Имена собственные. Маркиз

Анна Хао Ши
Смущённая соседка, держала в руках хрипло мяукающий крохотный комочек.

- Извини, я не знаю, что это такое я тебе принесла. Обещала сиамского котёнка, но если ты откажешься, я отнесу его обратно.

-Почему обратно? Вон какой хорошенький!

- Не знаю, может он больной какой-то. Его принесли в 7:30 утра, он уже больше десяти часов вопит не замолкая. Даже езда в автобусе его не укачала, кричит и кричит! Голос сорвал, охрип совсем, а всё кричит…

Но протянутые ковшиком ладони уже приняли долгожданного питомца. Пауза! Соседка поражённо смотрит на замолчавшего котёнка, который мгновенно уснул в новых руках. На всякий случай, предупреждает:

- Если не даст ночь спать и до утра ты передумаешь, я в 6:30 выхожу из дому и смогу вернуть его хозяйке.

- Не беспокойся, не передумаю. Смотри, вот ему местечко приготовлено, а на ночь грелками его гнездо обложу, чтобы не мёрз.
 
Намаявшийся котёнок крепко и глубоко проспал всю ночь.  Утром, знакомясь друг с другом, малыш приветственно мурлыкал, а женщина восхищённо приговаривала:

- Какой же ты красавец! Глазки синенькие, умнющие! Пойдём-ка на кухню, накормлю тебя.

Женщина наблюдала, как крохотное существо с достоинством несло свой хвостик, торчащий вверх морковочкой. Распушившись от страха в незнакомой обстановке, он храбро шествовал за человеком, которого вчера признал с первой минуты безоговорочно. Увидев лоток, котёнок тут же воспользовался им, чем умилил хозяйку: как, такой малюсенький, а уже приучен к порядку! А потом не спеша лакал жидкую манную кашу, деликатно - с края блюдечка, не пытаясь, как это делают малыши, жадно влезть лапками в еду.
 
- Ты благородных кровей, умён от рождения и хорошо воспитан в свои три недели. Значит ты – Маркиз! Пойдём, Маркиз, представлю тебя моему сыночку. Ему скоро шесть лет, по человеческим меркам вы примерно ровесники, и у тебя такие же синие глазки. Будете братьями; и он – старший, а ты должен его слушаться.

Маркиз, действительно, оказался котом выдающегося ума. Пытаясь забраться на колени хозяевам, он никогда не выпускал коготки и не позволял себе повиснуть на одежде. Прыгал и падал, настойчиво повторял попытки, если его не успевали подхватить. Прыгучесть Маркиз развивал активно! И высота, чтобы уютно расположиться на хозяйских бёдрах, была покорена быстро. Как только он научился самостоятельно запрыгивать на унитаз, лоток убрали, и в квартире не было никаких кошачьих запахов.

Женщина старалась внести разнообразие впечатлений в домашнюю жизнь Маркиза, поэтому его брали на короткие уличные прогулки. Где-то несли на руках, где-то опускали на землю, позволяя обнюхать растения. Он даже пару раз побывал в коротких пляжных выездах к морю. Тихие волны в бухте выбрасывали на берег мелких крабов, и Маркиз пытался трогать их лапой; догонял, пятящихся боком к воде и отступал, когда они пускали пенные пузыри.
 
Поведение Маркиза вне дома было не типичным для кота. Он не делал попыток в ужасе шмыгнуть в заросли или забраться на дерево. Сиамец в полном доверии к защите человека смирно сидел на руках или держался возле ног, как собака.
 
Кот был ещё полугодовалым подростком, когда случилось первое происшествие, заставившее всерьёз поволноваться. Ветреная и пасмурная погода удерживала приятелей сына в квартирах, а ему было зябко и неуютно посреди пустующей детской площадки.  Маркиз самостоятельно изучал территорию. Откуда ни возьмись, нарисовался крупный бездомный пёс.
 
Взрослые и собака находились на противоположных сторонах площадки, а ребёнок и сиамец посередине. Заприметив кота издали, пёс агрессивной рысью направился к домашнему питомцу. Хозяйка бросилась навстречу, на бегу крича сыну отойти подальше от Маркиза.  Понимая, что собака доберётся до кота быстрее, в голове женщины мелькали обрывки предположений, в какую сторону Маркиз бросится спасаться бегством. Из каких щелей потом выманивать перепуганное животное, если он юркнет в подвал многоэтажки?

