Мой старый город. 8. Тюмень - столица деревень

Александр Соханский
ФОТО   СЕРЕДИНЫ   ХХ   СТОЛЕТИЯ:

       1.Типичная улица города 50-х годов – деревянные дома, грунтовая дорога и дощатые тротуары
       2. Весенний потоп на перекрёстке улиц Первомайская-Герцена. Вдали виднеется труба завода «Пластмасс»
       3. Единственный мост через реку Туру. Шедевр инженерного деревянного зодчества. Построен в 1926 г.
       4. Центральный «Универмаг» на пересечении улиц Республики-Первомайская. На среднем плане передовой автобус 1950-х годов марки ЗИС-155
       5. Железнодорожный вокзал станции Тюмень, построенный 1885 году
       6. Трёхзальный кинотеатр «Темп» на перекрёстке улиц Республики-Дзержинского
       7. Деревянное, но весьма внушительное здание тюменского госцирка постройки 1932 г.
       8. Фото на фоне памятника И.В.Сталину в тюменском доме отдыха им. Оловянникова
       9. Пионеры возлагают цветы к памятнику В.И.Ленину в сквере напротив краеведческого музея



И   М О С К В А   Н Е   С Р А З У   С Т Р О И Л А С Ь

       Летом 1586 года Тюменскую крепость строили 300 казаков и стрельцов — всё наличное население.
       Город располагался на правом возвышенном крутом берегу реки Туры. Пересечённая местность и многочисленные глубокие овраги не позволили создать правильную сеть строений. Только в центре было несколько прямых улиц.
       В 1950-е годы старые части города – центр, Потаскуй, Царёво, Большое и Малое Городище, Затюменка, Зарека, посёлок железнодорожников представляли практически изолированные между собой рекой, оврагами и железной дорогой крупные скопления деревянных домов с грунтовыми улицами и деревянными тротуарами (фото 1).
       В непогоду многие улицы утопали в непроходимых лужах и не только на окраинах, но и в центре.
       Издавна легендарным среди тюменцев считается случай, когда 14 апреля 1826 года напротив Гостиного двора, по сообщению «Сибирской торговой газеты», в «несусветной грязи» упала, запуталась в постромках и утонула лошадь ржевского мещанина Андрея Березникова. Как утверждает краевед А. С. Иваненко, это примечательное событие произошло как раз на перекрёстке современных улиц Челюскинцев и Ленина, возле Спасской церкви.[1] С тех пор прошло более ста лет, но мало что изменилось. Огромные лужи в 1950-х годах неизменно возникали на входе Центрального стадиона, на рыночной площади, на перекрёстке улиц Первомайская – Герцена (фото 2) и других местах в самом центре города.
       В народе существовало в ходу уничижительное прозвание «Тюмень – столица деревень». Появилось оно ещё в XVIII веке, когда город действительно был центром деревенской семейки. Вплотную к нему ютились деревни Парфёнова, Ембаево, Тураево, Войновка, Патрушева, Плеханова, Успенка, Горьковка, Труфанова, Воронина, Кулаково, Метелёва, Решетникова. Крупных поселений в ближайшем окружении, да и в удалении, попросту не было, если к таковым не относить города Ялуторовск (20 тыс. человек) и Ишим (50 тыс. человек). В начале пятидесятых годов двадцатого века и в "столице деревень" насчитывалось около 140 тысяч человек и со своим грунтовым бездорожьем она больше походила на большую деревню. Только несколько главных улиц были замощены булыжником.

       В годы Великой Отечественной войны в Тюмень прибыли оборудование и рабочие более двадцати предприятий с западных территорий страны. Для размещения эвакуированных заводов требовалось приспособить, переоборудовать и построить вновь более 70 000 кв.м производственных площадей. Продукцию для фронта выпускали фанерокомбинат, деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь», овчинно-шубный завод, заводы АТЭ, химико-фармацевтический, пласмасс, судоремонтный, экскаваторный, кожзавод, артели Многопромсоюза и многие другие. Ближе к концу войны и после капитуляции фашистской Германии часть тюменских предприятий была реэвакуирована. [2] 
       Впрочем, годы военного роста промышленности никак не отразились на облике города. Все средства шли на производство продукции для нужд фронта. Благоустройством города никто не занимался.

