Оливье с яблочком

Людмила Леонидовна Лаврова
- Ааа! Не мешай мне! Сядь вот сюда в уголок и успокаивай меня!
- Как?
- Нежно! – Катя металась от стола к плите. – И контролируй! Вдруг я забуду положить вилку для рыбы или еще что! Позора не оберешься потом!
- Катюша, по-моему, перебор уже! - Макс сунул в рот одну из тарталеток и чуть не подавился под свирепым взглядом своей невесты. – Что?! Я – голодный!
Катерина сунула жениху бутерброд, чистую тарелку для салата и кинула на колени салфетку.
- Гладить что-то другое времени уже нет. – Катя покрутилась на крошечном пятачке своей уютной кухоньки и вздохнула. – Макс, а если твоим родителям не понравится, как я готовлю? Или еще что-нибудь? Или вообще я не понравлюсь?
- А тебя это так волнует?
- Издеваешься?! Ты вообще-то меня замуж позвал! Должна же я наладить контакт с твоими родственниками?
- Катюша, мои родственники живут так далеко, что видеть ты их будешь по великим праздникам. И то не всегда. И жить тебе со мной, а не с ними.
- Это ты меня сейчас так успокаиваешь?
- Ага!
- Не то!
- Понял! Катюша, любимая моя, ты им понравишься! Ты лучшая девушка на свете! Я с тобой совершенно счастлив! А для моих родителей, а особенно для мамы, это главное! Она будет очень рада, что я смог оправдать ее надежды и найти себе такую прекрасную жену! Так лучше?
- Да! Нет! Не знаю я! Макс, я истеричка?
- Да не то слово! – Максим усмехнулся, отложил в сторону бутерброд и встал. – Иди сюда! Ну что ты так волнуешься? У меня нормальные родители. Не вредные, в меру меня любящие, и без комплексов.
- Правда?
- Посмотришь! Я, конечно, их единственный ребенок, но это обстоятельство пока на мою жизнь негативно не влияло. Даже, когда они расходились, у меня все равно был папа и была мама. Они умудрились договориться между собой так, чтобы меня не пилить пополам.
- А они расходились?!
- Ага! Трижды! И женились трижды! Ой, Катюха, там такие мексиканские страсти кипели, что не расскажешь! Надо петь!
- Спой, соловушка! А я пока оливье доделаю. Это единственный салат, который мне всегда удавался. Хотя, когда я в Москву переехала, после того, как мамы не стало, тетка, папина сестра, говорила, что это не оливье, а не пойми что!
- Как это?
- Рецепт другой! Я же с юга! И у нас оливье делают иначе. А тот салат, который тетушка всегда на новогодний стол ставила, называют «Столичный». Да и вообще, у каждой хозяйки свой рецепт! Мама всегда делала такой. С яблочком. А тетушка аж с ума сходила! Говорила, что это надругательство над кулинарией!
- Да? – задумчиво протянул Макс, как-то странно поглядывая на свою невесту. – А мне нравится!
- Это – главное! Для тебя же готовлю! И мама для папы всегда такой салат делала, хотя свекровь ее тоже не понимала поначалу наших южных колоритов. Но мамочка моя была умная женщина. Она знала, что свекор обожает соленую рыбу, а свекровь – мед. И ближе к любому празднику звонила родителям с просьбой прислать нужное. И какой-нибудь проводник вез посылочку в Москву. И все были довольны.
- Умели твои договариваться.
- Ага! Но это вовсе не благодаря подаркам. А просто… Мама всегда говорила, что ей повезло. Родители мужа не были москвичами в плохом понимании этого слова. Ее, девочку из далекого шахтерского городка, приняли в семью спокойно и без претензий. Она рассказывала, как впервые пришла к ним в дом. Тряслась, как заяц, ведь думала, что, если не выставят сразу, то хотя бы дадут понять – не пара их сыну. Провинциалка… А то, что у этой провинциалки золотая медаль и вот-вот красный диплом, так это же ни о чем! Так ей девчонки в общаге говорили, а она им верила. Мама же не знала тогда, что бабулька мне достанется просто мировая!
- Даже так?
