Живи сколько хочешь. Притча

Владимир Махниченко
"В чудеса можно верить или не верить, но они в нашей жизни всё равно случаются."


         Давным-давно жил один мужичок у которого было мало радостное, голодное детство, но трудом и стараниями он сумел стать на ноги - завёл хозяйство, и в его доме поселились сытость и достаток.


Казалось бы - живи да радуйся своему благополучию, но одна мысль, что запала мужичку в голову, не способствовала этому состоянию: "Ведь я могу внезапно умереть, не насладившись сполна хорошей жизнью, которая у меня только-только наладилась. Спасу нет, как хочется задержаться на этом свете подольше!"


И узнал он, что всемогущий Бог продлевает годы жизни тем, кто бедным людям помогает.

Активизировался мужичок в этом направлении: стал выделять от своего избытка остро нуждающимся и о сирых заботиться...


          И вот однажды пустил он к себе переночевать седого, как лунь путника. Накормил его досыта, спать на тёплой печи уложил.


          На утро старец проснулся ещё до восхода солнца, - долго бил поклоны, бормотал молитву. После чего стал собираться в путь. Мужичок положил ему в котомку еды, сменную обувь и проводил за ворота.


Старец поблагодарил хозяина, посмотрел ему в глаза и произнёс:

         - Вижу: у тебя есть туга на уме, - поведай мне её.

Мужичок открыл ему своё страстное желание: не умереть до срока, пожить подольше...

          - Правильно поступаешь, что не оставляешь в беде других. За это подскажу, что нужно сделать, дабы продолжительность твоей жизни зависела не от случая, а от тебя самого.

Пойдёшь в дальний лес, что у подножья горы и найдёшь там самое высокое дерево с гладким, белого цвета стволом. Вскарабкайся на него настолько высоко, насколько у тебя хватит сил, - это будет точка отсчёта, - и сделай на стволе насечку. Она будет означать  год жизни, который ты потом гарантированно проживёшь.


Тебе нужно приходить к дереву ежегодно, влезать на него и оставлять новую метку, ниже предыдущей. Таким образом ты будешь самостоятельно продлевать свою жизнь.


Когда наконец сделаешь зарубку на уровне земли, и места для очередной уже не будет, знай - настал твой последний год жизни. Раздай бедным всё, что накопил и оставшиеся дни отдыхай душой и телом, ни о чём не беспокоясь.


Седовласый старец поклонился и пошёл на запад, за солнцем, ведомый своей тенью.

         А мужичок решив не откладывать дело в долгий ящик, поспешил в дальний лес, гадая по дороге: как же он среди множества деревьев отыщет именно то, о котором толковал ему седой странник. Однако дерево он узнал сразу. Оно выделялось от других белизной ствола и гигантской высотой.

 
Закрепив острый нож на поясе, он, обхватывая ствол руками и ногами, полез вверх. Поначалу его движения были уверенными и сильными, но вскоре они замедлились: утомительным оказалось это дело.

 
Когда верхолаз окончательно обессилел и почувствовал: вот-вот может сорваться вниз - он сделал ножом первую насечку на гладком белом стволе и спустился на землю.


Отойдя немного от дерева, мужичок оценил проделанную им работу. Метка, которую он оставил на стволе, располагалась достаточно высоко: ниже её хватало места для ста, а то и больше насечек. "Вот сколько лет я ещё буду радоваться жизни!" - подумал он и облегчённо вздохнул.


...С тех пор мужичок уже не боялся умереть слишком рано. Дела у него тоже шли хорошо: хозяйство процветало и приносило доход. Но вот избыток он стал припрятывать, а бедным и голодным давать всё меньше и меньше. На то у мужичка имелась веская причина: ведь теперь он будет жить ещё много-много лет, а для долгой жизни и запас нужно иметь большой.

          ...Минул год. Мужичок пошёл к белоствольному дереву поставить очередную насечку, и тем самым продлить себе жизнь ещё на год.

 
Но как только он начал карабкаться вверх по стволу, начался дождь. Ствол намок и сделался  очень скользким и вторую насечку верхолаз нанёс на нём значительно ниже, чем ему хотелось.

 
           А ещё через год, когда мужичок в очередной раз полез на дерево, поднялся сильный ветер и опять помешал ему сделать зарубку поближе ко второй метке. Она была сделана так низко, что до неё рукой можно было дотянуться.


          ...Прошло семь лет. И вот наступил момент, когда мужичок сделал зарубку на стволе дерева у самой земли. Получалось, что это последняя метка и жить ему осталось всего один год, и за этот срок нужно раздать всё им нажитое бедным людям.


Но не хотелось мужичку ни умирать, ни своё добро расточать. Восемь месяцев он пребывал в каком-то странном оцепенении, не зная как же ему поступить, чтоб такое придумать. И вдруг его осенила одна очень ловкая мысль:

"А чё, ведь я сам могу продлить себе жизнь! Надо расчистить ствол дерева от корней и обнажить ту его часть, что скрыта под землёй. Тогда можно будет  делать новые зарубки и продолжать радоваться жизни дальше... "

 
Принёс мужичок из дому топор, кирку, лопату и энергично взялся за работу. Нужно было торопиться, так как в запасе у него оставалось всего четыре месяца. А к тому времени зимняя пора наступила: земля промёрзла, корни дерева твёрдокаменными стали.


Очень старался находчивый мужичок: днем и ночью в лесу раздавался громкий стук его топора, тревожащий диких зверей и птиц.  Но за месяц упорного труда он сумел  отсечь лишь один толстый корень. А вокруг ствола дерева их было множество...


         К концу четвёртого месяца ему таки удалось освободить ствол дерева от верхних корней и углубиться в грунт на два локтя. Оставалось сделать очередную насечку и тем самым продлить свою жизнь ещё на год. Но каторжный труд, почти без сна и отдыха, истощил его силы. Он лежал на земле и не мог ни идти, ни даже пальцем пошевелить.


Не теряя надежды, мужичок пополз. Перевалив непослушное тело через край выдолбленного вокруг дерева углубления, он бухнулся на его дно, но понял, что сделать зарубку он не сможет: руки его не слушались.


Мужичок мысленно попрощался с жизнью и прижался к дереву, чтобы было не так холодно...

            Вдруг он почувствовал, что прирастает к стволу, становится одним из тех корней, что отсёк. Но мужичка это почему-то не испугало. Наоборот - на душе стало спокойно: ведь теперь он станет частью большого дерева и будет жить ещё очень-очень долго.