Один из пяти сотен

Ваша Лена
На фотографии - слева Йонатан Савицкий, справа - маленький Йонатан с мамой.

Сначала процитирую несколько, очень точных слов, увиденных в одной из рецензий на нашем сайте. "Ты себе не представляешь, что творится в маленьком городке, где все друг друга знают. С его мамой я дружна уже больше 33 лет. С мамой его жены (юной вдовы) я работаю на одной кафедре - представь тесноту нашего мира..."(с)

Да, в такой небольшой стране, как Израиль, трагедия черной субботы отозвалась недобрым эхом практически у каждого жителя этой страны. У кого-то погибли родственники или знакомые на юге, у очень многих воюют дети - или в Газе, или на границе с Южным Ливаном, или друзья детей, или племянники, или внуки. За их здоровье и благополучие молятся сейчас во многих семьях, да что там...во всех семьях молятся об одном - сохранении жизни наших солдат. Почти вся страна надела жетоны и ленточные браслеты - в поддержку захваченных пленных. В знак солидарности с их родными.

Тяжелое время. Каждое утро включаю новости и заранее внутренне съеживаюсь от первой фразы: "Разрешено к публикации..." Дальше идут имена и фотографии.

Имя - Йонатан Савицкий - сначала ни о чем мне не сказало, потом увидела портрет его мамы, потом посмотрела видео с ее участием - подавленной, с потухшими глазами, сдерживающейся изо всех сил, чтобы не заплакать - и вспомнила другой портрет - молодой, жизнерадостной, остроумной женщины на соседнем сайте Стихи ру, с которой иногда общались. И даже порой спорили - дружелюбно, без вражды и перепалки - потому что обе мы жили в одной стране, переживали за все происходящие события, у обеих росли мальчишки примерно одного возраста. Помню дискуссию с ней, талантливой поэтессой, по поводу ее стиха, посвященному выходу из Газы. Она была категорически против того, чтобы цветущие израильские поселения были разрушены, а поселенцы изгнаны из своих домов, я была как раз "за". "Оставим Газу, перестанут гибнуть там наши солдаты, пусть палестинцы живут "сами" и разбираются во всех своих проблемах самостоятельно, разве это плохо?" - так мыслила я.

Приведу строки ее стихотворения.

Ещё мoлитвы гoлoс не зaтих,
И детский плaч звенит нaд пепелищем,
В дoмaх безглaзых ветер чтo-тo ищет...
Взгляни, сoлдaт, нa делo рук твoих.

Ещё нa берегу видны следы,
И Мoре их oбхoдит oстoрoжнo,
Рoкoчут вoлны тихo и тревoжнo
Oб ужaсе случившейся беды.

Ещё не пересoхли ручейки
Вoды и крoви, мoлoкa и мёдa,
A нa стрaницы стрaшнoгo исхoдa
Уже легли тяжёлые пески.

Где были мы? Oб этoм спрoсят нaс
Нa тoм Cуде, где нет земных зaкoнoв.
Чтo скaжешь ты, oдин из миллиoнoв?
Чтo скaжешь ты?
                “Я выпoлнял прикaз” ? (с)

"Я выполнял приказ". Автор Белла Савицкая http://stihi.ru/2005/08/20-732

Во время написания этого стихотворения Йонатану Савицкому было три года. Через восемнадцать лет эхо тех событий вмешалось в судьбу этого парня.

"...Седьмого октября в субботу Йонатан, боец элитной бригады "Эгоз", был с однополчанами в Самарии. Их вызвали туда на операцию по задержанию террористов. Как только сообщили, что началась война, отряд из 13 человек выдвинулся на защиту военной базы Кисуфим. На базе находились 32 девушки из отряда электронного наблюдения, которые видели через камеры, как террористы ломают забор и устремляются через проломы. Кроме них, здесь же находились бойцы из бригады "Голани", три женщины, приехавших навестить мужей на праздник, и один младенец – в общей сложности пятьдесят человек...(с)

Когда спецназовцы проникли на базу, увидели неутешительную картину: почти все бойцы "Голани" были убиты террористами ( напоминаю, около 3-х тысяч террористов Хамаса проникли на территорию Израиля), остальные ранены, девушки-наблюдательницы пытались спастись в запертых комнатах базы. Задача спецназа была - найти всех девушек, потом зачистить базу от террористов. Бойцы обходили комнату за комнатой, вступая в бой с хамасовцами, уничтожая их одного за другим. Более семи часов длился бой, спецназ теснил террористов вглубь базы.

Рассказывает Белла:  "...Наконец нескольким хамасовцам удалось подняться на крышу, откуда они начали стрелять по израильским солдатам. Одна пуля прошла сверху, попала под бронежилет и убила моего мальчика. Он умер мгновенно. Он не страдал. Для меня это было очень важно знать..."(с)

Старшина Йонатан Савицкий погиб в боях 7.10.2023.
Благодаря операции, в которой участвовал и погиб Йонатан 50 человек были освобождены живыми:
• 32 военнослужащих пограничного наблюдения
• 14 солдат Голани
• 3 женщины и маленький ребенок.

А я еще добавлю. Благодаря Йонатану и другим солдатам Цахала ( их погибло в тот день около 400-сот), террористы были остановлены. Они не прорвались в большие города юга страны, они не прорвались в центр. А могли бы, именно это они и планировали.

Белла рассказывала, что два дня не могла дозвониться до сына и самые страшные предчувствия мучили ее. Через два дня домой пришли люди в форме и все стало ясно. Каково матери лишиться сына - никому объяснять не надо. Улыбчивый, солнечный, добрый, светлый мальчик, талантливый программист, любящий сын и брат. Помню ее слова: "У меня нет больше Йонатана. Не будет никогда. Но ведь надо жить дальше...У меня есть дочь...муж...мои мама и папа, которым нужна моя поддержка...Я должна найти силы, чтобы жить дальше". Она словно убеждала саму себя.

Наступает Новый Год, в канун которого обычно загадывались самые разнообразные желания. А сейчас хочется только одного - чтобы ни одна мать, где бы она ни находилась - не оплакивала больше своего сына. Но я понимаю, насколько недостижимо это желание.

Светлая Память Йонатану Савицкому.