       И только с 60-х годов ХХ века город стал заметно развиваться. Постепенно ближние деревни вошли в городскую черту. Сначала сносили и заменяли старые и ветхие строения в центре, затем настала пора строительства новых районов на пустырях вокруг города. А бывшие окраинные улочки разрослись в фешенебельные авеню с двадцатиэтажными небоскрёбами.
       С бурным преображением облика города в XXI веке старый девиз пришлось менять. Теперь «Тюмень — лучший город земли». Горожанам и властям этот слоган пришёлся по душе и сейчас воспроизводится по всему городу при каждом подходящем случае.
       Численность населения города Тюмени по состоянию на 1 января 2023 года с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года – 855,6 тыс. человек. За 437 лет число жителей увеличилось почти в 3000 раз!

       Но это другой рассказ. Здесь же речь идёт именно о «столице деревень» пятидесятых годов прошлого века. В те времена я был школьником, поэтому город в моём рассказе предстанет именно с этой точки зрения.


Г О Р О Д   О Д Н О Й   У  Л  И  Ц  Ы

       Исторически город формировался вдоль одной улицы – улицы Республики (бывшая Царская, бывшая Александровская), где сосредотачивалась почти вся городская жизнь.  На ней появилась первая мостовая и первый асфальт.

       Улица начиналась от краеведческого музея и за Текутьевским кладбищем переходила в Сибирский тракт. Вдоль неё размещались в большинстве своём главные административные, культурные и торговые центры города: горисполком, телеграф, телефонная станция, радиокомитет, почта, центральный универмаг, гастроном и ряд других магазинов, центральная рыночная площадь, кинотеатр «Темп», ресторан «Сибирь», типография, контора КГБ, военкомат, сберегательная касса и другие средоточия городской жизни.. Сразу за Текутьевским кладбищем городские постройки заканчивались и далее на полях до деревни Войновка располагались коллективные посадки картофеля.

       В самом начале главной улицы города возвышалось монументальное здание краеведческого музея с его знаменитым полным скелетом ископаемого мамонта.
       Напротив музея на пересечении улиц Республики и Ленина создали треугольный скверик, в центре которого установили памятник вождю Октябрьской революции Владимиру Ильичу Ленину (фото 9).
       По традиции в этом сквере нас, октябрят, торжественно принимали в пионеры. Девиз Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина звучал так: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» А фраза "Всегда готов!", отштампованная на пионерском значке, была откликом на призыв и означала готовность выполнить любое порученное дело.
       Принятым в пионеры радостным октябрятам здесь повязывали на шею алый треугольный галстук, означавший триединство пионеров, комсомольцев и коммунистов.

       Чуть далее по левой стороне улицы располагался Сад пионеров. С фонтаном в центре и пышной сиреневой аллеей, в начале которой стоял памятник Павшим борцам революции. В глубине сада за памятником находилась тенистая летняя веранда, на которой можно было за небольшой залог взять напрокат шашки, шахматы, домино, настольный биллиард, детские газеты, книги, журналы.
       Напротив Сада пионеров (там, где сейчас Памятник выпускникам, не вернувшимся с войны) стоял крупный фанерный павильон ресторана «Волна» с массивными колоннами из той же фанеры, выкрашенный почему-то тёмно-зелёной краской.

       Мрачной известностью пользовалось здание на углу улицы Семакова. Здесь с 1923 по 1953 годы располагалась зловещая контора Народного комиссариата внутренних дел, в подвалах которой расстреливали сотни «врагов народа», осуждённых бесчеловечной «тройкой НКВД». Весь город знал об этом, несмотря на завесу секретности.
       Почти вплотную к стенам здание было окружено высоким забором, через щели которого удавалось разглядеть окна расстрельного подвала, забранные коваными решётками. Здание пользовалось настолько жуткой репутацией, что даже в середине 50-х годов некоторые прохожие предпочитали обходить его по противоположной стороне улицы, искренне боясь услышать выстрелы в подвале.

