Держава - как дерево...

Василий Храмцов
 
Дерево начинается с  семени, каждый это знает. На выросшем прутике  образуется  несколько  почек, в которых заложены все части будущего дерева. Каждая почка может им стать, если её привить к другому саженцу. А на прутике она прорастёт в виде сучка. Отрежь его и поставь в воду –  он даст корешки и станет саженцем, а потом и деревом. Это всем понятно, кто хоть немного разбирается в садоводстве.
 
На взрослом дереве различают ветви скелетные, полускелетные и обрастающие. Но кто на это обращает внимание: дерево как дерево, пышное и красивое. Оно выглядит единым целым, так мы его и воспринимаем. А ведь оно по своему строению – как империя! В нем все есть, что и у государства.

Главный, на чём всё держится,  – это ствол. А у империи – занимаемая площадь с её горами, лесами, водоёмами. Внизу – корни! У империи это та часть населения, которая производит блага, то есть создаёт богатство, добывая его из земли. Корни находят влагу и растворённые питательные вещества и гонят это вверх по стволу, по скелетным и полускелетным ветвям к обрастающим веткам. А там из почек развиваются маленькие деревца со стволиком и листьями - побеги. 

Мне кажется, что это - люди, занятые в перерабатывающей промышленности. Получая питательные вещества от корней, они из них и солнечного света вырабатывают хлорофилл и насыщают им всё дерево. От этого оно и растёт. Удлиняются и разветвляются корни, под корой образуется новая древесина.  Оно становится год от года толще и крепче. Утолщаются ветки. И так год от года. Империя растёт! Корни захватывают всё большую площадь, а само дерево – воздушное пространство. В таком виде дерево просуществует до скончания ее деревянного века.

Но дерево может погибнуть ещё маленьким. Для того, чтобы вырасти, у деревьев есть испытанные приёмы. Как и у молодых государств. Они селятся так, чтобы попасть под защиту взрослых деревьев. А малые государства заключают договоры с империями о дружбе и сотрудничестве и даже военные союзы.  Рядом с высокими елями растёт молодой ельник, а с соснами -  сосенки. Так и у других деревьев.  Рядом с империями или крупными государствами развиваются небольшие, порой даже крошечные.

Проходят годы и даже века. Но вот напали на дерево-империю вредители. Внутренние – короеды и хрущи. Внешние – тля и непарный шелкопряд, то есть гусеницы. Садоводы хватаются за химикаты, борясь с вредителями и болезнями. В лесу деревья сами защищаются. Помогают им в этом птицы и звери. Дробь дятлов каждый, думаю, слышал.  Дерево привлекает защитников своими семенами. А империи – торгуют друг с другом, с малыми государствами, влияют друг на друга. И, как и деревья, борются за жизненное пространство под солнцем.

Что нужно, чтобы дерево-империя существовало и развивалось как можно дольше? Правильно: бороться с болезнями и вредителями. Причём, как с внешними, так и внутренними в виде хрущей, КОТОРЫЕ ГРЫЗУТ САМУ ДРЕВЕСИНУ.

А почему я об этом заговорил? Да потому, что однажды смотрел какую-то телепередачу, и там было сказано, что в России по состоянию на 10 ноября 2023 года официально зарегистрировано 25 политических партий — и все они имеют право участвовать в выборах.

 И тут у меня возникла ассоциация.  Я представил государство как дерево. Молодое крепкое дерево.  Скелетные ветви – это армия и флот с авиацией, полиция, суд и прокуратура, правительство. Полускелетные – это крупная промышленность и коммуникации. Обрастающие ветки – это малые предприятия. А вот куда партии пристроить – не знаю. Они как будто лишние у дерева-государства.

 Всякое сравнение хромает. Есть у деревьев неожиданные крупные ростки – волчки. Может быть это партии? Садоводы их обычно срезают. Возможно  сравнение дерева и державы совсем не подходящее? Ну и что? Пришло и ушло, никому никакого вреда от этого нет. На том и закончу свои неожиданные мысли.