Зимнем дворце, а со временем планируют установить в каждом доме столицы и других городов, а может даже и в сельских избах, что весьма сомнительно. Девчонки даже смеялись над этим, не веря в реальность такого. Мне же, сопоставившей услышанное о магнитофоне и радиотрансляции, захотелось вдруг возглавить этот процесс. Надо будет обязательно переговорить с императором, чтобы поставил меня во главе радиовещания! Я бы ему предложила подготовить квалифицированных дикторов, написать сценарии радиопередач и выпустить их, записать на магнитофон свои песни и проигрывать их на всю страну. Это ведь так же можно приобрести бешенную  популярность! Я даже как бы немного опьянела от эйфории!
Когда меня довели до спальни, я чуть не падала от усталости. Раздели меня две новенькие молоденькие горничные, близняшки. Я только поинтересовалась, как зовут их, и они теперь постоянно будут со мной или их приставили временно, пока те, что ездили со мной, отпущены на три дня домой, в отпуск. Новенькие сказали, что их добавили к уже имеющимся горничным, они будут постоянно обслуживать меня и Ольгу. А зовут их Евлампия и Евлалия, то есть Лампа и Лала.  Это последнее, что я услышала, но не запомнила, быстро засыпая.
Казалось бы, только уснула, а уже будят! Вместе с горничными пришла и высокая красивая фрейлина императрицы, уже не слишком молодая. Она присела в реверансе и сказала по-немецки:
- Ваше Императорское Высочество! Их Императорские Величества распорядились разбудить вас в вечернему семейному чаепитию. А я ваша новая фрейлина Женни фон Вестфален!
- Наконец-то! Я ужасно рада видеть вас здесь, моя дорогая Женни! – обняла девушку. – Мне не терпится с вами поговорить! Может быть, после чаепития как-нибудь удасться уединиться, пообщаться!
- С удовольствием!
- Только вам теперь, как фрейлине великой княжны, а не императрицы, придется сменить платье с золотой вышивкой на платье с вышивкой серебрянной! И шифр, конечно, у вас будет другой! Не пожалеете? Это вроде бы как понижение!
- Никак нет! У меня уже готовы и платья, и шифры! Мне с самого начала сказали, что фрейлиной Её Императорского Величества я буду временно, до вашего приезда!
За чайным столом я попросилась сесть рядом с императором, сказала ему что есть важный и неотложный с ним разговор. Папа любезно указал мне на стул и спросил тут же:
- Что же такого важного могло произойти, что ты, дочурка, так срочно хочешь со мной поговорить?
- Я узнала, что во дворце провели радиоточки в каждую комнату, чтобы давать объявления. Прошу назначить меня директором радиовещательной компании?
- Зачем тебе это нужно? – скривилась маман, внимательно подслушивающая наш разговор.
- Потому что за радио прекрасное будущее! Есть такое французское слово – пропаганда! Выступая по радио, а оно скоро будет в каждом доме, можно внушить народу всё, что только нужно! Я буду готовить ежедневные выпуски новостей, рассказывать о достижениях нашей империи, поднимать патриотизм и воспитывать у людей любовь к самодержавию и лично к царю! Царь тоже иногда будет выступать с речью по радио, текст выступления могу тоже готовить я. Или просматривать уже подготовленный текст, советовать, как можно сказать лучше, а что лучше вообще не говорить!
- Ты хочешь стать для императора цензором? – не унимались императрица.
- Не цензором, а редактором! А цензоры тоже будут нужны, если пойдут выступления разных людей: министров, генералов, а потом даже купцов и прочих горожан. Когда человека будут одновременно слушать миллионы людей, то малейший промах может стоить очень дорого?
- Ну, ты и загнула: миллионы людей!
- Я же говорю, что за радио будущее страны! Как мы сумеем преподнести народу свою власть, так народ и будет любить царя и самодержавие! Вот увидите: скоро радио будет работать  целый день, а, может, и круглосуточно. Это не только новости и выступления  важных особ, но и музыка, трансляции из театров, беседы с лекарями, педагогами, священниками! У нас изобрели прибор, который записывает речь и музыку, а потом ее можно воспроизвести.
- Интересно ты говоришь, дочурка! Мне, например, нравится твоя идея. Однако, если, ты говоришь, что вещание будет идти круглосуточно, то когда ты будешь спать, заниматься другими делами. А тебе, между прочим, с завтрашнего дня назначены уроки, ты ведь много не училась, надо наверстывать пропущенное.
- Я буду уделять радиовещанию не более двух часов в день. А вот, чтобы оно работало круглосуточно, надо набрать штат дикторов, ведущих, редакторов, звукооператоров, журналистов, тех же цензоров, чтобы дикторы и выступающие не выдали вдруг военную тайну или не сказали политически враждебную фразу.
- Это же сколько денег из казны выделить придётся?!
- Много, очень много! Но эти деньги быстро окупятся и даже начнут приносить немалую прибыль!
- Не понимаю? Как может пустая болтовня ещё и прибыль приносить?