       В политические праздничные дни улицу украшали светящиеся надписи: «Да здравствует 1 Мая», «Да здравствует …-я годовщина Октября», «Слава Великому Октябрю». На каждой букве была смонтирована световая цепочка из цветных лампочек. Некоторые надписи зажигались с помощью автоматики по буквам или по слогам. Особой оригинальностью отличалась иллюминация на заречной овчинно-шубной фабрике, телефонной станции, центральном телеграфе и горисполкоме. Там кроме надписи зажигались звёзды, цветы, герб СССР, рамка из бегущих огней. В праздничные дни мы специально ходили посмотреть на эту переливающуюся придумку: ДА-ЗДРАВ-СТВУ-ЕТ-1-МАЯ-!. Потом надпись гаснет и снова – ДА-ЗДРА… Такие праздничные украшения тогда воспринимались как высшее достижение рекламного искусства.

       Центром города считался перекрёсток улиц Республики и Первомайской. Здесь располагались самые крупные магазины города — главный гастроном и центральный универмаг (фото 4).

       На нескольких перекрёстках центральных улиц на кронштейнах висели электрические часы марки «Терек», минутные стрелки которых каждую минуту чётко перескакивали на одно деление. Импульсы на перевод централизованно поступали с телефонной станции. Очень даже цивильно по тем временам!

 
Д О Р О Г И   И   Т Р А Н С П О Р Т   Т Ю М Е Н И

       Препятствовало движению городских автобусов в то время скверное состояние уличных дорог. Многие из них в распутицу становились почти непроезжими для автомобилей. В заречную часть города вёл всего один деревянный мост, построенный в начальные годы Советской власти (фото 3).
       Развитие города и, прежде всего, укладка асфальта, неумолимо приближали новый этап в развитии общественного и промышленного автомобильного транспорта. Первый асфальт на улицах города появился в 1950-м году. Регулярное автобусное движение в Тюмени началось в эти же годы. 
       В 1951 году городскими властями были закуплены первые комфортабельные автобусы – ПАЗ-651 (на 18 мест) и ЗИС-155 (на 28 мест). Количество маршрутов три – вплоть до середины 50-х годов. Это маршруты «Вокзал – ТЭЦ», «Вокзал – ДОК» и «Сетевязальная фабрика – мельзавод». ЗИЛовские автобусы были вагонного типа, имели открывающиеся вверх окна салона на защёлках и двустворчатые складные двери,  которые раскрывались-закрывались сжатым воздухом с характерным шипением «Пс-с-с-с…».
       К 1954 г. автобусный парк Тюмени насчитывал 58 автобусов.
       В 1958 году появились автобусы ЗИЛ-158 – рассчитанные на 32 места. Количество маршрутов увеличилось до десяти, а количество машин до 136. Среди новых маршрутов были: «Вокзал – Лесобаза», «Кирпичный завод – Асфальтовый завод», «Магазин Динамо – пос. Андреевский», «Магазин Динамо – пос. Парфёново», «Вокзал – Пристань», «Вокзал – ТЭЦ», «Школа-интернат – Гормолзавод», «Вокзал – Дом отдыха».


К  И  Н  О

       Перекрёсток улиц Республики и Дзержинского был одним из самых оживлённых. Здесь сгруппировались кинотеатр «Темп», несколько магазинов, междугородный переговорный пункт, парикмахерская, радиокомитет, ресторан «Сибирь». В этом месте сходились многие автотранспортные маршруты, в часы пик даже появлялся милиционер-регулировщик уличного движения. Спустя какое-то время в центре на растяжках подвесили один из первых светофоров.

