Призраки, синица и гоголь

Лев Алабин
Премьера спектакля "Как я была гадиной" Алены Синицы, режиссер Оксана Погребняк в театре культурного центра ЗИЛ. Единственный социальный драматург на сцене этого года. Сама Алена в своей пьесе играет Призрак Белой девочки, как некогда Призрака отца Гамлета играл автор "Гамлета". Верной дорогой летит синичка. Да и птичьих фамилий в русской драматургии можно найти достаточно, и надеюсь, что гордая птица гоголь примет синицу под свое крыло. Пьеса счастливо избежала опасных углов. В ней нет политики. "Бешеный хворост" Олега Маслова уже поплатился за это закрытием, а Иосиф Райхельгауз, учитель Оксаны Погребняк, по совокупности содеянного, расстался с театром. О коррупции там тоже ни слова. И за это поплатился уже готовый спектакль в том же театре ШСП или как теперь его называют театр «На Трубной», - «Проверка» (по крайней мере, я его уже видел, но к зрителю он так и не вышел) по пьесе Павла Соколова, режиссер – Мария Федосова.
«Как я была гадиной» - пьеса о проблемах семьи и подростков. Опубликована в журнале "Юность". Наверное, единственная пьеса за всю историю журнала, опубликованная на ее страницах. Так же как, наверное, единственная пьеса, ныне шествующая по сценам страны, - «Человек из Подольска», опубликованная в «Новом мире».
Социальных, острых пьес хватает, но не у всех счастливая судьба. Может быть поэтому, чтобы не поплатиться жестоко, театры предпочитают сейчас ставить легкие комедии. Например, в том же театре «На Трубной» комедия положений «Тетка Чарлей» в постановке нового главного режиссера и художественного руководителя. Великолепная постановка, мне посчастливилось побывать на премьере, и все же… И в театре «Вишневый сад» тоже комедия положений «Примадонны»… ну, тенденция ясна.
Однако вот молодежный театр ЗИЛа не побоялся проблем на свою голову, и проблем сегодняшнего дня, и решил поставить то, что ближе сердцу, и ближе, русскому театру.
Сама пьеса рождалась в семинаре известного драматурга Елены Исаевой, который проходил при МХАТе им. Горького. С приходом нового директора семинар закрылся, как и многое другое, и тут созданию социальной драматургии вставили палки в колеса. Пьесу Алена дописывала дома, правда явилась пандемия, и в условиях изоляции тут ей уже никто не мешал. Потом подоспела «Юность» с публикацией, и вот, премьера. На этот раз, у истории счастливый конец.
У пьесы достаточно прозрачный сюжет, который полностью укладывается в название. Главная героиня,которую зовут почти как и автора - Аля, девочка лет 15-ти, ведет дневник. И перед нами проходят страницы дневника, сцены ее жизни. Поведения она не вполне достойного, но она именно «была» такой, потому что в конце она совершенно меняется и соглашается быть сиделкой у своей беспомощной бабушки. Она «была гадиной», но теперь исправилась. Момент исправления нам не показан, он происходит спонтанно. Собственно, так и бывает у детей. Но, "исправляться" приходится, как мы знаем, до конца жизни.
Пьеса наполнена жизненными наблюдениями, реальными проблемами современных подростков. Много нам рассказано секретного и неожиданного. Например, одна из героинь по прозвищу Гарри Поттер, пишет письма в Хогвардс, правда не Гарри Поттеру, а Редклифу, который играл этого Гарри. И я вдруг вспомнил, что в мою юность мы писали письма, тоже в Лондон, но «Битлам».
В самой постановке много трогательных сцен. Например, когда Алена узнает, о смерти своего отца, она шоколадку, подаренную им, разделяет на много частей и угощает зрителей. Так мы поминаем всех ушедших воинов. Ее отец – погиб на войне.
В спектакле заняты одни женщины, (для современного театра, при вечном недостатке актёров – мужчин, очень удобно) и главные героини – девчонки, практически соответствующие своему сценическому подростковому возрасту, наполняют сцены самым неистовым девчоночьим визгом, от которого звон стоит в ушах и на следующий день после спектакля.