Яффо - младший брат Тель-Авива

Шели Шрайман
В НОВУЮ ЖИЗНЬ СО СТАРЫМИ ПРОБЛЕМАМИ?

В конце 1990-х Тель-Авив, наконец, обратил внимание на своего «меньшого брата» - Яффо, сильно отстающего в развитии и не поспевающего за прогрессом. Вместо жалких 400 тысяч шекелей ежегодного бюджета сюда потекли миллионы. За одиннадцать лет в реконструкцию Яффо вложили более милллиарда, и произошедших здесь перемен не заметит разве слепой. Во всяком случае, внешних. А что же с проблемами внутренними – семьями, живущими за чертой бедности, низким образовательным уровнем, «нарко-каспоматами» и лозунгами – «Яффо - для арабов»?
 
КСТАТИ, О ДЕМОГРАФИИ

Пожалуй, нигде она не меняется с такой поразительной быстротой, как в Яффо. Начиная с 1970-х годов арабское население здесь выросло в геометрической прогрессии: увеличилось с 3-5 тысяч человек до 17 тысяч. И хотя евреи в Яффо пока лидируют, составляя 57 процентов от 39 тысяч местного населения, но разница несуществена, и в ближайшие годы может сравняться, поскольку в арабских семьях рождается больше детей. Разве что в демографическую картину внесут изменения репатрианты из Эфиопии, обосновавшиеся в Яффо. В настоящее время в Яффо живут 400 эфиопских семей (около 1800 человек), и они тоже многодетные.
 
По своему составу население Яффо довольно пестрое: евреи, арабы, выходцы из бывшего Союза, Эфиопии. Суданских беженцев здесь пока еще нет: они сосредоточены в основном в районах ха-Тиква, Шапира и центральной автобусной станции.

Что же касается возрастного состава Яффо, то город достаточно «молодой»: 27 процентов в нем составляют не достигшие 19 лет, 58 процентов – не достигшие 39 лет, шесть процентов – не достигшие 59 лет, и девять процентов – те, кому перевалило за 60.
 
Треть всех живущих здесь семей (33 процента) живут на социальные пособия.

ИНТИФАДУ ЗДЕСЬ ПОМНЯТ

В начале 1990-х бывали периоды, когда в отдельные районы Яффо евреям было лучше не соваться: арабы перегораживали улицу Ефет, жгли покрышки, переворачивали машины. 

Интифада 2000-го парализовала жизнь в Яффо. Израильские арабы испытывали большие экономические трудности из-за того, что евреи перестали посещать их магазины и рестораны. Они не забыли, что во время интифады бизнесу очень тружно выжить. Теперь здесь если и случаются демонстрации протеста, то они проходят без серьезных эксцессов.
 
- Думаю, что Яффо – неплохая модель для всей страны, на примере которой можно убедиться в том, что представители разных общин могут спокойно уживаться рядом, - говорит мне генеральный директор муниципального управления по делам Яффо Ами Кац (уроженец Иерусалима, двадцать лет работает в тель-авивском муниципалитете; в начале 1990-х открывал в рамках культурных проектов клубы для репатриантов из России и общественные центры во всех Яффских матнасах; руководил муниципальным отделом искусства музыки, театра и кино). - Спроси у старожилов, они расскажут тебе, как в 1960-е годы евреи и арабы жили в одних домах и пользовались общими кухнями и санузлами. И сегодня отношения между евреями, арабами и репатриантами из Эфиопии и бывшего Союза вполне нормальные. Что же касается демонстраций, вызванных разными провокациями, это явление для Яффо не новое. И в прошлом бывали такие периоды, только проходили они гораздо более бурно – с переворачиванием машин, метанием камней и поджогом автомобильных шин.
 