Только кот внезапно замер, распушил шерсть, становясь на глазах в два раза крупнее. Его коричневый хвост напоминал толстую палку, торчащую над белой спиной. Он чуть припал на передние лапы, словно леопард на охоте. Низко пригнув голову, Маркиз потоптался на месте всеми четырьмя лапами и, глядя в глаза приближающейся собаке, начал движение навстречу особой походкой. Он заводил передние лапы накрест, словно модель на подиуме. Только этот проход навевал ужас. Кот-подросток уверенно шёл в атаку на пса, ускоряя шаг, в несомненной готовности вступить в схватку!
 
Собака на миг растерялась, видя странное поведение внезапно увеличившегося в размере зверя непривычного окраса. Приветливо вильнув хвостом, состроила на морде дружелюбие. И, словно вспомнив неотложные дела, попыталась сменить траектория движения, делая вид, что ей, вообще-то, в другую сторону.

Женщина поравнялась с котом, хотела подхватить его на руки, но тот воспринял присутствие человека, как подкрепление и перевес сил, и бросился галопом догонять обидчика.
 
Ситуация снова стала критической: Маркиз явно намеревался оседлать пса, вскочив ему на спину. Ну не зря же он с человеческим братом слушал пластинку «Бременских музыкантов»! Всё предвещало, что теперь уже испуганная собака будет мчаться в неизвестном направлении, спасаясь от впившихся когтей… И всё тот же вопрос: где и как после драки искать кота?
 
Положение приобрело трагикомичность: убегающий пёс, которого преследует кот, как минимум трижды меньшего роста в холке и трижды меньший в длину. А за ними бежит женщина, призывая кота вернуться!

Маркиз не был мелочным. Увидав, как безродный пёс улепётывает со всех ног, кот посчитал свой отпор достойным. Поэтому остановился, позволил подбежавшей хозяйке взять себя на руки и пригладить стоящую дыбом шерсть. Выслушал, как волновались о его безопасности, принял восхищения его храбростью и находчивостью. И согласился с мнением, что он - настоящий героический кот!

Со своей стороны, Маркиз убедился, что в критической ситуации хозяйка на его стороне. Он несколько раз потёрся носом по шее женщины от ключицы до уха, произнося коронное: Ммр-мя! Кот всегда ластился этими движениями и голосом так выражал благодарность.

***
 
Особое отношение кота к женщине стало заметно, когда в период беременности она плохо себя чувствовала. Кот ложился к ней под бок, прижимался головой к животу и мог часами мурлыкать и даже мягко «топтаться» массажными лапками. Женщине на самом деле становилось легче.
 
И вот в доме появилась малышка! Неразумные люди спеленали дитя, не давая шевелиться и, она громко плакала. Мужчина возился с пелёнками в ванной, женщина варила манку, а малышка кричала! А потом внезапно крик оборвался… Подумав, что ребёнок мог срыгнуть и захлебнуться, влетели вдвоём в комнату и замерли в дверях… «Спелёнатым кулёчком» малышка лежала под четырьмя кошачьими лапами, а Маркиз возвышался над ней и вылизывал от подбородка к кончику носа.  Личико младенца выражало блаженство! Её первая широкая улыбка в недельном возрасте была подарена коту!

Вот только женщина повела себя не адекватно: на импульсе первичного испуга, она выхватила кота из колыбельки, отшвырнула и запретила ему приближаться к ребёнку.  В глазах кота смешались недоумение и обида: как же так? Ведь я успокоил, девочка была счастлива…

Женщина понимала свою неправоту, но дело было сделано, и слова прозвучали. Кот отдалился, стал незаметным. Примирение наступило через месяц, когда женщина получила урок.
 
Малышку мучили колики, укропная вода и массаж животика не помогали. Женщина уже пару часов качала на руках плачущего ребёнка, не зная, как унять эти страдания. Она металась от окна к двери, меряя шагами комнату. Маркиз все это время неподвижно сидел у стены, лишь вертел головой, сопровождая взглядом движение хозяйки.  Руки болели и, обессилев, она присела на край дивана, покачивая ребёнка на сгибе локтя. Взгляд остановился на животном и, похоже, она мысленно пожаловалась на свою растерянность, когда их глаза встретились.
 
Кот медленно поднялся. Не моргая, не отводя глаз от глаз женщины, стал приближаться «модельной походкой». Она замерла. Она уже видела, что этот шаг может стать атакой. И всё же, испуга не было. Она просто чего-то не понимала в поведении домашнего питомца.

Женщина повернулась к коту в пол-оборота, а другой рукой прикрыла тельце и головку ребёнка. Она была готова к тому, что если кот прыгнет, то она успеет отшатнуться и закрыть дитя собой.