- А вот, допустим, такой пример. После выпуска новостей другой диктор читает: “В лавке купца первой гильдии Иванова, что на Литейном проспекте появились в широком ассортименте модные платья, шляпки и другие товары для женщин прямо из Парижа! Цены разумные. Приглашаем покупателей…” И прочие похожие объявления, даже о пропаже собаки или кошки. Вот за эти обьявления купцы будут платить звонкой монетой, например, 200 рублей за минуту времени. И даже в очереди будут стоять, чтобы у них приняли такие объявления!
- Ну, это уж ты загнула, Адини! Кто тебе даст такие деньги за такую чепуху? – это подключился старший брат, цесаревич Александр.
- Будут, возможно, и больше давать! Когда публикуют обьявления в газете, сколько человек их читает? Ну, пусть две тысячи, пусть двадцать тысяч, если большой тираж. А здесь будут слышать миллионы!
- Хорошо, я согласен! – сказал император. – Только одной тебе со всем этим не справиться! Хорошенько подумай, кого из специалистов ты бы хотела привлечь. Нужен человек, хорошо разбирающийся в финансах, человек, хорошо разбирающийся в журналистике, публицистике. Возможно, подумай, тебе будет нужен писатель, поэт, музыкальный руководитель. Напиши мне, а я организую. Потом чтобы они составили смету, план работы. А я, так и быть, уже сегодня подпишу указ о назначении тебя… Как ты сказала будет называться твоя должность?
- Директор радиовещательной компании.
- Директор радиовещательного департамента! – поправил император. – А вот вопрос, куда этот департамент пристроить, к какому министерству?  МВД? Третьему отделению канцелярии? Министерству госимуществ? Я ещё подумаю над этим.
- Мне кажется, что уместнее будет присоединть этот департамент к Министерству народного просвещения!
- Вполне подходит! Тем более, что министр Уваров является автором идеологии официальной народности: православие, самодержавие, народность. Я скажу Сергею Семеновичу, чтобы он поговорил с тобой о новом проекте, а потом уже будем решать! Ну, всё, хватит пока об этом! Ты нам сегодня споешь что-нибудь?
- Обязательно спою, надо послать кого-нибудь за гитарой.
- Мы сбегаем! – закричала одна из кузин.
- Прислуги что ли нету? – удивился император, но дал отмашку: бегите мол.
Три кузины и сестра Ольга отсутствовали довольно долго, но притащили не только гитару, но и два плеера для записи моего выступления. Одну запись для нас с Олей, а вторую – для себя. Олюшка прихватила с собой ещё и свою гитару, захотела подыгрывать мне. А папа приказал одному из слуг принести из его кабинета корнет-а-пистон, свой любимый музыкальный инструмент, чтобы тоже подыгрывать нам. В общем, получился неплохой домашний концерт! А кроме того, это была первая запись моих песен на плеер. Я ошиблась, думая, что плеер записывает на грампластинку или магнитофонную ленту. Наши новые умельцы, оказывается, уже вовсю используют лазер, а поэтому плеер записывал песни на диски типа DVD. Я рассказала присутствующим ( а к нам присоединились ещё пару десятков придворных, в основном фрейлин императрицы), что за время путешествия подготовила много песен: некоторые написала сама, а некоторые услышала и доработала от людей разных сословий и народностей Российской империи, от мещан, купцов, крестьян, казаков,  цыган, евреев, татар, киргизов. Также  сказала, что во время путешествия искала талантливых певцов и исполнителей везде, где проезжала. Кроме того, за время поездки организовала вокально- инструментальный ансамбль, много репетировала с ним. Через несколько дней я бы хотела выступить перед широкой публикой с этим ансамблем. Нам надо ещё подрепетировать, прийти в себя, найти помещение для выступления.
- Можно подготовить концертный зал Александровского дворца или Китайский театр здесь же, в парке. – сказала императрица. – Нужно посмотреть, где будет удобнее выступать и где лучше разместить публику.
- Мы внимательно посмотрим эти помещения, даже попробуем в них репетировать, а потом скажем, где и когда будет концерт. Я думаю, что это будет через неделю, не раньше. К тому времени можно будет напечатать пригласительные или продавать билеты. А сейчас я исполню несколько старых и новых песен, а вы оцените их.
Взяла гитару, уселась поудобнее и запела “Поручика”. Оля села рядом и подыгрывала мне соло. Потом я спела “Песню про вещего Олега” Высоцкого. Её я исполняла раньше только для А. С. Пушкина, поэтому апплодисментов я заслужила даже больше, чем за “Поручика”. Многие улыбались и веселились от этой шуточной песни. Дальше я стала петь серьезные романсы “В лунном сияньи”, “Белой акации гроздья душистые”, “Веры тонкая свеча” Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Потом перешла на более веселые песни,исполнила цыганский романс “Василечки” и шуточную песню “Стоит парень на перроне” (сказала, что из фольклора воспитанниц императорских институтов благородных девиц), чем вызвала смех и перешептывания среди зрителей, особенно фрейлин.
Стоит парень на пярроне
Усё рыло в молоке.
Несколько фрейлин прыснули со смеху. Император скривился.
В разноцветном балахоне,
С папиросою в зубе.
А мы к тому парню подходим,
Говорим: «Как тя звать?»
В дортуар его заводим,
Чтоб девицам показать.
Некоторые фрейлины уже не могли сдержаться от смеха. Императрица покраснела (это же про её ведомство поют такое неприличное!).