Теперь положение в Яффо намного лучше, - продолжает Ами. - Более того, недавняя демонстрация крайне "правых" выявила, насколько  ответственнее стали ко всему относиться жители Яффо: никто не бросал камней, не бил стекла, не жег покрышки. Никого не поранили. Я разговаривал с очень многими жителями. Почти все они – арабы, евреи, старожилы и репатрианты, бедные и богатые – высказывались против подобных акций. И вот какой казус: средства массовой информации даже не заметили, что на самом деле демонстраций было две. Вторая, которую израильские арабы устроили в ответ на демонстрацию крайне "правых", проходила в то же время в полукилометре от первой. И ее участники тоже несли лозунги и произносили речи, а через полчаса и те, и другие спокойно разошлись. Споры в Яффо всегда были и будут, важно другое: в какой форме это будет проходить и к чему в итоге приведет. Как мы убедились недавно,  демонстрации не содрогнули города, жизнь продолжается, как будто ничего не было.

- Что можно сделать для того, чтобы исключить в Яффо какую-либо напряженность? Нет ли опасения, что тут произойдет националистический «взрыв», учитывая недавние демонстрации и соответствующие лозунги , - спрашиваю я Ами.

- Прежде всего, мы должны обеспечить жителей всем, в чем они испытывают нужду. Это нормальное жилье, хорошая инфраструктура, высокий образовательный, культурный уровень.  И мы прилагаем массу усилий, ремонтируя старые улицы, продвигая там, где это возможно, государственную программу по укреплению старой застройки, расширяем кампусы в университетском коледже, пытаясь привлечь туда местную молодежь.

- И все же похожей идиллии, о которой вы упоминали, рассказывая о том, как здесь жили в 1960-х бок о бок евреи и арабы, на фоне происходящих событий что-то не просматривается...

- В прошлое можно вернуться только на другом уровне и в другой форме. Вне зависимости от религии и политических пристрастий, евреи и арабы могут жить рядом, уважая друг друга. В старом Яффо есть еврейско-арабский театр – я был там недавно. В районе Цаарон на соседних домах можно увидеть и маген-давиды, и кресты, и полумесяцы: там живут евреи, арабы-мусульмане и арабы-христиане, и между ними нет никаких конфликтов. Если они не уживутся здесь, в Яффо, то где они могут еще ужиться? Пусть это не самая идеальная во всех отношениях модель, но она все равно работает. Главное: не переходить границ, потому что после этого будет очень тяжело вернуться к нормальной жизни. Но тут уже все зависит от каждого, кто живет в Яффо.

«ГЛАЗА» и «УШИ» ТЕЛЬ-АВИВСКОЙ МЭРИИ В ЯФФО

Управление по делам Яффо было создано 11 лет назад в связи с изменением тель-авивской политики: город, находившийся в течение десятилетий на периферии муниципальных интересов, пришел в  полное запустение, и о нем, наконец, вспомнили.

Мэр Тель-Авива Рон Хульдаи решил преодолеть образовавшийся разрыв между Тель-Авивом и Яффо во всем – начиная от инфраструктуры и кончая вопросами образования и культуры. Для чего и был создано специальное управление, занимающееся исключительно проблемами Яффо.

Дрор Амир был одним из тех, кто создавал это управление – он же и руководил им на протяжении долгого периода. Последние три с половиной года Дрор развивает в Яффо образовательные проекты. Как и его преемник Ами Кац, Дрор – уроженец Иерусалима. Он представитель 16-го поколения своей семьи в Израиле, обладатель дипломов Тель-Авивского университета и Гарварда. И, кстати, был в числе тех, кто инициировал создание в Израиле министерства охраны окружающей среды.

- В Яффо я начал работать 15 лет назад, мне знакомы тут все улицы и дома. Я знаю очень многих местных жителей, хотя сам живу в другом городе. Яффо - замечательное место, которое я очень люблю, - говорит Дрор и продолжает, - в программе развития Яффо с самого начала было несколько важных моментов. В первую очередь, нужно было преодолеть разрыв, образовавшийся между Тель-Авивом и его периферией на юге и вернуть доверие населения: на протяжении многих лет жителям обещали отремонтировать дороги и решить другие проблемы, но ничего не делали.

