3. 22. 3 О духах, присоединяемых к человеку

Лариса Болотова
          Какие духи присоединяются к человеку?

«295. К человеку присоединяются такие духи, каков он сам относительно чувств своих или любви; но добрые духи присоединяются к нему Господом, меж тем как злые духи присоединяются самим человеком.

 Духи, находящиеся при человеке, меняются, смотря по изменению его чувств, вследствие чего в детстве не те духи  при нём, что в отрочестве и в юности, не те духи, что в мужестве или в старости; в первом возрасте детства при нём находятся духи полные невинности, которые, следовательно, сообщаются с небесами невинности, то есть с третьими, или самыми внутренними, небесами; во втором возрасте детства, или отрочестве, при нём духи, коим свойственна любовь к познанию и которые, следовательно, сообщаются с последними, или первыми, небесами; в юношестве и мужестве при нём духи, которые по любви своей к истине и благу живут в разумении и затем сообщаются со средними, или вторыми, небесами; наконец, в старости при нём находятся духи, полные мудрости и невинности, которые, следовательно, сообщаются с самыми внутренними, или третьими, небесами.

Такое присоединение, однако ж, совершается Господом только относительно тех, которые могут преобразоваться  или возродиться; с теми же, которые не могут ни преобразоваться или возродиться, бывает иначе: к ним также присоединяются добрые духи, чтоб они, сколь возможно, удерживались от зла, но непосредственно они соединены со злыми духами, сообщающимися с адом, и эти духи такие, как сам человек. Если, например, люди преданы к любви к себе, корысти, мстительности или прелюбодеянию, то при них и духи с подобными свойствами, и духи эти, так сказать, обитают в недобрых чувствах человека; чем менее добрые духи могут удержать его от зла, тем более злые духи разжигают его и чем более их страсти царствуют в нём, тем более они привязываются к нему и не отступают от него. Таким-то образом злой человек соединяется с адом, а добрый – с небесами».

                Почему человек управляется Господом через посредство духов?

«296. Человек потому  управляется Господом через посредство духов, что он вышел из небесного порядка, ибо рождается в адском зле, следовательно, совершено противно Божественному порядку и возвратиться к нему он может не иначе как через постороннее посредие, для которого именно и служат духи; этого  бы не было, если бы человек рождался в благе и согласно Божественному порядку: тогда человек не управлялся бы Господом через посредство духов, по посредству самого порядка, то есть общим наитием».

                За что же отвечает сам человек, его сознание, если он управляется духами?

                В чём же проявляется сам человек, в каких действиях, мыслях, чувствах и желаниях?

«Этим наитием человек управляется относительно того, что переходит из мысли и воли его в дело, то есть относительно слов и действий; ибо те и другие следуют законам естественного или природного (naturalis) порядка, в отличие от духовного, вследствие чего духи, присоединённые к человеку, не имеют с ним ничего общего.

Тем же общим  наитием (влиянием) из духовного мира управляются и животные, потому что они не вышли из порядка своей жизни и не могли ни извратить, ни разрушить его за неимением рассудка.

«297. Что касается соединения небес с родом человеческим, то сам Господь, согласно небесному порядку наитствует на каждого человека, как на самые внутренние, так и на последние, внешние, в нём начала, располагая его, таким образом, к принятию небес и управляя последними в нём началами посредством самых внутренних; и в то же время самыми внутренними – посредством последних, содержа через это в связи всё принадлежащее человеку, до самых малейших частностей. Это наитие Господне называется наитием непосредственным, а то, которое совершается через духов, - наитием посредственным и получает начало своё (subsistis) от первого.

Непосредственное наитие, то есть принадлежащие самому Господу, исходит от его Божественной человечности, пронизывает волю человека, а чрез волю – и разум его, нисходя, таким образом, во благо его, а через благо – в истину: или, что то же, в любовь его, а через любовь – в его веру, но не обратно; ни, тем более, в веру без любви, или в истину без блага, или в разум, который не исходит от воли. Это Божественное наитие непрестанно и только добрыми людьми приемлется во благо; дурными же оно или отвергнуто, или подавлено, или искажено, вследствие чего и жизнь их во зле, что в духовном смысле равняется смерти».