Кот вплотную подошёл к женщине, всё так же не моргая. Открыл пасть и сомкнул зубы на косточке её локтя. Он не укусил, он просто прикоснулся открытым ртом. Эффект был таким же, как и при вылизывании личика: дочка на полу крике захлебнулась, вздохнула, устало моргнула пару раз и, расслабившись, уснула.
 
Женщина, себе не веря, переводила взгляд с ребёнка на кота. Морда-лица Маркиза выражала изрядную долю ехидного самодовольства, в котором отчётливо считывалась мысль: «Ну что, мамаша, даже котёнка своего успокоить не можешь…».

Кот повернулся к женщине спиной, сел, глядя в сторону окна. Вся его нарочитая поза неподвижной фарфоровой статуэтки кричала о мнимом равнодушии. Маркиз снова помог в уходе за ребёнком.  Когда подошло время кормления из бутылочки, женщина похлопала ладошкой по дивану, приглашая кота лечь рядом с доченькой.

Маркиз великодушно простил обиду. В кроватку он больше не забирался, но с удовольствием ложился на диване рядом с младенцем в присутствии женщины.

***
   
Все недопонимания между женщиной и котом окончательно развеялись, когда он чудом избежал беды.
 
Вся семья отправилась на прогулку, и кота посадили в поддон детской коляски. Он соскакивал по пути, рассматривал жуков в траве вдоль дороги, а когда люди слишком удалялись, издавал требовательный вопль, чтобы его подождали. Распушив хвост, кот весело бежал навстречу и запрыгивал на своё местечко.

Привлечённый порхающими над зарослями дикой травы бабочками, он соскочил в очередной раз. Люди прошли уже изрядное расстояние, и женщина обеспокоилась: кот давно должен был подать голос. Оглянувшись, увидела, как Маркиз хоронится на обочине в неглубокой канаве, а над ним кружат гигантские сахалинские вороны.
 
Эти хищные наглые птицы гораздо крупнее своих сородичей, не боятся людей и по-настоящему опасны. Две вороны, впившись когтями в загривок и круп, могут поднять в воздух собаку около восьми килограммов, унести её и растерзать стаей. Их мощные клювы способны вскрыть сворованную консервную банку у зазевавшегося рыбака или, еду у компании на пикнике.

Женщина сорвала с коляски гирлянду-погремушку, размахивая и отгоняя ею ворон, успела добежала до кота. Он был очень напуган. В этой битве у него не было бы шанса на спасение.

Вороны что-то угрожающе прокаркали; на их хамскую браваду люди ответили очередным «кыш-кыш». Прогулку пришлось завершить, чтобы дома Маркиз окончательно почувствовал себя в безопасности.
 
***
 
А новые впечатления уже спешили затмить прежние: семья переезжала.
 
Маркиза поместили в небольшую хозяйственную сумку и поставили не в поддон, а внутрь коляски рядом с девочкой. Потом в самолёте он блаженствовал на руках хозяйки, коляску расположили на специально предусмотренном месте, старший братец следил в иллюминатор за облаками.
 
Во время пересадки в аэропорту, хозяйка отнесла его в туалет, но он отверг чужие плохо пахнущие унитазы, и не согласился делать дела в рукомойнике. Он же не какой-то дикарь и понимает разницу предназначения сантехники! Вытерпел следующие часы перелёта и пометил газон нового места жительства.
Этот подвиг Маркиз совершил без поводка в незнакомом месте, рядом со снующими автомобилями!
 
По тем временам, ещё не было такого понятия, как переноска для животных, специальные корма и прогулочные сдерживающие шлеи. Зато был умный кот и его полное доверие.

Их вещи прибыли не через два-три месяца. Так соседи предупреждали о возможных вариантах, подготавливая смириться с неизбежностью. Контейнер не смыло во время шторма и не уронили в воду при перегрузке с судна на пирс, что оказывается было обыденной реальностью.

Спустя три недели отсутствия минимальных удобств быта, детскую кроватку собрали. Мама сама посадила Маркиза внутрь, позволяя ему всегда находиться рядом с четырёхмесячной дочкой.
Кот научился нескольким новым трюкам, например, с пола одним прыжком запрыгивать на плечо высокому мужчине.

Но на уличные прогулки его брать перестали, и кот грустил.  Женщина, зная чистоплотность Маркиза, стала выпускать его в подъезд, благо уличная дверь всегда была распахнута. Вернувшись с не долгой прогулки, он громко просился в дом.
 