После того, как Яффо вошел в число главных приоритетов мэрии Тель-Авива, сюда были вложены огромные средства, причем, не только из муниципального бюджета, но и из  бюджетов других министерств – туризма, транспорта, а так же израильского земельного фонда (Керен Кайемет Исраэль).

Важно было еще и заручиться поддержкой местного населения, что не просто в городе, где проживают представители разных народов. Каждый проект требовал совершенно особых решений - с учетом интересов каждой общины. Это остается и по сей день. Неважно, о чем идет речь – новой застройке, или прокладке трамвая. За последние десять лет Яффо преобразилось, что повлекло за собой рост цен на квартиры, которые раньше можно было купить за бесценок.
 
Что касается недавних демонстраций в Яффо, - замечает Дрор, - речь  идет не о проблеме арабов и евреев, а о проблеме отдельных людей, которых идеология интересует больше, чем что-либо другое. Но понятно ведь, что против одной идеологии обязательно найдется другая. Яффо не может быть «только еврейским» или "только арабским». И евреи, и арабы живут здесь на протяжении многих лет. Их дети учатся в одних школах, ходят в одни садики. И это реальность, с которой нужно считаться.

- Мы – «глаза» и «уши» тель-авивской мэрии здесь, в Яффо, - говорит мне преемник Дрора - Ами Кац. – За одиннадцать лет в реконструкцию Яффо вложен миллиард шекелей, отремонтировано около ста улиц – примерно 40 процентов от всех имеющихся. Это огромный комплекс работ, начиная от замены канализации и электрических сетей до прокладки новых тротуаров, разбивки парков, обустройства детских и спортивных площадок.

Яффо превращается в крупный туристический центр с массой достопримечательностей, включая старый город, площадь часов, блошиный рынок, древний морской порт и набережную. В скором времени мы установим везде щиты с соответствующей информацией на иврите, английском и арабском, чтобы люди могли ориентироваться во время пеших прогулок по историческим местам Яффо.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ИГРОКИ, НО БОЛЬШИЕ ИНТЕРЕСАНТЫ

- Сегодня у нас было совещание по поводу трамвая, - говорит Ами Кац. - В этом общенациональном проекте мы второстепенные игроки, но большие интересанты - пуск трамвая дает дополнительный толчок расцвету мелкого бизнеса.

«НАРКОКАСПОМАТЫ» ПОКА ОСТАНУТСЯ...

- То, что в развитие Яффо вкладывается так много средств, дает очевидные результаты, - говорю я своему собеседнику. - Но на фоне этих перемен еще больше бросаются в глаза старые проблемы – я имею в виду "точки" по продаже наркотиков. Неужели с этим ничего нельзя сделать? – спрашиваю я своего собеседника.

- Если бы у этой задачи было легкое решение, Яффо давно бы уже было очищено от наркотиков.  20 лет назад, когда я начинал работать в культурных проектах Яффо, в нескольких его районах существовали "точки" по продаже наркотиков, которые остались и по сей день. Спрос всегда рождает предложение. Закроют «наркокаспоматы» в одном месте – они тут же появятся в другом. Конечно, многое делается: полиция увеличивает патрулирование в районах, где продают наркотики, производит аресты, но суды у нас идут долго. Есть еще одна проблема: земельных участков, которые владеют в Яффо крупные арабские кланы...

- Кстати, а ваше управление принимает меры по поводу самостроя в Яффо, или незаконных малых предприятий, которые развертываются внутри жилых районов – например, арабские мойки машин, которые производят большой шум, мешающий жителям?

- Тут важно определить – на чьей территории развернут малый бизнес. К примеру, если помывка машин проводится на частной территории, мы не может отправить инспекторов и рабочих, которые снесут помывку. Другое дело, когда речь идет о самовольном захвате муниципальной земли. Но тут очень важно своевременное обращение жителей. Если муниципалитет не вмешаемся в течение месяца, вопрос будет решаться уже в судебном порядке и процесс может тянуться годами.