                То есть, если непосредственно связаться с Господом, то Он откроет истины?

«298. Духи, находящиеся при человеке, как соединяющиеся с небесами, так и соединяющиеся с адом, никогда не влияют на человека своей памятью и мыслями, потому что влиянии их собственной мысли человек был бы убеждён, что принадлежащее им есть его собственное; … тем не менее, однако ж, через духов этих зарождается в человеке по наитию с небес всякое чувство, относящееся к любви ко благу и истине, и по наитию из ада, всякое чувство, относящееся к любви ко злу и лжи; таким образом, насколько чувство человека согласуется с наитием, настолько оно воспринимается им в мысль, ибо внутренняя мысль человека совершенно согласна с его чувством или любовью; настолько же чувство его не согласуется, настолько и наитие не приемлется. Итак, если не мысль внушается человеку духами, а только любовь или расположение ко благу или злу, то очевидно, что человеку предоставлен выбор; что он свободен и может, размышлять, принять добро и отвергнуть зло, зная из Слова, что такое добро и что такое зло: то, что человек принимает мыслью по любви, усваивается им, но то, что он не принимает, не усваивается им. Из этого видно, каково в человеке наитие блага с небес и наитие зла из ада».

                Следовательно, таким образом, был дан рассудок человеку? Разум в отличие от рассудка не размышляет, он знает. Разум напрямую связан с Информационным полем вселенной. Так ли это?

                Человек всех этих тонкостей не знает, а считает, что он сам рассуждает, то есть мыслит?

                Откуда в человеке бывает тревога, тоска и внутренняя грусть, называемая меланхолией?

«299. … Есть духи, которые ещё не присоединились к аду, потому  они ещё в первом своём состоянии …  Эти духи  любят несваримые и вредные вещества, как, например, остатки пищи, гниющие в желудке; вследствие чего они находятся там, где вещества эти лежат в человеке: они им приятны, и тут, предаваясь злым чувствам своим, они разговаривают между собой. Чувства, коими проникнута  речь их, влияют на человека, он становится грустен, безпокоен и тосклив; если же они согласуются с ним, он делается весёлым и шутливым: эти духи являются возле желудка, иные вправо от него, другие влево, иные сверху, другие снизу и также ближе или дальше, смотря по свойственным им чувствам. …

300. Соединение небес с человеком не подобно соединению человека с человеком; это соединение совершается с внутренними началами духа его, следовательно, с его внутренним или духовным человеком; с его же человеком природным или внешним совершается другое соединение,  посредством соответствий; …»

                За физическое тело и природные органы человека отвечают другие духи, посредством соответствий?

«302. … человек нисколько не может мыслить без присоединения к нему духов и от этого соединения зависит вся духовная жизнь его. … причина этого незнания заключается в том предположении человека, что он живёт сам по себе, без всякой связи с первым началом (esse) жизни; равно в том  неведении его, что связь эта поддерживается небесами и что если бы она рушилась, то он тотчас бы пал мёртвым. Если бы человек верил (как оно по истине и есть), что всякое благо от Господа, а всякое зло – из ада, тогда бы он не полагал себе заслуги во благе и зло не вменялось бы ему; ибо, таким образом, во всяком благе, о котором бы он думал, или которое бы он творил, он взирал бы на Господа, а всякое влияние зла откидывал бы в ад, откуда оно и приходит; но  так как человек не верит никакому наитию с небес и никакому влиянию ада и потому полагает, что всё, что он мыслит и хочет, находится в нём самом и, следовательно, исходит от него, то он и усваивает в себе зло и наиствующее на него благо оскверняет понятием о заслуге».

                Получается, что физическое тело человека это автомат, управляемый  с небес и из ада. Но в человек есть нечто (душа живая), которая может обладать самосознанием, если его развить за время жизни в земном мире.

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 142).