Князь Мышкин

Василевич Анатолий
Продолжение "Анна Каренина"

Князь пробыл в монастыре три дня, и всё это время он пытался разобраться в своих чувствах и намерениях. От обитателей монастыря он узнал, что его спасла от гибели некая дама, которая неизвестно как оказалась там  же, где и он, на железнодорожных путях далеко от станции. Он вспомнил, куда направлялся в тот день – когда-то здесь рядом с монастырем жили его воспитательницы, и здесь он провел детские годы. Уезжая на вокзал, он объявил, что возвращается в Швейцарию. На самом деле для этого у него не было средств. Он вынужден продолжить свою жизнь в России, но уже в другой среде.

И вот он снова в знакомых местах. Чем ближе он подходил к старому дому, тем большее волнение его охватывало. Вот ворота без ворот, вот заросший кувшинками пруд, а вот и аллея, которая вела к высоким ступенькам дома.

Он давно собирался навестить эти места, но не был уверен, что его помнят и хорошо встретят. Сомнения оказались напрасны, его приняли тепло и приветливо, как родственника. Вечером за чаем он много рассказывал о жизни в Швейцарии, особенно о системе обучения детей. Рана его не беспокоила и напоминала о себе только белой повязкой, похожей на шапочку.

На следующий день пришли соседи, которые хотели познакомиться с необычным гостем. И от них князь узнал о трагедии, которая произошла в тот день, когда он чуть было не попал под поезд. Одна светская дама, некая Анна Каренина, весьма известная в Петербурге, покончила свою жизнь недалеко от платформы железнодорожной станции. Якобы нашли чемоданы с ее вещами и совершенно обезображенное тело.

А ведь я знал ее, – сказал князь, побледнев. Каренины бывали в Павловске, недалеко от моей  дачи. Но мы не были знакомы. Я видел ее несколько раз, но только издалека. Однажды даже стал свидетелем неприятной сцены, когда ее отказались принять на концерте в станционном вокзале… Говорили еще, у нее серьезные проблемы в семье.

Странная мысль, как молния, мелькнула в его голове в этот момент. Так бывает, когда внезапно приходит решение еще до того, как возникли обоснования этого решения.
– Опознали жертву? Это точно она? – вдруг спросил он. – Ведь бывают ошибки, особенно в подобных случаях, когда жертву трудно опознать. Но гости ничего более сообщить не могли. Князь был в волнении – сознание пыталось связать его внезапное спасение с несчастным случаем.

Князь смутно ощутил, почувствовал, что погиб кто-то другой, а дама, которая спасла ему жизнь – должно быть это Анна Каренина.

Ну, эта мысль пришла к нему позже, а тогда он весело обсуждал свои детские проделки и переживания. В конце разговора гости поинтересовались, что он собирается делать. Подумав, он сказал, что не знает точно, но будет искать работу по своим способностям, а где жить, он ещё не решил. Гости переглянулись с хозяевами. Князю показалось, что относительно его у них есть какие-то намерения, но они ничего конкретного не сказали. Через  пару дней ему припомнили его рассказ о швейцарской системе образования. И спросили, хотел бы он войти в состав учебной администрации земства, чтобы инспектировать школы для крестьянских детей.  Сразу предупредили, что денег много он не заработает, но жить может у них свободно. Дом большой, и всем места хватит. А не хочет, может поселиться в какой-нибудь из школ.

Земства были введены в 1864 года и являлись выборными органами местного самоуправления в Российской империи на уровне губерний, уездов и волостей. Земства сыграли огромную роль в социально-экономическом развитии страны. Почти в каждой деревне открылись школы. Земские школы стали двух типов - одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем, и двухклассные с четырехлетним курсом, с 50 и более учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы.

У земства были средства на создание школы для местных детей, но не было никого, кто хотел бы этим заняться серьёзно. Поэтому они решили выяснить, не согласится ли князь взять на себя обязанности по организации учебного процесса и подбору преподавателей. Князь с удовольствием согласился, хотя не был полностью уверен в успехе задуманного. Он уже достаточно нагляделся на то, как первоначальный энтузиазм сменяется забвением и равнодушием. Так все и вышло по задуманному: князь остался жить в доме и приступил к работе. Он следил за строительством новых школ. Особое внимание уделялось освещенности. Нужны были большие окна, а стоили они гораздо дороже тех, которые стояли в крестьянских избах. Приходилось вырубать дополнительные оконные проемы. Но это была только часть дел: нужно было найти преподавателей, вести финансовые дела, и готовить отчеты для земской управы. Земства не только получили право открытия учебных за­ведений, но они же должны были заниматься их материальным обеспечением. Они же разрабатывали новые программы и учебники. Предметы преподавания: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение.

...    Продолжение следует

Следующая глава: "Анна Аркадьевна и Лев Николаевич"