Как увидел он Маруську,
Ажно весь затрешшал,
Весь затрясся, как индюшка,
И такую речь сказал:

- Ах, Маруська, ты, Маруська,
Разубей меня Бог!
Уложу свою я душу
У твоих у грязных ног.
Смеялись уже все присутствующие, а император многозначительно посмотрел на императрицу, встретившись с ней взглядом.

А Маруська отвячала:
- Гы-гы-гы-гы-гы-гы!

Здесь уже все откровенно ржали, в том числе и мои родители.

Что ты голову морочишь,
Глазами делаешь круги?
Ведь не могу я стать твоёю
Раззаконной жаной.
Меня любит Чёрный Сашка
И Валерка Молодой.
Они смелые ребята,
Они живо нас найдут,
Тебе выдерут все кишки,
А мене морду набьют.


И наконец я обьявила песню из Одессы. Сказала, что она очень популярна среди одесских бандитов и воров, что очень насторожило моих отца и мать. Однако публика встретила эту песню со смехом, а некоторые даже пытались подпевать мне.
Как на Дерибасовской
Угол Ришельевской
В восемь часов вечера
Разнеслася весть
Как у нашей бабушки
Бедненькой старушки
Семеро налетчиков
Отобрали честь
Припев:
Оц-тоц-первертоц
Бабушка здорова
Оц-тоц-первертоц
Кушает компот
Оц-тоц-первертоц
И мечтает снова
Оц-тоц-первертоц
Пережить налет

Бабушка мечтает
Бабушка страдает
Потеряла бедная
И покой и сон
Двери все открыты
Не идут бандиты
Пусть придут не шестеро
Хотя бы вчетвером.
Припев
Не выходит бабушка
Вечером на улицу
Принимает бабушка
На ночь порошок
На порог выносит
Жареную курицу
Пусть придут не четверо
Хотя бы один пришел.
Припев
Не идут налетчики
Не идут родимые
Не пугают бабушек
К ним врываясь в дом
Не гудят с девицами
Лечатся налетчики
Вызывают доктора
Сразу вшестером.


После моего небольшого концерта для родни и избранной публики, решила прогуляться парком вдвоем с Женни фон Вестфален. Много беседовали с ней, прогуливаясь. Для меня очень важно было установить с новой фрейлиной дружеские, близкие отношения. Я рассказывала ей о своем путешествии, я она мне о своей родине, о здешних впечатлениях. Нового я почти ничего не узнала. О своём возлюбленном Карле, тайной помолвке и о будущей свадьбе Женни говорила очень неохотно, видно было, что эта тема была ей неприятна, напрягала.
А после прогулки в своих покоях я вдвоём с сестрой Ольгой прослушивала то, что записалось на плеер во время моего выступления. Второй плеер увезли с собой сестры Михайловны в Михайловский дворец и сейчас, наверное, тоже прослушивают.
К моему приятному удивлению, качество записи было очень даже хорошее. По крайней мере, намного лучше, чем на кассетных магнитофонах 1970-х годов. А ведь это у нас только самые первые образцы плееров!
Уже в постели набросала себе в блокнотик план на завтра:
Собрать своих музыкантов на репетицию.
Узнать, где разместили привезенных мной скрипача и балалаечников, какие им создали условия для проживания.
Перевезти от Пылина электромузыкальные инструменты, попросить у него человека для настройки.
Встретиться с министром Уваровым (доп эхисала: Сергей Семёнович и подчеркнула дважды, надо запомнить его имя и отчество). Это если папА; организует эту встречу.
Осмотреть оба концертных зала, решить, в котором из них будем выступать.
Попросить кого-то провести для меня экскурсию по дворцовому комплексу и парку, а, возможно, и по всему Царскому селу.
Уже засыпая подумала, что начинается новый, очень важный, уже третий этап моей жизни в этом мире.

На репродукции картины граф Уваров С.С. Художник Я.К. Каневский (1844).