Единственный шанс. Часть 0. Гармония

Виктор Морозов
 
Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!   Гёте. Фауст

  - Вы утверждаете, что современной науке требуется понятийное омоложение. Почему?
 
-   Оно действительно необходимо, потому что многие понятия в современную науку пришли из очень далёкого прошлого и от времени обветшали, состарились. В прежнем виде они быстро  теряют или уже потеряли свою актуальность. Ситуацию необходимо исправить.

- А как это можно исправить?

- Для этого среди всего множества известных научных и философских понятий предстоит разглядеть их инвариантную базисную основу. Эта общая для всех понятий форма, их прародительница, праматерь и предтеча. Она, если так можно сказать, хранит  молодость всех понятий: и тех, которые уже стали неактуальными, и тех, которые продолжают как-то использоваться. Такая инвариантная базисная основа, единая для всех понятий форма, содержит в себе минимальную информацию, но обо всём сущем. 

 -     Какую инвариантную базисную основу Вы имеете в виду? Неужели может существовать для всех понятий, которыми пользуются люди, единая общая основа?

 - Я имею в виду ту основу для всех понятий, которую ещё Г. Лейбниц называл  «предустановленной гармонией». В те далёкие времена, когда жил этот философ, математик и один из создателей дифференциального и интегрального исчисления, не было возможности придать аналитическое выражение «предустановленной гармонии». Тогда ещё только создавались, закладывались основы современной науки, её понятийный и математический инструментарий. Но так сложилось, что ни тогда, ни позже «предустановленная гармония» не нашла своего места в науке. Она так и осталась за её рамками, в философии. Наука, образовавшуюся тогда понятийную пустоту, заполнила открытием и использованием отдельных законов, закономерностей, физических констант, т.е. всего того, что хоть как-то объясняло существование гармонии окружающего нас материального мира. Однако такая подмена со временем создала непреодолимое препятствие в попытках объяснить причину единства окружающего нас мира.   

- А в чём, если кратко, состоит важность понятия «предустановленная гармония»? 

- Важность этого понятия состоит в том, что  оно является синонимом реликтовой разумности и первопричины всего сущего. Эта первопричина существует как объективная взаимосвязь доступной разуму человека простоты окружающего мира и недоступной ему бесконечной сложности всего сущего. Являясь для человека абсолютно абстрактным понятием, эта взаимосвязь в своей простоте может объяснить и продемонстрировать человеку то, как происходит образование и разрешение противоречий в реальных системах самой разной природы.

- Но неужели существует какая-то проблема познания не сложного, а абсолютно простого?

- Проблема состоит в том, что реальные материальные системы очень сложны. Сложность их «конструкций» превышает возможности людей обнаружить только в них и среди них изначальную простоту всего сущего. Сама проблема усложняется ещё и тем, что процесс «погружения» человека в мир материи и «обрастания» технологиями скрывает от него то, что остаётся на «поверхности» -  связь субъекта и объекта познания.  Эта связь может «утончаться» до такой степени, что само существование субъекта становится зависимым не от познания всего сущего, а от отдельных, далеко не всегда полезных для него технологий. 

- Но человек не может не погружаться в глубины материального мира. Без этого погружения все усилия науки в попытке познать материю, материальные системы, их строение напрасны. Мир материи без этого останется непознаваемым.

- Не совсем так. Мир материи познаваем. Но это познание может быть успешными в одном единственном случае -  если человек откроет для себя «предустановленную гармонию» как процесс возникновения всего сущего. Естественно, что изначально этот процесс сможет  демонстрировать образование не реальных материальных систем, а виртуальных  в виртуальном пространстве. Но любой другой путь познания, хотя и может приносить свои плоды любой разумной цивилизации, в конечном счете, не будет по-настоящему ни успешным, ни, даже, жизнеспособным. 

- Неужели все добытые с таким трудом знания и технологии людей могут сделать нашу цивилизацию нежизнеспособной?

- Да, знания и процесс познания могут нанести всем нам непоправимый вред. Более того, они могут быть губительными для людей, потому что способны разрушать внутренний мир человека. Они могут исказить сам процесс мышления до такой степени, что знания постепенно и незаметно создадут необратимые процессы, направленные против предустановленной гармонии в самом человеке.

- Вы, вероятно, хотели сказать, что более совершенные технологии разрушают экологию на Земле и человечество из-за этого может погибнуть?

