Об осетино-свано-чеченских связях и парадоксах

Мачигов Альберт
Василий Иванович Абаев отмечал, что осетинский язык сформировался через наложение иранского языка на Нахский субстрат.
Сегодня, когда появились данные по Y-chromosome гаплогруппам это звучит на первый взгляд парадоксально, ведь лидирует у осетин Сванский гаплотип G2a1, а Нахский J2a занимает второе место.
Более того, тезис нахского глубинного субстрата в осетинском языке подтверждён и всеми другими учёными.
Это не просто схожие слова, но глубокие связи морфологии, о чём писал В.И.Абаев и другие специалисты.
Ещё один парадокс в максимальном родстве Чеченского языка с Дигорским, хотя географически они отстоят друг от друга, и между ними Иронцы и Ингуши. Но чеченские заимствования идут минуя иронский и ингушский, и прямо соединяют чеченский и дигорский. Последние два языка (чеченский и дигорский) помимо всего ещё и более архаичные, чем иронский и ингушский.
Если бы главную роль играли отцовские линии гаплогруппы J2а, больше сходства должны были бы показать к Нахским языкам иронский и южноосетинский, ведь у них гораздо больше, чем у дигорцев нахских J2a. Но это как раз не так.
Из этого следует, что Сваны до картвелизации, давшие больше своих отцовских гаплотипов осетинам, тоже когда-то говорили на Нахском языке, и это возможно следствие влияния Майкопской культуры и CHG реликтов. Не только Майкопцы, но и Кобанцы говорили на Нахских языках, иначе не объяснить тезис Абаева и др.специалистов о Нахском субстрате осетинского языка. Тоже самое касается и Сванов до их картвелизации, чьи предки тоже вероятно когда-то говорили на Нахском языке.
И большее соответствие языкам может дать анализ не чисто отцовских и не чисто материнских линий, а в целом Аутосомных компонентов, ведь по отцовским линиям Мухаммед Али вообще должен был бы быть Ирландским эрбином. Всемирно известный боксер по аутосомам афроамериканец, а не по Y-chromosome.
Языки народов Северного Кавказа находятся в зоне риска, что отмечают специалисты из ЮНЕСКО. Поэтому имело бы смысл поставить вопрос о добровольном обмене жилья с созданием сплошного районирования языков на земле, в сельской местности. Город всегда интернационален. Но сельские районы должны иметь закрепленность к определенному языку, ведь в интернациональных сёлах языки народов Северного Кавказа быстро слабеют и вымирают. Школы (РОНО) и РОВД в сельском районе должны быть связаны с одним языком, что ослабит и межнациональные противоречия.
Вопрос даже не об исторических землях и не о спорах, а о сохранении языков, которые могут просто исчезнуть, при сохранении нынешнего положения вещей.
В Дагестане нет уже 29 языков! И это исчезновение десятков языков, которые просуществовали тысячи лет, произошло на нашей памяти. ЮНЕСКО не зря бьёт тревогу.

Ещё из интересного помимо мировой Сенсации прошлого года, с теорией Лазаридиса-Райха (происхождение Индоевропейских языков от Кавказских охотников собирателей), это нахождение адыгских гаплогрупп Y-ДНК (G2a2) у Трипольцев, пришедших на территорию современной Украины из Анатолии через Балканы. У Хаттов, как и у хуррито-урартов Y-гаплогруппы J доминируют. Так что Хаттская гипотеза адыгского этногенеза приказала долго жить и уступила место куда более интересной теории этногенеза адыгов от древних мигрантов с Киевщины. Возможно есть связь между адыгскими и картвельскими языками, ведь и те и другие идут из Анатолии, но разными путями на Кавказ. Предки Грузин, вероятно, выбрали более короткий путь с юга на Кавказ, а не с севера как предки адыго-абхазов. Одна и та же гаплогруппа с разными гаплотипами адыго-абхазов и картвелов G2a2 (не путать с G2a1) может указывать на древнюю связь между адыгскими и картвельскими языками.
При всём уважении к соседям, у Кавказских охотников собирателей обнаружены J2a и J1, а не Сванские G2a1, и не армянские R1b z2103. И самая архаичная форма нахского языка всё таки у чеченцев и Бацбийцев, и по Старостину и по Касьяну. Сложение теории Лазаридиса-Райха и Старостина обосновывает Нахский Борейский язык, как надностратический праязык Евразии и не только Евразии. Но это отдельная тема.

