Городок с треугольной площадью Цикл Окно в Прибалт

Эми Ариель
Городок с треугольной площадью.
Из  цикла Окно в Прибалтику

Ноябрь 2022 г.

      13 ноября 2022 года выдалась шикарная, солнечная , совсем не ноябрьская погода.  Мы решили тот день посвятить нашему любимому занятию – отправились в очередную «экспедицию», на сей раз в Бутримонис, городок в Алитуском районе*. Это направление нами ещё совсем не изучено.  Находится Бутримонис  в стороне от шоссе Вильнюс-Бирштонас, поэтому мы,  проехав километров   шестьдесят  после  Тракай по хорошо знакомой живописной трассе,  сворачиваем  налево. Здесь мы ещё никогда не ездили  и не знали, что   поначалу приличная асфальтовая дорога вскоре  сменится тряской жвировкой. Потом  мы уже выяснили, что в Бутримонис  можно добраться по другой, более комфортной дороге,  но это потом, а пока мы едем, как приходится, что поделать.

           Наша первая остановка возле древнего Геруляйского городища, также называемого «Замком». Информационный стенд сообщает о здешних  археологических находках периода середины I  тысячелетия нашей эры.  Место живописное,  склоны кургана крутые,  12-13 метров высотой.  В восточной части кургана сохранились следы земляных работ, которые, согласно информации  Государственной археологической комиссии проводились  в 1916-1917 годах, это были любительские раскопки немецких офицеров.  Настоящие археологические исследования здесь  проводились в советское время, тогда и   были обнаружены следы древних поселений, а само место  объявлено памятником  культуры.
Наверх кургана ведёт довольно хлипкая лестница. Я по ней карабкаться не решилась, а сын с приятелем забрались. С площадки открывается широкий вид на окрестности – вокруг поля, облетевшие рощицы, небольшое стадо коров , и только где-то довольно далеко, за рощей  можно различить  два-три  домика на каком-то хуторе. Тишина и пустота.  Подножие кургана опоясывает ручеек. Сделав несколько симпатичных снимков, мы продолжаем своё путешествие.
 
       Уже  через пару километров грунтовую дорогу наконец-то сменяет асфальт, и мы  въезжаем в старинный городок  Бутримонис.  Современных зданий в нём совсем немного, а те, что есть , не выделяются.

       Что мы знаем об  этом городке?  В 1999 году он официально отметил  своё трёхсотлетие.  Российской империи  отошёл после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году и до 1917 года назывался Бутрыманцы. В  ХХ веке в межвоенное время  принадлежал независимой Литве. Подвергался разрушениям во время наполеоновского нашествия и обеих мировых войн в ХХ веке. Много раз горел, но   всегда быстро восстанавливался благодаря удобному расположению на торговых путях.  Городок всегда был многонациональным и многоконфессионным.   С давних пор  здесь  проживали и уживались  представители всех народов, населявших Литву, главным образом литовцы, евреи и  татары .  Наибольшего демографического и хозяйственного  расцвета городок достиг  в конце XIX века –  его население  по данным 1891 года составляло около 2400 человек. А потом  революции, войны, эмиграция, потеря торгового значения  городка в межвоенное время, Холокост,  новая эмиграция и потери населения уже в наши дни после относительного роста в советское время –  по статистическим данным 2021 года здесь насчитывалось  немногим больше 700 жителей, сейчас, возможно, стало ещё меньше.

     Бутримонис считается особым  в Литве – его центр украшает  площадь в форме равностороннего треугольника.  Это единственная такая площадь в стране, она включена в список урбанистических памятников, как и, впрочем, весь городок.  Треугольная площадь сформировалась с давних пор – ведь городок стоит на пересечении  трёх дорог, торговых путей: из Вильнюса в Алитус и в Пуню. Благодаря этому, видимо, и сформировалось место базара – теперешняя площадь.  Городок славился своими базарами, торговлей домашним скотом – сюда съезжались многочисленные купцы  из России и Польши.     Этот базар славился и конокрадами, которых покрывала царская полиция.
   