- Нет, не так. Нужно понять, что гармонию всего сущего разрушить невозможно. Однако человек, не осознавая её присутствие во всём сущем, разрушает, прежде  всего, свой внутренний мир и поэтому может уничтожить свою цивилизацию. Тут причинно-следственная связь иная и начинается не с материи, материальности, а с человека. Для него предустановленная гармония – это не обычное знание, а знание о взаимосвязи абсолютно простого и бесконечно сложного всего сущего. Это объективная взаимосвязь является первоосновой всего сущего, материального и нематериального. Только её осознание может помочь делать правильный выбор в любых самых сложных ситуациях, с которыми предстоит встретиться людям, любой цивилизации, разумным сущностям. Фигурально выражаясь, это компас, который придаёт уверенность тем, кто оказывается на пути, несмотря на все тернии, к звёздам. Предустановленная гармония несёт в себе объективный критерий, который на сегодня человек не осознаёт – исходную меру своей разумности.   

- Но как обнаружить эту нужную всем, как Вы считаете, предустановленную гармонию?

- Согласно греческой мифологии Прометей передал людям огонь. Известно, что это всего лишь миф. Люди научились добывать огонь самостоятельно. Но огонь – это образ, который не случайно создал человек своим воображением. Позже, усложняя свою культуру мышления, люди трансформировали образ огня, якобы полученного от богов, в философское, религиозное понятие «логос». В Библии  понятие «логос», в зависимости от перевода, может означать слово, идею, мысль, замысел и т.п. Однако, независимо от любых известных переводов этого понятия, речь с ветхозаветных времён идёт об одном – в мире существует предустановленная гармония всего сущего. Но в отличие от героя мифологии никто её в готовом виде людям не передаст. Им её предстоит открыть для себя самостоятельно, преодолевая  трудности творческого процесса.

- И в чём же состоит главная трудность обнаружения предустановленной гармонии всего сущего?

-  Эти трудности состоят в том, что осознание предустановленной гармонии сопряжено с такой верой, которая со знанием связана неразрывно. Одних формальных знаний или любой степени фанатизма тут недостаточно.

- Какая вера, Вы о чём?

- Я о том, что всем даётся шанс что-либо изменить в своей жизни. Но далеко не каждый решается воспользоваться им, боясь перемен. Эта мысль приобретает особый сакральный смысл, если представить, что у всех людей, уже почему-то посчитавших себя разумными, этот шанс один единственный. Им следует понять, что истинное знание существует, и оно начинается с веры в этот единственный для них шанс. Истинное знание без веры в предустановленную гармонию осознать и понять невозможно, потому что оно сначала может показаться абсурдным. Однако справедливо и обратное. Истинная вера возникает на качественно новом уровне знания обо всём сущем.

- Вы хотите сказать, что люди должны поверить в сакральный смысл некой абсолютно простой абстрактной идеи. И только поверив в неё, они могут воспользоваться своим единственным шансом для спасения?

- Да, именно так я бы и сказал. Но для спасения требуется ещё и время, которого может не оказаться. Увы! Время для спасения может быть исчерпано. Единственный шанс, о котором мы говорим, должен быть осознан до исчерпания отпущенного времени на то, чтобы им воспользоваться в полной мере. Человек должен успеть поверить в то, что только тот, кто вооружён истинным знанием и истинной верой может стать настоящим творцом, т.е. тем, кому подвластен его внутренний мир. Власть над собой открывает путь к настоящей свободе, освобождая постепенно разум от его подавления законами костной материи, поведения материальных систем и их внешне «запутанных» взаимодействий. Познание предустановленной гармонии предоставляет человеку единственный шанс для спасения, чтобы стать по-настоящему свободным.   

- Получается, что человек за поиском предустановленной гармонии и своего спасения должен обратить внимание на свой внутренний мир, на себя? Неужели ответ на то, как устроен мир, он найдёт, обратив свой взор не вовне, как он это делает сейчас, а на свой внутренний мир, в себя?

- Да, люди, их образное мышление, являются носителем предустановленной гармонии. Они могут обнаружить, выявить её только в виртуальном пространстве своего разума. Только осознав присутствие предустановленной гармонии в себе, человек сможет обнаружить подтверждение её существования и во внешнем мире. Внешний мир существует как  энергоинформационная целостность.  У человека просто нет возможности разобрать её на детали, элементы, а затем выяснить её  материальную конструкцию.
 
- Вы говорите «образность мышления», а что это такое?

- Все созданные людьми понятия существуют благодаря образности их мышления. Мифология тут является её ярким примером. Различные понятия, ненаучные и научные, все они родом из образности мышления людей. Чтобы понять, что такое образность мышления, необходимо представить себе его как диалектический процесс, реализуемый циклически.

- Вы хотите сказать, что мышление человека подчиняется какой-то схеме? Но человек – это не робот!

- Конечно – не робот. Человек – это звучит гордо. Но цикличность его мышления – это необходимость.   

ВЫВОДЫ:

 1.  Всё сущее бесконечно сложно, но его изначальная форма гармонична и познающим субъектом познаваема.

2.  Гармония всего сущего познаваема благодаря образности мышления человека.