       Кинотеатр «Темп» (фото 6) был одним из главных центров культурно-развлекательной жизни горожан. Кроме него кино показывали в кинотеатре «Победа», бывшем клубе водников, и в клубе железнодорожников имени Ильича. Нехватку кино помогали смягчить узкоплёночные кинопередвижки в заводских и фабричных клубах и в ДОСААФ.
       Фильмов советскими киностудиями выпускалось в те годы немного и любой новый, в особенности цветной, из них был настоящим событием в жизни города. Вспомнить хотя бы цветные киноленты - «Падение Берлина», «Сказание о земле сибирской», «Кубанские казаки», «Застава в горах», «Смелые люди», «Мы с вами где-то встречались», «Корабли штурмуют бастионы», «Матрос Чижик».
       Что уж там говорить о фильмах, демонстрировавшихся с титрами «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году». Лидерами музыкальных трофеев были великолепная «Серенада солнечной долины» с оркестром Гленна Миллера, чарующая ледовая «Золотая симфония», а также полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов», цветная арабская сказка «Багдадский вор».
       Не утратили популярности фильмы военных и довоенных лет. Почти все киносеансы шли с аншлагом, кинотеатры переполнены, в билетные кассы было не пробиться. Поэтому большим успехом пользовались коллективные посещения сеансов школьниками, студентами, сотрудниками организаций, когда один посланный закупал билеты на коллектив..
 
       Настоящий фурор среди пацанов произвёл многосерийный приключенческий фильм «Тарзан» про человека-обезьяну, живущего в джунглях. Со дворов стали массово пропадать бельевые верёвки, которые затем превращались в лианы на сучьях высоких деревьев. На импровизированных лианах сомнительной надёжности с «криком Тарзана» летали отчаянные парни. Срывались, падали, ломали руки и ноги.
       В «Темпе» было три кинозала — сиреневый, голубой и зелёный. В самом большом сиреневом имелся балкон, вход на который был с галереи второго этажа. В центре второго этажа имелся большой проём типа атриума, с перил которого было можно наблюдать в необычном ракурсе сверху за людьми в фойе первого этажа.
       До начала вечерних сеансов на втором этаже устраивали небольшие концерты. На маленький эстраде играл квартет в составе пианино, кларнета, скрипки и контрабаса, в сопровождении которого часто выступали певцы местной филармонии. За одни деньги можно было получить два удовольствия.


М А Г А З И Н Ы

       Продолжением кинотеатра «Темп» вдоль улицы был магазин «Рыба». Его большие витрины-окна были заставлены высокими пирамидами из крабовых консервов с латинской надписью «СНАТКА» на банке, не воспринимаемых тогда населением как деликатес и не пользовавшихся спросом.
       Зато изобилие сибирских рыбных запасов подчёркивал огромный аквариум с крупной живой рыбой ценных пород, что особо изумляло приезжих. Продавец вылавливал сачком указанную покупателем рыбину и укладывал на весы.

       Рядом в небольшом помещении этого здания располагался междугородный телефонный переговорный пункт, откуда можно было позвонить в другой город. Для этого было необходимо заказать и оплатить соединение на определённое время, прибыть к назначенному часу, дождаться вызова и пройти в указанную кабину. Связь была скверная, слышимость никакая, чтобы тебя услышали на другом конце провода приходилось орать, а связь зачастую внезапно прерывалась в самом нужном месте.

       Напротив кинотеатра в старинном здании находился единственный городской ресторан «Сибирь», прозванный в народе кабаком. Нам, ребятишкам, запомнились аппетитные ливерные пирожки с его кухни которыми торговали на углу ресторана по 4 копейки штука. Зимой и летом из утеплённого ларя они были всегда горячими. После дневного кино парочка пирожков всегда была кстати.
 
       Из крупных магазинов запомнились универмаг и гастроном на пересечении улиц Республики и Первомайская.

