Натуральная елочка. Приобретение, потеря и...

Аглая Анхори
       На конкурс "Новый год (до)" http://proza.ru/2023/12/25/783

       Фото приложено только для того, чтобы не оставлять историю без иллюстраций. Фотографии с настоящими елками, увы, не сохранились.



       Произошла эта история то ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х. Синтетические елочки уверенно захватывали квартирные плацдармы, натуральные елочки с удовольствием уступали им свои позиции, но в отдельных случаях все еще появлялись на елочных базарах. Понимая правильность такого подхода к сбережению растительности, особенно в безлесной Средней Азии, рожденные и выросшие в СССР поколения скрепя сердце (иногда скрИпя сердцем) смирялись с серьезным минусом синтетических елочек - они не наполняли дом ароматом хвои. Этот запах, он такой... такой... Только входишь в дом, еще не дошел до комнаты, где раскинула ветви зеленая красавица, не видишь и не знаешь, какими яствами радушные хозяева станут потчевать гостя, но ощущение праздника все равно накатывает... потому что по дому разливается дивный запах. Запах хвои. Или утром, ты еще полностью не проснулся, не уточнил, утро или уже день, тем не менее, осознаешь - праздник. И на календаре, и в душе. Потому, что пахнет елью. Без такого благоухания Новый год что борщ без сметаны. Или плов без мяса.
       Это сейчас без особых усилий можно приобрести любой ароматизатор, а в те года частично выручало разве что мыло "Хвойное", натираемое на мелкой терке и посыпаемое на ветки. Парфюмеры, конечно, старались приблизить запах мыла к запаху настоящей хвои, однако же полностью заглушить запах химических примесей не удавалось.
       Да, на наши базары привозили не настоящие елки, а туи и короткоигольчатые сосенки, выращенные в питомнике, да рядовым обывателям какая разница. Хвойно-смолистый аромат в наличии? В наличии! Берем!!!
       Но, если в 60-х и 70-х годах питомники снабжали горожан с избытком, то к концу 80-х посадки значительно сократились. Туи и сосны выращивались в таких малых количествах, что уже не каждый базар получал их для реализации, а за 2-3 дня до 31-ого даже на крупнейшем базаре не найти ни одного самого завалящего деревца. Я в дальнейшем буду по привычке называть их елочками.
       В те года моя организация располагалась как раз около самого крупного базара. Поэтому стоило услышать от кого-то, что привезли елки, как народ сорвался за столь ценным приобретением.
       Рабочий день окончен. Мне бы сразу домой отправиться, да не мне рассказывать, что ежедневный обход ряда магазинов – не хобби, а насущная потребность. У меня тогда имелся достаточно обширный круг родни и знакомых, и каждому презентик подобрать надо (невзирая на то, что накопление презентов идет круглый год). А еще нужны продукты для повседневного поедания. И вот тут началось!..
       Елочка, даже обернутая крафт-бумагой – большая помеха для отоваривания. В магазинах самообслуживания без обоих свободных рук не обойтись, а постоянное зажимание елочки под мышкой на пользу ей не пойдет. Мне бы остановиться на несколько минут, подумать, после чего приобрести моток веревки и пристроить елочку за спиной. Столько раз в походы ходила, столько раз восхищалась удобство рюкзака… Воистину, если Бог хочет наказать человека, то лишает его разума. Хоть бы давал знать: за что наказывает.
       В одном из магазинов я поставила елочку возле будки часовщика, в полутемном уголке. магазин обошла, что-то купила, со скоростью выше пешеходной среднестатистической устремилась на выход. И оставила бы зеленую ценность, если бы не часовщик. Он, казалось полностью погруженный в починкой механизма и оттого не замечающий ничего вокруг, бросил мне вслед:
       - Елочку Вы мне дарите?
       Смущенная, вернулась и от всей души поблагодарила внимательного дядечку.