ВЗГЛЯД В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ

- Мы бы хотели проводить в Яффо ежегодные фестивали театра, музыки и балета, - делится Ами Кац своими планами.  – А пока переводим в Яффо театральную школу «Нисан-Натив», для которой ремонтируем старое здание, добавляя к нему еще один этаж. Примерно через полтора года на иерусалимском бульваре откроется новое здание тель-авивского муниципалитета. Еще мы продвигаем проекты постройки недорогих квартир для молодых семей из разных общин. При том, что Яффо – город небольшой, здесь довольно много пустующих участков. Пока нам удается сохранить облик старого Яффо, куда не впишутся многоэтажки, поскольку они нарушат аутентичность городской застройки. «Расти в высоту» не хочется, но в будущем не исключено, что придется достраивать этажи – жилья для всех желающих не хватает.

Несмотря на размеры Яффо, здесь достаточно высокая, по сравнению  с другими городами, плотность культурных учреждений на относительно небольшой территории - пять матнасов, несколько театров, включая «Гешер», центр музыки. Теперь добавится еще театральная школа «Нисан-Натива». То же и в отношении спортивных сооружений – бассейны, спортивные площадки, теннисные корты, оборудованные пляжи.
Я в этой должности не так давно, - говорит напоследок Ами Кац, -  мечтал снова вернуться в Яффо и рад тому, что это случилось. Здесь простые и открытые люди, жизнь бурлит, и вообще место очень особенное. Здесь образовалась определенная модель взаимоотношений между арабской и еврейской общиной, которую нужно сохранять и улучшать.

СТУДЕНЧЕСКИЕ КАМПУСЫ В ЯФФО

То, что университетский колледж был переведен в начале 2000-х годов в Яффо – часть большого плана по реанимации города, пришедшего в запустение. На месте заброшенных зданий, где процветала преступность, выросли студенческие кампусы. Надо ли говорить о том, что любой город, в котором появляется высшее учебное заведение, получает мощный импульс развития.

Последние три с половиной года университетский колледж в Яффо возглавляет Дрор Амир – в прошлом генеральный директор муниципального управления по делам Яффо.

- Чем бы вызван ваш переход из отдела по делам управления Яффо в университетский колледж? – спрашиваю я его.

- Это продолжение работы, которую я начал, когда мы создавали управление по делам Яффо. То, что здесь появились  кампусы, в которых учится 3 900 студентов, оказывает влияние буквально на все. Мы реализуем специальные академические проекты в яффских школах, охватывающие 600 детей разных возрастов. Ежегодно вкладываем 70 миллионов шекелей в программы, способствующие развитию образовательного уровня общин. Нам эта связь с местным населением очень важна. Колледж существует 17 лет, и до 2004 года его кампусы были разбросаны по всему Тель-Авиву. В 2004-м он переехал в Яффо - появился первый учебный корпус. Второй корпус мы открыли в 2007-м году, третий - в 2010-м. В этом году планируем открыть еще один. Наши выпускники получают ученые степени в области экономики, психологии, компьютеров и других областей.

- Много ли среди ваших студентов арабов?

- К сожалению, нет. Всего несколько десятков. Это объясняется, с одной стороны, тем, что у нас нет престижных специальностей (врача, юриста), которые хотят получить выходцы из состоятельных арабских семей. Что же касается выходцев из малоимущих семей, то там другие проблемы: недостаточное знание математики, английского, которые необходимы для того, чтобы пройти психометрию. Чтобы ликвидировать этот разрыв, мы собираемся открыть для них специальное подготовительное отделение.
 
- Какие проблемы остаются в Яффо и по сей день самыми тяжелыми?

- Социально-экономические. Но тут мы ничего изменить не можем. За исключением того, что стараемся создать равные условия для всех детей, которые здесь живут: существуют всевозможные образовательные и культурные проекты.

РЕПЛИКА

И все-таки, сколько бы усилий не прилагал муниципалитет, возрождая к жизни Яффо, старые проблемы – наркомания, привычка целых поколений одних и тех же семей жить на социальное пособие, ни к чему не стремясь – будут неизбежно тянуть его назад. Не решив их, младший брат Тель-Авива вряд ли «увидит небо в алмазах».