Почему мы ходим босиком. Семь причин

Игорь Барнет
В настоящий момент я выделяю 7 ГРУПП ПРИЧИН, которые (по отдельности или в любом сочетании) побуждают людей осознанно практиковать публичное хождение босиком, преодолевая связанные с этим явлением физические неудобства, бытовой дискомфорт, а также моральное стеснение: 

- отвлечённо-рациональная первого рода (закаливание организма, массаж акупунктурных точек подошвы; в старые времена - экономия на обуви; и т.п.), 

- отвлечённо-рациональная второго рода (комплекс социально-психологических мотивов: наглядно-символическая демонстрация смирения, выносливости, презрения к общественным нормам; бравада, "на спор", "по обету", "назло бабушке уши отморожу"; "хожу босой, пока молодой"; потому что это "дерзко", "романтично", "поэтично" и т.п.), 

- отвлечённо-мистическая (общение через голые стопы с природой, матерью-землёй, космосом, унивёрсумом; приобщение к тонким энергиям, "стихиалиям" и т.п.)

- общефизиологическая (как практический способ улучшения своего самочувствия: физическая стимуляция организма, повышение жизненного тонуса; чувство бодрости, "заземление"; "касаясь земли босыми ногами, чувствую себя по-настоящему живым"),

- частно-физиологическая (особая восприимчивость к тактильным ощущениям, реализуемым на подошвах ног, желание испытывать эти ощущения вновь и вновь при каждом удобном случае),

- сексуально-психологическая (отказ от обуви как разновидность эксгибиционизма; проявление фут-фетиша),

- сексуально-физиологическая (стимулирование подошв ног в качестве эрогенной зоны).

Замечание 1. Настоящая классификация охватывает только те случаи публичного хождения босиком, которые являются следствием индивидуального и добровольного выбора человека в ситуациях, когда для него было бы естественнее оставаться обутым. Следовательно, отсюда исключены случаи социальных или спортивных групп, для членов которых отсутствие обуви на ногах предопределено заранее некими правилами (восточные единоборства, монашеские ордена), либо таких мест, где для человека более естественно или даже необходимо быть босым (храмы, пляжи, бассейны и т.д.), а также ситуации вынужденного лишения обуви.

Замечание 2. Первые две группы причин являютя абстрактными, последние три - конкретными (т.е. имеют в виду хождение босиком как самоцель вне заведомого отнесения его к какому-либо внешнему контексту, часто сомнительному). Третья и четвёртая группы носят промежуточный характер, поскольку в них сложно оценить соотношение объективного эффекта и самовнушения, обуславливаемого тем или иным предзаданным сознанию человека стереотипом. Так, легко заметить, что первая группа причин известным образом коррелирует с четвёртой в качестве якобы "объективного" обоснования некоторого субъективного эффекта. Но каким бы сомнительным не выглядело данное обоснование, сам по себе эффект вполне может оказаться несомненнным - при условии его наличия и в силу самого этого наличия. И существовать этот эффект может безо всякого внешнего обоснования, просто по факту своего возникновения в процессе хождения босиком.

Замечание 3. Каждая из групп причин, размещённых по списку выше (или даже их сочетание), может использоваться человеком для маскировки (в т.ч. и перед самим собой, т.е. для "рационализации") реальных мотивов, относящихся к нижестоящим группам, в особенности к двум последним, - если таковые ему действительно присущи. Вполне допустимо предположить, что настоящая подоплёка своего желания ходить босиком человеком может вообще не сознаваться.

Замечание 4. О восьмом, "философском" поводе для хождения босиком кое-что можно узнать здесь: http://proza.ru/2024/03/27/1350