Короткая холодная осень вскоре сменилась снежной морозной зимой. Кот по-прежнему выходил на самостоятельные прогулки и быстро возвращался. Но однажды он не пришёл ни к вечеру, ни на следующее утро. Женщина две недели ежедневно оббегала все мусорки и подъезды. В подвалы просто так не попадёшь, они запирались слесарями.

Через месяц сосед позвонил в дверь: «Посмотри, там на площадке твой кот?» От холёного красавца остались только преданные синие глаза. Он ползком осилил подъём по ступеням до третьего этажа и выше двигаться уже не мог.
 
Хотелось верить, что кот случайно оказался запертым в подвале. Крыс и мышей там явно не было, потому что животное было в крайней степени истощения.
 
Он едва прикоснулся с молоку, инстинктивно зная, что после такой голодовки нельзя наедаться. Повернувшись уйти из кухни, от слабости потерял равновесие и упал. Хозяйка отнесла Маркиза на его лежанку. Кот спал несколько суток, практически не вставая и едва прикасаясь к еде. Когда он первый раз сходил на лоток, потому что сил удержаться на унитазе не было, то кал состоял из земли. В течение недели усохли и отпали отмороженные уши.
 
Лаская медленно восстанавливающееся животное, хозяйка утешала, что теперь Маркиз похож на знаменитого камчатского медведя по кличке Карнаухий. И она знает точно, что её кот самый мужественный герой.

К концу зимы кот отъелся, заметно прибавил стати, как говориться «заматерел» к не полным трём годам. В тепле дома его шёрстка сохраняла золотистый оттенок пшеничного хлеба при тёмно-шоколадных лапах, хвосте и мордочке. На улицу Маркиз теперь и сам не ходил, ограничиваясь наблюдением за жизнью вне квартиры с лестничного пролёта между третьим и четвёртым этажами.

В их подъезде был выход на чердак, который  облюбовали бездомные, а новые замки регулярно срезались. Как-то выглянув за дверь, чтобы проверить сидит ли кот на площадке, женщина услышала сомнительный комплимент в его адрес: «Красивая шапка». Пришлось ответить, чтобы защитить животное от дурных мыслей в чужих головах: «Кошачий мех не стойкий. Сразу облезет».

А Маркиз всё чаще просился выйти и дольше оставался на площадке. Он стал капризничать в еде, а сам прибавлял в весе. Значит, кто-то из соседей баловал.
 
Из подъезда не редко раздавалась нечленораздельная брань.Подъезд практически пустовал: мужчины на службе, жёны на работе. Женщина чувствовала себя неуютно, выскакивая, чтобы вернуть питомца в дом. Бомжей в подъезде не было, замок на чердак висел на месте. Похоже, ссорились у входа.
 
Однажды, слыша особенно громкую и долгую перебранку, она всё же решилась выйти за дверь. Маркиза на пролёте не было. Осторожно, чтобы не выдать своё присутствие невменяемым пьяницам, спустилась этажом ниже. Её ждала поразительная сцена: распушившийся Маркиз преградил путь другому коту, пытавшемуся подняться на верх. Именно Маркиз издавал все эти звуки на разные голоса, так похожие на нецензурную пьяную ругань.
 
Оглянувшись на хозяйку, «прибавил громкость», но всё же откликнулся на призыв и позволил поднять себя. Сидя у женщины подмышкой, кот продолжал неблагозвучно завывать в сторону чужака.

В этот момент приотворилась дверь, в щель высунулась голова блондинки в налакированных буклях и максимально прикрылась на толщину/ширину шеи.(уже сто лет женщины не делали такие причёски!) Над буклями зависла мужская голова, а дверь грозила защемить теперь две шеи. Обе головы смотрели на хозяйку бранящегося кота, не моргая с каким-то застывшим, по-кукольному бессмысленным, выражением.

Эта странная пара однажды предложила  продать Маркиза, мотивируя, что с маленьким ребёнком ей некогда заниматься котом.  А сейчас женщине почему-то стало неловко за звуки, издаваемые Маркизом, словно, да: она недостаточно хорошо воспитывает питомца… И оправдываясь, кивнула в сторону пришлого животного: «Это Маркиз подъезд от чужих котов охраняет, вот и ругается…" Головы похлопали глазами, комментариев не последовало.  "А это вы его на площадке подкармливаете?» Дверь открылась шире, обе головы втянулись во внутрь. Дверь захлопнулась с двойным поворотом ключа.

Через неделю эта пара уехала. И пропал Маркиз. На этот раз навсегда.
 
Женщина очень надеялась, что он попал в заботливые руки.