- Ага! Колоссальная была женщина! Держала в ежовых рукавицах всю семью, а в операционной вообще была владычицей морскою! На ее операции студентов водили, как в театр. Говорили им, что лучшего кардиохирурга еще поискать и то, что она исполняет – это высший пилотаж! Так и было. Но при этом, бабуля была очень простой. Говорила, что все люди одинаковы – две ноги, две руки и хорошо, если не совсем пустая голова. При не очень желанном знакомстве тыкала обычно человека пальцем в бок и качала головой: «Голубчик, печеночка не шалит? Что-то мне глазки ваши не нравятся! Беречь себя надо!». А когда увидела маму, сказала: «Боже! Неужели таких женщин еще делают? Милая, вы же богиня! Какой таз!». Мама ошалела от такого комплимента, а бабушка долго смеялась, успокаивая ее. Они были очень дружны. Даже после того, как родители разошлись, и мама уехала со мной на родину. Бабушка связи с нами никогда не теряла и следила, чтобы отец со мной не прекращал общение. У него была еще одна семья уже после развода. Там есть брат, ты знаешь. Но я для папы осталась доченькой. И все это благодаря бабуле. А мама ее очень любила. И, когда бабушка заболела, мама вернулась в Москву и два года жила здесь, ухаживая за ней. Бабушка больше никого к себе не подпустила. И перед самым уходом просила маму сделать ей салат… Оливье... Вот такой… С яблочком…
- Катюш, только не реви! Тушь потечет! Лучше скажи мне, а ты врачом стала под влиянием бабули?
- И да, и нет. Она с мамы обещание взяла, что та меня отпустит учиться в столицу, если я захочу.
- Отпустила?
- Да. Но я не хотела быть хирургом. Знала, что не потяну. Хладнокровия не хватит. А без него в операционной делать нечего. Я ведь, когда уже училась, приходила смотреть, как оперирует бабуля. Это было… Как на плацу! Все четко, слаженно, сурово даже. Однажды она работала с новым анестезиологом и тот что-то напутал. Бабушка чуть не потеряла пациента по его вине. Она ни словом не упрекнула этого врача в операционной. Отдавала очень размеренно и спокойно приказы, продолжая работать. Спасла человека, а потом устроила выволочку этому врачу. Она тогда уже руководила отделением. И весь скандал был за закрытыми дверями ее кабинета. Этот врач теперь один из лучших в Москве. Она всегда следила, как реагируют те, кто работает в ее отделении, на такие вещи. Если понимал врач свою ответственность – помогала, учила, подсказывала. Если видела, что нет эмпатии к пациентам, расставалась с такими сотрудниками без сожаления. Мне сразу сказала, что хирурга из меня не выйдет. Посоветовала идти в педиатры. И я рада, что прислушалась к ее совету. Ответственности не меньше, но я свою работу люблю. Мне с малышами даже проще, чем со взрослыми.
- Почему? Они же сказать не могут, что у них болит!
- Макс! Зато они не читают «умный» интернет! И не учат врача, как делать свою работу. Родители бывает, исполняют, конечно, но тут уж у меня бабушкина школа за плечами. Она знала, как разговаривать с такими людьми. Но и мне твердила – хочешь, чтобы тебя слушали, учись! Говорила, что я должна быть профессионалом высочайшего класса. И повесить себе гирьку на нос! – Катя рассмеялась.
- Зачем?
- Затем, что хороший врач всегда сомневается и всегда держит руку на пульсе. – Катя разрезала яблоко на части и прищурилась. – А ты мне зубы-то не заговаривай! Рассказывай про своих! А то я как что ни спрошу, ты тут же на мою семью переводишь!
- Правда? Не замечал! – Максим пожал плечами и утащил дольку яблока из-под ножа у своей невесты. – Что ты хочешь знать?
- Все! Нет… Не так! С фильтрами! Расскажи мне, почему они расходились и сходились столько раз, но помни, что мы скоро станем одной семьей и лишние подробности – возможные осложнения.
- Доктор! Как скажете! – Макс чмокнул Катю в нос и приосанился. – Мои родители – это песнь, достойная трубадуров!
- Ой, просим-просим! Спойте нам эту балладу! – Катя изобразила овации и отложила нож. – Я вся – внимание!
- Э, нет, Катрин! Салатик-то доделайте! Ты забыла? Я – голодный! 
- Обжора! Никакой романтики! Бедная я женщина! Угораздило же!
- Баллады – отдельно, а котлетка для мужчины – это тоже романтика! Маменька моя говорит, что нужно помнить русские народные сказки! Тогда в семейной жизни будет все тип-топ!
- И что именно нужно помнить? – Катя посолила салат и сунула ложку Максу. – Пробуй!
- Великолепно!
- А сказки?
- Ах, да! Помнить нужно мудрейшие изречения Бабы-яги.
- Это ж какие?
- Про то, что молодца надо сначала накормить-напоить, в баньке попарить, а потом остальные подробности. И если с банями нынче напряженка, то холодильник есть в каждом доме. И грош цена той хозяйке, у которой там мышь повесилась!
- Нет у нас мышей! И не было никогда! Макс, ты опять?!
- Что?!
- Зубы мне заговариваешь! Рассказывай, почему родители разводились!
- Ой, да молодые были! Горячие! Они у меня и сейчас еще не старые. Такие не стареют! Скачут по горам, как два снежных барса!
- Они альпинизмом занимаются?