       В другом магазине история повторилась. Пристроила крафт-бумажный конус в безопасном уголочке. Опять забыла бы, да меня из служащих магазина окликнула:
       - Гражданочка, это не Ваше? – и указывает на мое приобретение.
       Поблагодарила бдительную женщину и дальше помчалась. Но злой рок продолжал свои игрища, так как я не раз возвращалась в тот или иной магазин за выпущенной из поля зрения елочкой. Даже в автобусе, где нашелся закуток, в котором елочке не грозило быть раздавленной, размазанной, раскрошенной, я, не спуская с нее глаз, из салона вывалилась все-таки без главного новогоднего атрибута. К счастью, народ оказался на редкость честным и сознательным. Стоило водителю тронуться с места, как кто-то зашумел, кто-то засвистели, и чья-то рука из остановившегося автобуса протянула мою елочку.
       Измученная и умученная (у меня вся неделя была на редкость суматошной) добрела до дома, радуясь, что завтра суббота, можно спать долго-долго. Кое-как рассортировав покупки, накормила ужином отпрыска, и с наказом: "Меня не троньте, я сегодня на ремонте" - упала в объятия Морфея.
       Утром, пока чадо в школе грызло гранит науки, пошуршала слегка по дому и решила, что наконец-то пора заняться елочкой, распаковать, укрепить, достать из глубин антресоли коробку с игрушками. И вот тут… Я не смогла найти елку. Обсмотрела все возможные места, где могла ее вчера приткнуть. Нету! Стала принюхиваться. Хоть елочка упакована, но за ночь несколько хвойных флюидов наверняка могли просочиться. Ни малейшего намека на столь узнаваемый запах.
       Только теперь, замерев, начала соображать, шаг за шагом восстанавливая весь путь от автобусной остановки до дома… Вспомнила!!! Доставая ключи, я елочку прислонила к той стене, которая перекрывается открытой дверью. То есть, втаскивая свертки в квартиру, я опять про елочку забыла.
       Выскакиваю на лестничную площадку. Пусто!
       Каменею, будто из-за уголочка стукнутая увесистым мешочком… Не знаю, сколько времени так в растерянности простояла, несколько минут точно. Из ступора вывел голос соседки, поднимающейся по лестнице:
       - Что-то случилось?
       - Да как сказать… Вчера елочку купила, а сегодня не могу ее найти.
      - Да кто ж такую ценность за дверями оставляет? Я вчера несколько раз выходила, еще удивлялась твоей беспечности.
       - Почему не постучали, не поучили уму-разуму?
       - Куда уж мне учить тебя, умницу-разумницу. – с нескрываемой ехидцей донеслось сквозь закрываемую дверь.
       С унылой физиономией возвращаюсь в квартиру и достаю искусственную елку. Хоть до Нового года еще 10 дней, но я точно знаю, что второй раз настоящую елочку не достану. Ибо у госпожи Удачи в любимицах не числюсь.
       За обедом посетовала на невезучесть вернувшемуся из школы сыну. Он к известию о том, что натуральную елочку украли, отнесся спокойно. Показалось даже, что полный горести монолог он слушал, но не слышал. Поел и умчался на улицу к товарищам. А вечером… Вернувшийся к ужину сыночек протянул мне, словно букет цветов, настоящую елочку! Она была чуть ли не вдвое ниже той, которую я так бездарно профукала, но такая пушистенькая! И пахучая!.. Оказалось, «букет» составлен аж из 3-х растений. От радости в зобу дыханье сперло, и я смогла лишь просипеть:
       - Откуда?
       - Возле Дома культуры большую елку устанавливали, целый грузовик нормальных елок привезли. Эти, которые я принес, работники забраковали – для них слишком маленькие. Поэтому разрешили забрать. Какой-то дядька кричал, что нельзя раздавать, надо продавать. Пока дядька не отобрал, я убежал.
       Свою признательность такому смышленому сыночку я могла выразить одним-разъединным способом:
       - Что приготовить тебе завтра на обед? Заказывай самое-самое любимое блюдо.