       Универмаг стоял на месте нынешнего торгового центра «Москва». Сейчас в это трудно поверить, но в том двухэтажном здании продавалась обувь, одежда, галантерея, парфюмерия, ювелирные изделия, посуда, детские игрушки и многое другое. Обычно к Новому году под лестницей на второй этаж монтировали игрушечную железную дорогу, сверкающую огнями станций и поездов. По замысловато проложенным рельсам поезд мчался мимо станционных строений, переезжал препятствия по мостам, скрывался в тоннелях. Это было диковинное зрелище для детей, которые специально приходили в магазин поглядеть на чудо-игрушку.
       В ближайшем радиусе находились ещё два крупных промышленных магазина. В одном из них мне купили первый велосипед-подросток.

       На противоположном углу перекрёстка располагался центральный гастроном с исчерпывающим набором продуктов.
       Перечень сортов колбас тогда был невелик и не всегда они были в продаже. Поэтому на задней стенке мясного отдела располагалось табло из светильников дневного света с названиями на матовом плафоне. Имеющиеся в продаже виды колбас высвечивались включёнными лампами.
       В гастрономе продавали на разлив вкусные фруктовые и овощные соки, любимое мороженое, шипучую газировку, разные сладости. Мы с удовольствием посещали гастроном. Всё это стоило копейки и было по карману даже нам, ребятишкам.
       Напротив гастронома находилась стоянка такси. Как известно, советские люди в те времена не ездили на такси за хлебом. Поэтому днём на стоянке всегда ждали своей очереди пять-шесть машин марки «Победа». На улицах у свободных такси горел за лобовым стеклом зелёный фонарик (вспомним слова песни: зеленоглазое такси), поэтому можно было  перехватить такси и вне стоянки.
       На углу у гастронома стояла кирпичная трансформаторная электроподстанция. Большую огласку получил трагический случай. Как-то в подстанции случился пожар. Отключение трансформатора со стороны высокого напряжения толком не проверили и один из пожарных погиб от поражения электрическим током через струю воды из брандспойта.


Ц  И  Р  К

       Улица Первомайская начиналась от железнодорожного вокзала (фото 5) и, пересекая главную улицу Республики, заканчивалась тупиком на улице Володарского. На Первомайской находились крупные очаги культурной жизни – драматический театр, государственный цирк, гостиница «Заря», магазин «Промышленные товары», областная типография, ателье мод, клуб имени Ильича, завод «Пластмасс».

       Цирковые волшебные представления неизменно являлись любимым зрелищем детворы, да и взрослых нашего города. Цирк располагался в юго-восточном углу городского сада на пересечении улиц Первомайской и Герцена (фото 7). Это было солидное здание с неповторимым «цирковым» запахом внутри.
       Цирк был полностью деревянным. Его купол поддерживали многочисленные бревенчатые стойки. Если билет попадался с «видом на столб», приходилось всё время качаться, чтобы всё увидеть. Почти вплотную к арене располагались ложи с дорогими билетами, как нам тогда казалось, для богатых людей.
       Представления состояли из двух отделений с антрактом, в который можно было побаловаться газводой, сдобой, мороженым в буфете, погулять в скверике возле цирка с контрамаркой на обратный вход.
       Во втором отделении обычно шли аттракционы, требующие специальной подготовки арены: с крупными и хищными дрессированными животными, воздушный полёт гимнастов, мотоциклы в шаре под куполом цирка, иллюзионные постановки.

       Представление начиналось цирковым маршем. Включались прожектора, по краям дорожки выхода на арену выстраивались шесть униформистов в особой одежде, которые в ходе спектакля занимались сменой оборудования и монтажом аттракционов на арене (в быту мужчин на подхвате называли «шестёрками»).
       Над выходом артистов на арену располагался балкон с великолепно сыгранным эстрадным оркестром, который помогал превратить выступление в яркую сказку.   
       В начале представления в центр арены многие годы выходил один и тот же неподражаемый шпрехшталмейстер, ставший легендой тюменского цирка, который объявлял парад-алле и вёл представление. Это был высокий худощавый человек во фраке с длинным «лошадиным» лицом, набриолиненными волосами с пробором и совершенно непроницаемым выражением лица. Он резко выкрикивал с особым произношением отдельные слова объявления, при этом непрерывно поворачиваясь в разные стороны амфитеатра всем туловищем. Поэтому из его объявления почти ничего было невозможно уяснить, кроме отдельных слов.