- Ага! Это спасло в свое время их брак. Тогда еще не было семейных психологов и прочих умных людей, которые умеют правильные советы давать. Зато у папы был друг, который, глядя на их бесконечные метания, уговорил их поехать в горы. Связал там одной веревкой и приказал так ходить трое суток. Это было аккурат после их третьего развода. Они сначала чуть не поубивали друг друга, а потом ничего. Смирились.
- А почему они его послушались?
- Кого? Дядю Васю? А все просто. Он очень любил, да и сейчас, наверное, любит, мою маму. Мечтал, чтобы она за него замуж вышла. Но и папу тоже любил. Они с отцом лучшие друзья чуть не с пеленок. И дядя Вася страдал. Говорил, что хочет, чтобы те, кого он так любит, были счастливы, а они, дурачье, сопротивляются! Он очень хорошо знал, что мама отца любит и хочет быть с ним, но из-за ветра в его светлой голове, это сложно. Папка у меня и физик, и лирик одновременно. Такая вот натура противоречивая! Гений! Но совершенно для семейной жизни не приспособленный. И мама, конечно, с ним намучалась. Но с другой стороны, он ее всегда любил тоже. Как мог и как умел. Меня любил… А то, что забывал иногда о нашем существовании, уходя с головой в очередной научный проект, так это… Ну гений он! И этим все сказано. Мама очень долго не могла принять такое поведение. Ругалась с ним, чего-то требовала. А потом, по совету дяди Васи сменила тактику.
- Как?
- А дядя Вася ей сказал, что нынче все наизнанку. И совершенно необязательно мужик должен быть добытчиком, если у женщины это лучше получается. А мама всегда умела зарабатывать. Даже, когда я был маленьким, она пекла по ночам тортики, и продавала их утром на рынке. Она очень вкусные умеет делать. Если попросишь, она тебе рецепты даст. Раскупали их очень хорошо. В общем, дядя Вася ей предложил открыть свое дело и помириться уже с папой насовсем. Пусть двигает науку, если ему так это необходимо. А мама будет не только красивая, но и богатая.
- Получилось?
- Ага! Дядя Вася помог. Он свою квартиру продал, купил себе комнату в общежитии, и вложился в первую мамину пекарню. А дальше она уже сама. Училась, много работала.
- А отец?
- Бушевал сначала, а потом успокоился. Времена изменились, и наука снова стала нужна. Нашлось дело и для него. Уладилось все потихоньку.
- Макс, а мама твоя никогда не думала сменить мужа?
- Почему же. Думала. Раз даже ушла от отца таким намерением.
- К Василию?
- К нему. Посидели, говорит, чаю попили. Он ее поцеловать попробовал, а мама так хохотала, что чуть не оскандалилась. Ну кто с друзьями целуется? В общем, извинилась перед дядей Васей и поехала обратно к отцу. Куда она от него денется, если это любовь? Вот такая своеобразная… Но если они до сих пор вместе, то, значит, настоящая?
- А Василий так и не женился?
- Ну почему же. Женился. Они с женой, Таней, с родителями дружат до сих пор.
- А она знает? Про маму твою?
- Татьяна? Знает, конечно. Она тетка умная. Говорит, что пусть лучше так. Живет Вася с ней, детей нажил тоже с ней. А мама… Пусть будет музой. Хотя… Мне кажется, дядя Вася уже давно разобрался что к чему, и какая такая любовь бывает. В Танюшке своей он души не чает. А с мамой дружит. Их слишком многое связывает. Дядя Вася ведь бывший военный. Много где побывал. И многое видел. Даже в плен попал. Так вот, когда это случилось, мама моя, которая меня носила в тот момент, помогала дяди Васиной матери квартиру продавать, а потом отвозила выкуп. Представляешь? Беременная молодая женщина в самую топку! Больше некому было. Мать дяди Васи слегла с инфарктом, а отца у него не было.
- О, Господи!
- Не то слово! Мама говорила, что только он и помог! Она потом смеялась, правда грустно так, что дядю Васю тогда спасли Бог и ее пузо, а, значит, и я тоже. Ей все там помогали. Свои, чужие… Даже бандиты. Она говорила, что ей было так страшно, что иногда начиналась какая-то странная реакция. Вместо того, что пугаться в такие моменты, мама становилась совершенно неуправляемой. Нахальной до невозможности! И слезу пускала по поводу и без. Там на нее смотрели и не всегда знали, как реагировать. А мама этим пользовалась. Поведение ее помогло или что другое, но дядю Васю она нашла и выкупила. Такая вот история…
- Ничего себе! Роман целый!
- Не то слово! Ты только не говори им, что я тебе все рассказал. Они не любят об этом вспоминать.
- Погоди, Макс. А твой отец? Где он был, когда она вот так… Беременная…
- А он даже не знал, что она уехала. Они как раз в первый раз разводились. Отец работал над какой-то темой в лаборатории, не вылезая оттуда ни днем, ни ночью, и даже не в курсе был, что там мама творит. Потом, конечно, ругался, что не сказала ему ничего. Сам бы поехал.
