Великий авиаконструктор и Сталин

Виктор Шушарин 2
Подписаться
«После ссоры с наркомом к Ильюшину пришли из НКВД, но он опешил, когда узнал куда его везут!»- откровения конструктора ИЛ-2
24 октября 2022
127K прочитали
Сергея Владимировича Ильюшина советская власть ценила высоко: это единственный лауреат целых 7-ми Сталинских премий. Но перед войной, при разработке и запуске в серию самолёта Ил-2 у авиаконструктора возникли такие серьёзные трения с военными и с чиновниками наркомата авиапроомышленности, что в дело вмешался сам Сталин. Дошло до того, что вождь пригласил Ильюшина пожить неделю вместе с ним на Ближней даче – чтобы никто не мешал работать.

Сергей Владимирович с самого начала планировал сделать Ил-2 двухместным. Заказчики с ним не согласились, распорядившись убрать кабину стрелка. Ильюшин был не согласен с этим решением, и настойчиво отстаивал свою точку зрения, дойдя до ЦК. Но не отстоял. Ил-2 пошёл в серию одноместным.

Потом, уже в самом начале войны, выявилось, что одноместные штурмовики несут неоправданно большие потери от истребителей противника. В ВВС стали изобретать самодеятельные способы впихнуть в кабину пилота ещё и стрелка с пулемётом – для защиты самолёта сзади.

Пришлось признать, что Ильюшин был прав, и далее выпускать Ил-2 в двухместном варианте – хоть от этого и снижались скорость и полезная нагрузка самолёта. Сталин тогда при встрече не забыл отметить Ильюшину, что практика показала: авиаконструктор был прав, а его критики – нет.

Сергей Ильюшин. Фото в свободном доступе.
«Если не возражаете, товарищ Ильюшин…» – возразить против такого приглашения было трудно
В другой раз, когда нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин распорядился перевести конструкторское бюро Ильюшина в Воронеж, поближе к заводу, Сергей Владимирович воспротивился этому решению, защищая интересы своих сотрудников, не хотевших переезжать из Москвы.

«Создать трудоспособный коллектив единомышленников и энтузиастов несравненно труднее, чем самый хороший самолёт», – писал Ильюшин Сталину.
Если ехать в Воронеж – то там нужно сперва создать мощную материальную базу для эффективной работы сотрудников: достойное жильё, помещения для КБ, цеха опытного производства, ангары для прототипов.

Таким образом, Ильюшин уклонился от выполнения приказа наркома. Судя по его воспоминаниям, после составления письма Сталину он собрал чемоданчик с переменой белья и сухарями – на всякий случай. Понимал ведь, что этот демарш может обойтись ему дорого.

Но произошло неожиданное. После ссоры с наркомом к Ильюшину пришли из НКВД, но он не мог даже представить куда его отвезут. Увезли его не в тюрьму, а в Кунцево, на Ближнюю дачу Сталина.

Ильюшин с военными. Фото в свободном доступе.
«Если не возражаете, товарищ Ильюшин, – сказал вождь, – то поживите недельку у меня. Здесь Вам никто не будет мешать работать».
Впоследствии Сергей Владимирович писал в своих воспоминаниях, что жилище Сталина удивило его двумя особенностями: скромным, аскетичным бытом и небывалым обилием книг («все стены Ближней дачи состояли из книжных полок»). Вождь спал на простой железной кровати, укрывался обычным солдатским одеялом «с полосками, где ноги».

Ильюшин трапезничал вместе со Сталиным, и это была максимально простая, незамысловатая домашняя еда – борщ, гречневая каша и т.п. блюда.

«Конечно, за эту неделю я измучился до предела, – признавался Ильюшин, – выдержать темп работы Сталина непросто». Но даже после работы вождь подолгу не спал: у него была привычка много читать ночами.

«Штурмовики горячими улетали на фронт»
Ильюшин признаётся, что ему было непросто выдержать напряжённый ритм работы Сталина. Хотя он сам в воспоминаниях сотрудников КБ предстаёт истинным трудоголиком.

«Он титанически много работал. В этом отношении мы могли только следовать ему, и он всегда заряжал своим оптимизмом, желанием работать,– пишет об Ильюшине Ю.М. Литвинович, – если он приходил с новым заданием, то сам весь загорался. Это был увлекающийся человек. Но время было строгое».
Сталин за рабочим столом. Фото в свободном доступе.
В один из дней Сталин привез конструктора на заседание Политбюро, посвящённое развитию авиационной промышленности. Выслушав разные мнения, Сталин сказал: «А теперь послушайте, что думаем по этому поводу мы с товарищем Ильюшиным» – демонстративно подчеркнув тем самым свою поддержку конструктора перед всеми его критиками.

Ильюшинское конструкторское бюро в итоге так и осталось в Москве, решение о его переносе в Воронеж было отменено. С началом войны, оно было переведено на казарменное положение.

«На нашем 45-м заводе, у метро «Сталинская», поставили койки, диваны. Рядом стояли столы конструктора и технолога: один чертит, другой смотрит и сразу же составляет технологию, тут же по телефонограммам заказывает на Урале материалы, поковки...» – вспоминает А.А. Микулин.
А государственная Ближняя дача в Кунцево вплоть до настоящего времени является правительственной резиденцией – режимным, охраняемым ФСО объектом (объект ФСО «Волынское»). Экскурсии на дачу не проводятся.

;«Мой Фюрер у нас проблемы, реальность оказалась другой!»- что говорили генералы Гитлеру на экстренном совещании после атаки на СССР?

Ближняя дача. Фото в свободном доступе.
Когда немцы подходили к Воронежу – завод эвакуировали в Куйбышев.

«С платформ станки краном спустили, подвели электричество. Женщины, подростки на деревянных ящиках под открытым небом стоят и вытачивают детали мотора! Мы отправляли за Волгу готовые двигатели, и штурмовики горячими улетали на фронт...» – пишет Александр Александрович.
Ил-2 стал самым массовым самолетом Великой Отечественной. Не зря по роли и значению его ставят рядом с танком Т-34, «катюшей» и 76 мм дивизионной пушкой ЗИС-3 – всем тем оружием Победы, которое спасло Родину.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть ; сайт , ; Одноклассники, ;YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, почему Сталин поддержал конструктора?