       В некоторые сезоны на арене цирка показывали цирковую классическую борьбу, имевшую у мужской части населения города исключительный успех. При этом было необязательно покупать билет на всё представление. На первое и второе отделение билеты продавали как вместе, так и по отдельности.
       Соревнования борцов проводились в форме всесоюзного чемпионата. Цирк вывешивал таблицу поединков сезона и заядлые болельщики с увлечением ходили болеть за «своих» фаворитов, заключали пари на победителя. В соревнованиях принимали участие профессиональные мастера спорта СССР по классической борьбе Александр Пустынников, Александр Карелин, Владимир Плясуля, Али Бурхан, Ефим  Арнаутов и другие достойные преемники прославленного русского борца Ивана Поддубного. Это были настоящие силачи впечатляющего роста и веса. Человек обычного телосложения рядом с ними походил на Гулливера, попавшего в страну великанов.
       Болельщики прекрасно понимали, «если в спортивной любительской борьбе все действия состязающихся подчинены одной цели — победе над партнёром, то профессиональный борец, прежде всего, заботится о процессе борьбы, чтобы схватка была эмоционально насыщенной, изобиловала острыми моментами, содержала интересные для зрителя приёмы и комбинации. Цирковой борец должен сочетать в себе качества спортсмена и артиста». [4]
       Поэтому цирковые бои протекали увлекательно, с демонстрацией самых разнообразных захватов и эффектно реализованных бросков. Естественно, для сохранения интриги действовала продуманная режиссура побед и поражений, но реализм боёв был убедительным и азарт зрителей получал своё.
       А мы, пацаны, после посещения цирковых схваток именовали себя «пустынниковыми», и «плясулями», где-нибудь на травянистой полянке во дворе очерчивали ринг и с энтузиазмом повторяли увиденные приёмы профессионалов.


Т Е А Т Р

       Одним из важнейших центров городской культуры справедливо считался драматический театр, где для взрослых ставили спектакли в виде классической драмы, трагедии, комедии. В спектаклях 1950-х годов были заняты известные актёры тюменского театра П.Вельяминов, Б.Федоров, П.Словцов, Н.Кардонская, Ю.Зеленевский, К.Бутакова, Г.Дьяконов-Дъяченков и другие тюменские знаменитости.
       Декорации на сцене спектаклей в те времена отличались сложностью и высокой степенью натурализма.
       Для детей на новый год ставили волшебные спектакли, а в фойе наряжали ёлку. Перед началом представления и в антрактах там проводили хороводы вокруг ёлки, игры и конкурсы, участвуя в которых ребятам на радость удавалось выиграть небольшую игрушку, сладость или что-то из школьных принадлежностей.
       Все дети уходили с весёлого праздника со сладким новогодним подарком. В прозрачном целлофановом пакете заманчиво просвечивали конфеты в ярких фантиках, печенье и пряники, шоколадка и редкостный ту пору мандарин или апельсин.


К Л У Б Ы

       Профессиональные приезжие артисты нечасто заглядывали в наш городок, поэтому необыкновенной популярностью в пятидесятые годы ХХ века пользовались выступления народных талантов.
       На большинстве крупных предприятий и организаций, в учебных заведениях при клубах и красных уголках создавались театральные кружки, хоровые коллективы, самодеятельные оркестры. В большой чести были сольные певцы и музыканты.
       Первоклассной самодеятельностью славились коллективы работников связи, железнодорожников, овчинно-меховой фабрики, аккумуляторного завода, техникумов, многих других организаций и промышленных предприятий. Ежегодно проводились городские конкурсы на лучших исполнителей, оцениваемых компетентными жюри. В результате многоступенчатого отбора вышедшие в финал артисты-любители находились почти на уровне профессионалов. Попасть в качестве зрителя на отборочный, тем более заключительный концерт самодеятельных исполнителей в городскую филармонию было исключительной удачей для любого ценителя, тем более, участника этого увлечения. 