- Как странно все…
- Да. Я же говорю, семейка у меня – огонь! А ты боишься, что они тебя не примут. Поверь, оливье с яблочком – это не самое страшное в жизни! Есть вещи куда серьезнее.
- Да уж… Макс, а почему они тебя за тридевять земель отпустили? Все-таки, Дальний Восток и Москва – это даже не два лаптя по карте.
- Мама считает, что я должен быть самостоятельным. Все боялась, что я на отца буду похож со своей тягой к физике. Мне об этом никогда не говорила, конечно, но думала. Только, я в нее пошел. Физику люблю, конечно, но предпочитаю прикладное применение. А здесь возможностей больше. Да и работать под началом отца – такое себе. Он у нас не слишком сговорчивый.
Катя вытерла руки, вручила Максиму салатник, и вздохнула:
- Неси на стол!
- Ты чего?
- Подумала о том, какая сложная штука жизнь…
- Катюша, помни о главном!
- О чем это?
- Ты – доктор, а не философ! Оставь вздохи о бытии. Я люблю тебя!
- А я тебя! Ой…
Звонок в дверь застал Катю врасплох. Она стянула с себя фартук, и оглядела накрытый стол.
- Вроде все… Макс, встречай!
- Ну уж нет! Мы уже почти семья! Вот и давай отдуваться вместе!
Женщина, которая вошла в Катину квартиру, не улыбалась. Она смотрела на Катю так серьезно, что та поняла – или они найдут общий язык, или... И третьего не дано.
Почему у нее возникла такая мысль, Катя так и не поняла. Но с облегчением выдохнула, когда мать Максима попробовала салат и мясо и похвалила ее.
- Катя, очень вкусно! Необычно так! Что в салате? Яблоко?
- Да. Так мама делала.
- Интересный рецепт.
- Мне тоже нравится. – Макс подмигнул Катерине и потянулся за салатником. – Не то что твои древние рецепты, мам!
- Какие древние рецепты? – Катя замерла, так и не поставив блюдо с уткой на стол.
- А мама моя для своих ресторанов собирает старые рецепты. Вроде настоящего салата «Оливье», который готовится с раковыми шейками, икрой и еще чем-то там. Есть можно, но странный он какой-то.
- Погоди, Макс! Ты говорил, что у твоей мамы пекарня…
- Так то когда было, Катюш! А теперь у маменьки два ресторана и… Сколько пекарен, мам?
- Восемь, болтун! Катя, не слушайте его! Утка? Прекрасно! Обожаю утку! А соус?
- Клюквенный… Ой, я про него совсем забыла, сейчас!
Катя убежала на кухню, а Максим получил от матери подзатыльник.
- Зачем пугаешь девочку? У, голова садовая!
- Мам, ты чего?!
- А ничего! – Эльвира, мать Максима, поднялась из-за стола. – Всем сидеть! Мужчины… Питаться, и не мешать! Пошла налаживать контакты!
Разговор на кухне был долгим.
Старенькая Катина турка, доставшаяся ей вместе с квартирой от бабушки, раз пять занимала свое место на плите, и Макс, прислушиваясь к беседе двух своих любимых женщин, улыбался.
Теперь можно и выдохнуть. Ни с кем из его девушек мама не говорила больше десяти минут. Но никто из них даже близко не был похож на Катю.
А на кухне две женщины договорятся… И, пусть прозвучит это несколько странно, – поймут друг друга...
Ведь какая разница, какой у тебя рецепт оливье? Правильный или не очень…
И какая разница, добавляешь ты туда яблочко или нет?
Главное ведь не в этом!
А в том, кто съест твой салат.
И спустя несколько лет Катя накроет новогодний стол, позовет детей, и включит ноутбук:
- Привет! Когда вы к нам?
- Послезавтра, Катюша! Билетов не было. Последние урвала!
- Хорошо! А пока, мама Эля, садись поудобнее, тут тебе целый концерт приготовили!
- Да мои ж вы хорошие! Давайте! А потом я приеду, и вы мне еще разок все покажете, хорошо? Катюша, а Максим где?
- Как где? За елкой пошел!
- За какой елкой? До курантов всего ничего! У вас сколько сейчас?
- Именно столько, сколько вы подумали! Ну вот так у нас все весело. Зато он успел сдать новый проект до праздников! Ничего! У меня уже все готово, а елку мы еще успеем нарядить. Не получилось раньше.
- Катюша, я тебе говорила, что моему сыну очень повезло с женой?
- И не раз!
- Повторюсь! Что в меню?
- Гусь по вашему рецепту, холодец, медовик и оливье…
- С яблочком? – Эльвира улыбнется невестке.
- Непременно! Куда ж без него?