Забытая награда отца

Маргарита Головатенко
На снимке: мой отец по окончании курсов электромонтёров; аверс наградного знака; реверс знака

                Всё глуше, глуше звуки прежних лет,
                И кажется,  никто уж не расскажет,
                Но вдруг из прошлого мелькнёт привет
                И предо мной жетоном старым ляжет.

Некоторое время тому назад на мою электронную почту пришло письмо от незнакомого человека. Адресат писал: «Здравствуйте, Маргарита Павловна!  Я коллекционирую старые награда и знаки. Однажды я приобрёл у антиквара наградной жетон 1923-го года. Мне кажется, что он должен Вас заинтересовать. Дело в том, что это именной наградной жетон, вручённый некоему Красножену (фамилия выбита на реверсе жетона). Как коллекционеру мне было интересно доискаться, кто в 1923 году получил его. Я запустил поисковик и выяснил, что в сети есть рассказ о человеке с этой фамилией, написанный его дочерью. Дальше было уже проще найти адрес дочери. Мне кажется, я почти уверен, что это Вы…»

Сердце сильно забилось, как будто я вдруг услышала голос папы . Вспомнилось, как однажды, уже на склоне лет, он со смущённой  улыбкой, глядя куда-то в немыслимую даль, стал рассказывать мне о своей молодости.

 – Знаешь, дочка, я ведь был сыном портового грузчика и окончил только четыре класса народной школы, а потом поступил в ремесленное училище имени цесаревича Алексея. Мне очень нравилось там работать с точными инструментами, и я был неплохим учеником. Поэтому меня по окончании училища направили на специальные курсы надсмотрщиков  Индо-Европейского телеграфа. Теперь надсмотрщиков называют монтёрами-линейщиками.-Отец продолжал:

- Мне было восемнадцать лет, когда я окончил курсы. У меня была форменная тужурка и фуражка с фирменной кокардой. Первая  моя должность была такая: надсмитрщик Индо-Европейского телеграфа в Таврии. Столбы этого телеграфа прошагали от Лондона через всю южную Европу, через Крым, Керченский пролив, через Кавказ, Персию до самой Индии! Мой участок был  от Перекопа до Джанкоя . У меня даже была линейка с двумя хорошими лошадками!   Я взбирался на кошках по столбу, находил обрыв, которых было много во время гололёда, и быстро устранял повреждение. А зима в северном Крыму, знаешь, очень  неприятная, особенно, на столбе...

 И вот я там проработал несколько лет, даже во время гражданской войны, а в 1920 году я вернулся в Одессу и был принят электромонтёром на центральный телеграф. Стали восстанавливать связь. И очень пригодилась моя «столбовая» сноровка. Хоть и трудное было время, но устраивались даже соревнования на скорость устранения повреждений. И знаешь,дочка , я побеждал на них не раз..-

Да, я помнила об этом эпизоде в жизни отца и упомянула о нём на сайте  одесского института связи. Но он почему-то ничего не сказал о награде. Ещё не смея  верить, я попросила  Дмитрия (так звали человека, приславшего письмо) показать мне фото жетона.  Там на реверсе было написано: «Конкурс монтеров-линейщиков Апрель 1923 Одесса Красножену», а на аверсе изображён телеграфный столб с проводами и  со скрещенными инструментами. Сомнений не осталось – это отцовская награда, которая через сто (!) лет нашла меня, его дочь. И как же я благодарна тому мастеру, который выгравировал на награде фамилию победителя!

Теперь уже никто не расскажет, как папа утратил награду. Скорее всего, она вместе с другими вещами оставалась в квартире в оккупированной Одессе, где другие жильцы распорядились ею. Отец прошёл всю войну как военный железнодорожный связист. Он восстанавливал связь в Сталинграде, о чём говорит его медаль «За оборону Сталинграда», дошёл до Силезии. Оттуда его военно-восстановительный  поезд был переброшен на войну с Японией. Там его нашла и другая награда – орден Красной звезды.

Я буду хранить эту чудесно возвратившуюся награду  отца как продолжатель его дела. Я ведь тоже окончила тот же институт связи, где после рабфака учился отец, и считаю себя связисткой. А потом я передам награду внуку, который сейчас постигает информационную науку . Это ведь тоже разновидность связи, только, вместо столбов и проводов, он должен будет овладеть квантовым компьютером. И разве не чудо связи  - современный интернет, на серверах которого хранятся мириады документов, в том числе -  и мой рассказ об отце, который помог коллекционеру найти меня?!