Р  Ы  Н  О  К

       Центральный рынок занимал половину нынешней Центральной площади по чётной стороне улицы Республики. В трёх просторных павильонах с уникальными деревянными перекрытиями без центральных опор (известно, что в годы войны в них собирали военные планеры) торговали овощами и фруктами, молочными продуктами, мясом и рыбой. Кроме того на рынке располагались различные ларьки, магазинчики, открытые прилавки.

       Большое разнообразие в скучное провинциальное бытие вносили заезжие мотоспортсмены, которые показывали рискованные мотогонки по вертикальной стене, пользовавшиеся большим признанием у мужской части населения. Хотя весь эффект основывался на элементарных законах физики – действии центробежной силы.
       В западной части рынка монтировался из дощатых щитов грандиозный цилиндр диаметром 9-10 метров и примерно такой же высоты, крепившийся в вертикальном положении многочисленными трубчатыми стойками и растяжками-тросами. Снаружи вокруг верхней части цилиндра находилась галерея для зрителей. Всё это сооружение покрывалось брезентовым тентом по типу «Шапито».
       Для привлечения публики рядом с входом размещалась кукольных размеров сцена, на которой под громкую зазывную музыку танцевал карлик. У него было лицо живого артиста, к которому в складках занавеса было искусно приделано маленькое тельце, ручки и ножки в туфельках, которыми лицедей отбивал чечётку на помосте. Голова при этом подмигивала зрителям и корчила смешные рожицы.
       Дно аттракциона имело конический переход на стенки цилиндра для разгона и съезда.  В центре стояли два-три мотоцикла, а по верхнему краю был натянут леер из троса, предохраняющий зрителей от случайного выезда мотоциклов за верхнюю кромку. Спортсмены с громозвучным треском разгонялись в нижней конической части и постепенно выходили на вертикальную стену цилиндра, где ориентиром для них были жёлтые горизонтальные линии. Опасные трюки включали езду по вертикальной стене вверх-вниз, баланс без управления руками, парное катание и, наконец, «смертельный» номер с завязанными глазами.
       Во время представления всё дощатое сооружение стонало и раскачивалось в такт с движением мотоциклов, дополняя тем самым остроту ощущений посетителям.
       Возможно, что впечатление от этого яркого аттракциона впоследствии привело к моему увлечению мотоциклом. На всю жизнь. Во всяком случае, в конце 50-х я оснастил свой велосипед двухтактным двигателем Д-4 мощностью в одну лошадиную силу. Это было уже кое-что!


Х Р А М Ы

       К началу 1950 годов в городе сохранилось 8 церковных зданий, многие из которых были частично разрушены. Советская власть решительно боролась с религией. В описываемый период в городе действующим были только Знаменский собор и небольшая Всехсвятская церквушка. Все остальные церковные строения были лишены надглавных крестов, а порою и глав, колоколов и звонниц. Массивные постройки сносить было затратно, поэтому их с успехом приспособили под хозяйственные нужды.

       Так в Троицком монастыре размещались склады коммунально-эксплуатационной части военного гарнизона города и водозабор Горводоканала с очистными сооружениями. Туринской речной водой с Троицкого водозабора снабжался практически весь город. И если человек на девяносто процентов состоит из воды, то все обитатели Тюмени, можно считать, являлись детьми Туры-матушки.

       В Крестовоздвиженской (Никольской) церкви находился областной комитет добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Здесь допризывная молодёжь приобретала первичные навыки овладевания военными специальностями.

       Михайло-Архангельский храм после закрытия использовали под клуб, контору, склады и гараж, столовую и общежитие. В 50-е годы ХХ века хозяином церковного здания являлась неведомая воинская часть.