CHG то есть Кавказские охотники собиратели обнаруженные в Грузии показали гаплогруппу J2a. И это эпоха Ледникового периода, когда популяция зимовала на южной части Кавказа.
Следовательно, Сванские G2a1 как и большинство G подошли на Южный Кавказ с юга позже, но восприняли и очень хорошо аутосомный компонент Кавказских охотников собирателей.
Этот же комплекс G2a1 and CHG обнаружен и у Кобанцев на северном Кавказе в Заюково.
Если этот Кобанский комплекс связан с Картвельским языком или ещё точнее со Сванским языком, следовательно, ареал Картвельских языков в Кобанский период надо распространить и на Северный Кавказ.
Это маловероятно. Скорее всего у потомков Кавказских охотников собирателей и во времена Майкопской культуры и во времена Кобанской культуры был Нахский язык, включая сюда и каякент-харачоевскую культуру, ведь между этими культурами на границах не было тогда крепостей и вообще каких-либо укреплений. А сегодня даже между республиками внутри одной страны есть блокпосты.
Разные культуры могут быть и у одного народа как то было с беглыми казаками на Дону и крестьянами центральной России в 17-18 веках, хотя и те и другие были восточными славянами по языку.
У некоторых народов есть эффект отца-основателя народа проживавшего в средние века и давшего начало молодому народу, где подавляющее большинство людей это предки одного человека из средних веков. Но у чеченцев и дигорцев совсем не такая ситуация, это не молодые народы по своей генетике.

При этом и известный советский антрополог профессор Алексеев изучая тип кавкасиан пришел к выводу, что и предки осетин и предки балкарцев, на каком-то этапе перешли с нахского языка на иранский и тюркский, соответственно. Возможно, ещё раньше произошла аналогичная картвелизация и предков Сванов, но уже в более глубокой древности, ведь у них тоже имеет место тот же комплекс кавкасиан СНG, и они дали импульс к этногенезу иронцев в средние века, а по Абаеву субстратом осетинского языка является Нахский язык.
J2a* это гаплотип Реликтовой чеченской Мялхистинской линии, который является предковым ко всем остальным линиям этой гаплогруппы. Поэтому нахождение данной гаплогруппы J2а с очень разными гаплотипами, вплоть до палеолита адресует нас к первому языку Ноаха чьё имя сегодня носят как паспорт нохчи-чеченцы, и все эти ветви и те, кто примкнули к общности первого народа вышедшего из племенной ограниченности палеолита с тем же СНG аутосомами имеют несомненное родство.

У картвелов и адыго-абхазов доминирует Y-гаплогруппа как ядро вокруг которого потом собирались другие группы это G2a, со всеми последующими ответвлениями. У армян явное ядро вокруг гаплотипа R1b z2103. А у нахо-дагестанских народов этим ядром этногенеза была гаплогруппа J, включая и J2a и J1.
Но первый международный надплеменной язык первой цивилизации неолита был по Старостину и Пятигорскому Нахский язык. Отсюда и включенность на ранних стадиях других гаплогрупп в древний ареал нахоязычия.

О нахоязычной основе населения, ассимилированного грузинами писал и Константин Туманов, и само наличие нахского теонима Дэла у грузин. Сваны вероятно обитали и в районе Казбека, ведь его одно из названий Шуан-хох и чеченский тайп Шуаной имеет сходство с этими именами, происходя от чеченского Шу-гора, откуда и Шуотой в Чечне, и шубари народ горцев в Шумере. Другими Сван это горец. И приток реки Ингури Мулхра схожий с Малкой на другой стороне Кавказа связан с чеченским Малх-солнце. Ламанаури в Грузии и Ламардон в Северной Осетии, это Нахские топонимы по обе стороны Кавказа.
Константин Туманов более ста лет назад уже подробно описал целый массив чеченских топонимов в Грузии (с корнем Лам, Корт и т.д.), что не оставляет сомнений в глубоких связях чеченцев и грузин в прошлом.
Расхождение между большой и малой вайнахской ветвью гаплогруппы J2а1b более восьми с половиной тысяч лет. Про расхождение между чеченцами реликтовой Мялхистинской J2a* линии и J2a мы даже не говорим. Из этого следует, что предки Грузин пришли в древности на территорию современной Грузии, где был уже язык межнационального общения, если это можно так назвать, и язык кобанцев был Нахским.
Сами же осетинские генетики признают, что Ироны появились только в средние века как народ, и никак не раньше. У них имеет место эффект отца-основателя народа. А в античности носитель отцовской линии гаплотипов G2a1  у осетин мог быть только Один человек.
Отсюда следует, что многочисленный народ Овсы описанные грузинами в античности, были не Иронцы, а кто-то другой. Похожая ситуация с эффектом отца-основателя и у ингушей. Более архаичные и по языку и по генетике Дигорцы и Чеченцы. В то же время у осетин очень древняя ветка гаплотипа нашхойцев чеченцев гаплогруппы J2а, но не древнее гаплотипов J2а у Мялхистинцев и Майкопцев с куро-араксинцами. Чеченцам сразу понятны топонимы Бежта, Чечень, Гойтхский перевал и Гумиста на Западном Кавказе, Башкурт в Аджарии (по Туманову), Дайлам в Иране и Дылым в  Дагестане, Хой в Чечне и на Южном Кавказе. Практически весь Кавказ вдоль и поперек сохраняет эти безусловно Нахские топонимы до сих пор, что говорит или о древних обитателях (нахах по Туманову) ушедших с этих земель, либо об ассимиляции. Но скорее всего имело место и то, и другое (и миграция, и ассимиляция)