30. Блинчики-оладушки

Владимир Войновский
Предыдущее "Море волнуется - раз..." http://proza.ru/2023/12/23/1580


          Стук в дверь, которая со скрипом приоткрывается:

- Вовка! «Война», ты дома?

- Да! Заходи!

          Выхожу в коридор, Валерка улыбается. В свои тринадцать вымахал под метр восемьдесят, а то и выше. Эдакая гора с душой ребёнка. Но трогать никак не моги – вскипает в секунду.

- Ты один?

- Хватит скромничать, разувайся и проходи. Рассказывай, каким ветром…

- Я есть хочу…

- А дома…, – зная ситуацию одноклассника, осекаюсь, – не успел поесть?

- Я рано ушёл. Пока в колхоз смотался, потом в больницу за лекарством, – друг сбросил куртку на пол в прихожей и прямым курсом в кухню.

          Я открыл дверцу холодильника, изучаю содержимое. Мама в такие моменты всегда меня спрашивает: «Ты туда что-то положил? Если нет, что ищешь?».
 
- Не густо. Суп вчерашний будешь?

- Ага! – Валерка сидит за столом.

- А руки мыть?

          Пока он торчит возле умывальника, накладываю ему в эмалированную миску первое блюдо из курицы, которая сама в магазин пришла. У нас тогда про всю птицу «кудахчущую» так говорили. Несёшь в сетке, а головы снизу на длинных шеях свисают, то и дело землю цепляют.

- Вов, а к чаю есть что? – друг смотрит такими глазами, что хоть сразу подпрыгивай и в магазин.

- Хлеб с маслом, посыпанным сахаром, будешь?

- Давай блинчиков-оладушков сделаем…

- Я не умею, – прямо так стыдно стало. Он, значит, может, а я в свои тринадцать словно безрукий.

          Вы не подумайте, если яичницу, картошку, рыбу пожарить с превеликим удовольствием, особенно когда кишка к позвоночнику прилипла. А вот до таких изысков мои руки ещё не дошли.

- Я сейчас, – одноклассник вскакивает и к входной двери быстро возвращается. – Вот! Мука блинная, – поворачивает ко мне пакет оберточной бумаги с этикеткой.

          В это время суп закипает на плите. Выключаю конфорку. Кладу на стол фанерку, на которую ставлю горячую миску. Из ящика извлекаю ложку и передаю другу.

- Давай я быстро заведу, нажарим, а потом…, – тараторит тот, который пять минут назад жаловался на голод.

- Табурет, ложка, миска, суп. Остальное… Будешь говорить, что надо, я приготовлю.

          Стук металла об металл, причмокивание, придыхание и чавканье говорили сами за себя. Сам бывал в таком положении. Возможно, Валера не ел дня два.

          Но даже в таком режиме он умудряется мне говорить, что выставить на стол для приготовления блинчиков.

          Я достаю сковороду, масло растительное, масло сливочное, бидончик с молоком, миску средних размеров, чистую вилку и широкую плоскую тарелку.

          Мою посуду, вытираю со стола, а сытый товарищ заводит блины. Оказывается, достаточно налить молока или водички в мучную смесь. Все остальные ингредиенты присутствуют в достаточном количестве. Надо же.  Вот прогресс в начале восьмидесятых.

          Процесс кипит, а меня не отпускает мысль, что же произошло и где был последние дни мой товарищ. Не скажу, что у него благополучная семья, но и наговаривать нет нужды. Папа, мама и он. Отец – мужик рабочей специальности. Вкалывает с утра до вечера на стройке. Ну, тяжёл на руку, да и выпить любитель в меру. Только однажды чуточку перебрал и на жену руку поднял. Покосилось у неё здоровье, а через время вообще слегла, парализованная на одну сторону по всему телу. Признали инвалидность, пенсию назначили.
 
          Вот так она целыми днями одна в квартире. Хорошо, когда каникулы. Сын, чем может, помогает, да ему это не в радость за больной мамой ухаживать. Батя вернётся вечером, что-то не понравится, а что-то не сделано. В период учёбы ещё и уроки запущены. Вот Валерке и перепадало, когда ремнём, когда кулаком. Мамку жалко, да злость на отца выросла. Стал уходить, бродяжничать. По подвалам, на теплотрассах выживать. Поесть к друзьям и одноклассникам, а как стыдно по-чужим шастать становится, придёт домой, заберёт у мамы пенсию и опять на «волю».
 
          Бывало, мы с классной нашей Броней ходили его искать по посёлку. Находили, домой приводили. Отец его ласковый, спасибо налево, направо раздаёт, а как мы за дверь сына воспитывать. Перестал доверять одноклассник и нам. Как на учёт в милицию поставили, чуток и он, и папка его успокоились, присмирели.

- Валер, ты где так ловко научился блины готовить?

- Я сейчас ещё и оладьи, только муки добавлю. Смотри, замес гуще стал. Шлёп на сковороду…

          Масло шкворчит. Лепёшки чуть меньше ладошки пританцовывают и надуваются.

- Я, когда из дома ухо… Так, где есть возможность, на костре себе напеку, и брюхо радуется. Чаем запиваю. О! А у тебя есть варенье или сгущенка?

          Я подошёл к холодильнику, растопырил дверцу и снова застыл.

- Да, братан! Ничего у тебя нет. И как вы живёте?

- От зарплаты до зарплаты. Скоро всё будет.

- Рано я к тебе пришёл, – смеётся друг.

- Ты опять в бега подался?

- С чего ты взял? У нас всё хорошо. Вот мама пока заснула, к тебе пришёл в гости.

          «Ближний свет от тебя, ко мне… считай, километр целый шлёпать», – ворчу внутри себя.

- По дороге зашёл, муки купил и… сгущёнки взял…

- Чего тогда спрашиваешь? Есть или нет?

          За разговором Валера успевает приготовить приличную стопку блинов и горку оладушек, наваленных в другую тарелку. Я мою посуду, вытираю электроплиту и стол, ставлю на конфорку чайник. Одноклассник выбегает на лестничную площадку и возвращается с баночкой сгущёнки.

- Ого! – у меня невольно вырывается при виде этой блестящей жестяной «баночки». – Я таких в магазине не видал!

- Такие у них для особых случаев. Там свадьба, дни рождения. Когда много всего готовят: пироги, торты, пирожные…

- А-а-а-а, понимающе киваю. Здесь литра три. На целый год хватит.

- Я тебе отолью, а остальное заберу. Есть литровая банка? И крышку сразу ищи.

          Чего искать. Всё на своих местах. Валерка ножом делает две дырки сверху банки, я подставляю стекляшку. После заполнения надеваю пластиковую крышку.

- Теперь по блинчикам…

          Разлили в большие кружки чай. Восседали за столом, словно купеческие дети. Блинчики-оладушки макали в сгущённое молоко, налитое в пиалу, и сёрбали чай из блюдец.

- А твои когда придут? – вдруг спохватился Валера.

- Они сегодня на днюхе у знакомых. Там и останутся. Сестрёнка там же.

- Можно я у тебя останусь?

- Тебя искать не будут? – вздыхаю я, понимая, что друг опять пустился в бега.

- Если кто позвонит, спросит, скажи, не видел. Я хоть высплюсь.

- Хорошо. Пойдём телевизор смотреть!


Следующее "Маяк" http://proza.ru/2023/12/29/1688