       В Спасской церкви, во времена гонений религии советской властью первоначально была устроена пересыльная тюрьма для высылаемых на север раскулаченных лиц. Позже здание использовали под размещение городского архива и Центральной городской библиотеки. В начале Великой Отечественной войны здесь даже хранились около ста опечатанных ящиков с эвакуированным из Крыма золотом и античными музейными ценностями.

       В период войны хозяином Ильинской церкви стал Тюменский ликёро-водочный завод, производивший те самые «сто наркомовских» для храбрости и на верную погибель пьяненьких бойцов.

       Георгиевская церковь после октябрьской революции была закрыта, а её здание начало использоваться как клуб кожевенников и химиков. В 1930-е годы в храме располагалось общежитие учащихся школы шофёров и комбайнёров Тюменского сельскохозяйственного техникума, а в описываемый период здание принадлежало Тюменскому овчинно-шубному заводу.

       Тогда даже не предполагалось, что когда-нибудь полуразрушенным храмам возвратят былую красоту древней архитектуры…


Ф О Н Т А Н Ы

       Все фонтаны города можно было пересчитать по пальцам одной руки — напротив краеведческого музея, в саду пионеров, у вокзала и в городском саду.
       Самый интересный фонтан действовал в сиреневом сквере напротив железнодорожного вокзала. В центре на скальном возвышении лежала олениха, которую бдительно охранял статный самец с ветвистыми рогами. Здесь был организован первый цветомузыкальный фонтан. По периметру бассейна вмонтировали автомобильные фары с цветными фильтрами и горожане вечерами специально приезжали на вокзал полюбоваться «цветомузыкальными» струями фонтана. Любительской цветомузыки не хватило до конца сезона. Сначала перегорели лампы, потом под стёкла попала вода. В конце концов, их побили камнями вандалы. Через какое-то время фары убрали, гнёзда залепили раствором цемента и всё закрасили. Как будто ничего и не было.


П А М Я Т Н И К И

       Самые первые памятники свято чтимым советским вождям появились ещё до Великой Отечественной войны в городском саду, на месте которого ныне расположен Цветной бульвар из гранита.
       Памятник Владимиру Ильичу Ленину с правой указующей рукой высился примерно в районе, где теперь вращается гигантское колесо обозрения. Не смотря на обращения граждан города, памятник был снесён в период строительства бульвара под предлогом ветхости гипсовой скульптуры и невозможности её реставрации (фото 9).
       Кроме того, памятники вождю революции находились у проходной завода «Пластмасс» и напротив краеведческого музея. Оба памятника исчезли в кратчайшие сроки после развала СССР.
       Памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину в городском саду убрали после разоблачения культа личности. По слухам его не вывозили, а закопали где-то на территории сада. Он располагался ориентировочно в зоне нынешней скульптурной группы советским клоунам Юрию Никулину, Олегу Попову и Карандашу.
       В Саду пионеров был ещё один памятник «отцу всех народов» И.В.Сталину с детьми, неприметно разобранный после обличения культа личности в 1953 году.
       Незаметно для горожан были снесены памятники Ленину и Сталину (фото 8) за городом в Доме отдыха имени Оловянникова. Постамент памятника Ленину до сих пор уцелел в прибрежных зарослях местного пруда.


       Разрозненные описания городских улиц, событий и достопримечательностей, оставшиеся в памяти детства, не претендуют на энциклопедичность. Тем не менее, так было. Это история бытия поколения людей времён «столицы деревень», практически ушедших ныне из жизни.


 

       Александр Соханский,
            декабрь 2023 г.



П Р И М Е Ч А Н И Я

       [1] А.С.Иваненко. Новые прогулки по Тюмени. Издательство «Радуга-Т», 2008
       [2] Из истории промышленного развития Тюменской области (1917-1980). Документы и материалы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1988
       [3] История тюменского автобуса 04.06.2014 • Город • Калейдоскоп
       [4] Борцы профессионалы. Журнал «Советский цирк», 1958]