Города со смешанным населением Яффские арабы

Шели Шрайман
...Хотят ли израильские арабы, чтобы у палестинцев было свое государство? Связывают ли с этим какие-то свои надежды? За ответом я отправилась к арабам-мусульманам и арабам-христианам, проживающим в прибрежной части Яффо.

80-летний Зарик, почетный житель Яффо-Тель-Авива, о чем удостоверяет почетная грамота, подписанная мэром Роном Хульдаи, 55 лет назад он открыл на улице Ефет газетный киоск, в котором проводит целый день – от зари до заката, приветливо улыбаясь каждому посетителю, независимости от его национальности и вероисповедания.

Зарик в буквальном смысле «сидит на новостях», продавая свежие газеты на разных языках – арабском, иврите, английском и других. Он родился в христианской семье в Назарете, но ведет светскую жизнь, обожает путешествовать по миру: забирался в буддистские монастыри, топтал брусчатку Красной площади... На мой вопрос – по поводу создания палестинского государства – отвечает улыбкой, излагая свое мнение в иносказательной форме:

«Путешествуя пару лет назад по Дальнему Востоку, я зашел в буддистский храм. Там было две статуи Будды – одна каменная, а вторая золотая. Возле золотой было много охраны, вооруженной до зубов, возле второй – никого. Я спросил: «Почему так?» - «От золотого Будды все время пытаются отломить кусочек, поэтому мы его охраняем».

Когда я вернулся домой, в Яффо, ко мне пришли молодые люди и принесли вот эту эзотерическую книгу о сайентологии, - Зарик протягивает мне увесистый том на английском. - Они сказали: «Почитай, а мы придем через неделю и ты скажешь нам, понравилось тебе или нет?».  Я прочел. В книге были написаны правильные вещи: о том, что нужно любить окружающих и не причинять им зла».

Через неделю они ко мне пришли и спросили: «Ну, что скажешь?» - «Почему ваши лидеры не живут по тем правилам, которые описаны в этой книге? Я прочел в газете, что одного из них недавно посадили в тюрьму, где он сидит с другими преступниками. Им нечего было ответить на это, и они ушли, - после небольшой паузы Зарик заключает, - я не верю в слова и заявления людей, и в том числе лидеров стран. Я верю в поступки, которые они совершают. А поступки эти далеко не всегда соответствуют произносимым ими речам. – Зарик неожиданно возвращается к моему вопросу. – Ты спрашиваешь о возможных волнениях в городах со смешанным населением? Я живу здесь много лет, и поверь мне: «палаточная» проблема сейчас куда более актуальна, чем та, о которой ты говоришь.

...Неподалеку от киоска Зарика расположен исламский молодежный центр, существующий с 1964-го года. Ахмед Атраш пришел сюда еще подростком, а сегодня отвечает за подготовку инструкторов, работающих с мусульманской молодежью. В арабской общине есть совет, который отвечает за земельные участки, пожертвованные мусульманами на общее благо: они отводятся под мечети, клубы, дома для пенсионеров, кладбища (в отличие от еврейских, участки под могилы здесь раздаются бесплатно). Исламский центр – одно из таких заведений общественного пользования. Когда в 1948-м многие арабы покидали Яффо, семья Атраш приняла решение остаться.

- Дома стояли пустыми, - вспоминает Ахмед. – По соседству с нами поселилась еврейская семья. Я играл со своими новыми друзьями в одном дворе, наши семья жили дружно. Никто из нас не говорил тогда о политике. Потом были тяжелые войны и много разных событий. Ты спрашиваешь, как я отношусь к палестинцам? Я чувствителен к их проблемам. Мне больно, когда у них что-то происходит. В идеале я бы хотел, чтобы здесь были два государства, которые бы жили в мире, - мой собеседник искренне полагает, что обретя законный статус палестинцы станут серьезнее и перестанут вести себя так, как они ведут себя сейчас, обстреливая израильские города. – Ведь у них будет другой статус, и они станут соблюдать международные законы. Простые люди устали от войны и хотят мира.

- Но лично мне создание палестинского государства ничего не даст, - продолжает он. – Ведь я живу в Израиле, и мои проблемы связаны с тем, что происходит здесь. Меня больше беспокоят вопросы безопасности и благополучия моих детей. «Правые» экстремисты, которые не любят арабов и время от времени устраивают у нас в Яффо балаган. А «левые», которые, вроде бы, относятся к нам очень хорошо, создают здесь другие проблемы. У них есть деньги, они покупают в Яффо квартиры, отчего цены стремительно растут, и я уже не могу купить жилье своим детям... Я уже не говорю о других проблемах. Когда мой маленький сын, посмотрев на воздушный парад в День Независимости, заявил мне, что хочет стать летчиком, я не знал, что ему ответить... И как я должен чувствовать себя, когда все время подчеркивается, что Израиль – еврейское государство. А где же тогда мое место в нем? Это должно быть государство для всех, кто является его гражданином!

- Ты жалеешь о том, что твоя семья не покинула Яффо в 1948-м году, подобно другим?

- Нет. Я думаю, что больше выиграл, чем проиграл. Потому что такие, как я – мост между израильтянами и палестинцами, пример того, что двум, таким разным народам, можно научиться жить вместе и больше не воевать.

- Если появится палестинское государство, ты бы хотел, чтобы твои дети жили там и учились в палестинских университетах?

- Учились? Почему бы и нет. Но я бы не хотел, чтобы они там жили. Здесь, в Израиле, мы уже столько лет – ко всему привыкли, и в том числе - демократии, когда можно открыто говорить то, что ты думаешь.