      Мы и начали свою экскурсию с площади в центре городка. Она  окружена старинными домами, некогда принадлежавшими торговцам и ремесленникам. Информационный стенд сообщает, что здесь сохранилась старинная планировка застройки.   На фасадах зданий хорошо видны надписи о времени  постройки –  1928, 1929, 1931 годы, когда городок отстраивался после очередного пожара. Дома эти в основном построены  из красного кирпича, одноэтажные с мансардами, со стороны улицы у всех находились торговые помещения.  Интересно, что и современные здания на этой площади  своей формой и величиной не выделяются среди исторических построек, образуя единый ансамбль.

       Площадь очень интересная, в 2019 году её реконструировали,  в её оформление вложено много души и фантазии.  Казалось бы, сравнительно небольшой участок земли, но столько здесь занимательного!  И всё это размещено гармонично, со вкусом. Летом, конечно, здесь ярче и веселее – зелёные деревья, цветы. Сейчас по-осеннему голо, пусто и немного грустновато.

       Мы обходим и осматриваем площадь.     Здесь установлены памятные камни и деревянные скульптуры,  посвящённые знаменательным историческим событиям. Ведь треугольная площадь символически  объединяет судьбы с давних пор живших здесь трёх народов – литовцев, татар и евреев.
   
       В центре устроен   единственный в Литве  стеклянный фонтан – изысканный акцент площади. Это акриловая колба, внутри которой  крутится  большой водоворот.  Вода стекает по стенкам фонтана и создает  завораживающее зрелище.  В тёмное время суток конструкция красиво подсвечивается.

        На площади оборудованы скамеечки для отдыха, детские аттракционы – горки, качели, стенки. Здесь же  напоминание о недавно прошедшем Хеллоуине - старинный возок, наполненный настоящими ярко-оранжевыми тыквами, и с жутковатым в хелллоувиновской традиции  чучелом, завершающим композицию – это подарок городку от её создателей, о чём сообщает информационная табличка.  Яркие тыквы разложены и на низеньком деревянном помосте,  устроенном возле    большого  дерева.  На нём можно посидеть,  детям поиграть.  Неподалёку  от детской площадки «музыкальный аттракцион» -  довольно большой величины ударные инструменты, в том числе  металлофон, на котором можно поиграть специальным молоточком. Звучат очень даже неплохо, мы попробовали.  (В мои школьные годы нас почему-то на уроках музыки заставляли играть на металлофонах, вот и пригодились навыки).
 
          И особый интерес представляет небольшая скульптурная  композиция  - памятник «Матери  женского  баскетбола» (работа автора  Нериюса Эрминаса). Он был установлен в годовщину 100-летия  литовского баскетбола.    Композиция эта посвящена  одной из основателей и первой пропагандистке женского баскетбола в США, автору учебника по баскетболу для женщин  Сенде Валвроенски Беренсон Аббот, родившейся здесь, в Бутримонисе, в семье литваков*,  в 1868 году и покинувшей этот мир  в США в 1954 году.

          Скульптура изображает девочку лет семи с мячом в руках. Именно в таком возрасте Сенда вместе с родителями уехала из  Бутримониса в Америку.  Тогда это было обычным делом. Фигура отлита из бронзы и напоминает старинную фотографию, изображающую девочку, приготовившуюся бросить мяч.   Другой элемент композиции – баскетбольная корзина, изготовленная из нержавеющей стали. Принцип её действия позаимствован из старинной баскетбольной модели, когда мяч из закрытой сетки извлекался, потянув за верёвочку.  Рядом с баскетбольной стойкой смонтирован стальной держатель для баскетбольных мячей, которыми можно испытать меткость руки. Элементы прошлого и настоящего разделяет пунктирное освещение площадки, вмонтированное в покрытие из гранитных плит, напоминающих паркет баскетбольной площадки.    Рядом с композицией – информационная табличка, рассказывающая обо всём этом.

         Кто же она такая эта Сенда Валвроенская (в Америке она поменяла фамилию и стала Беренсон, по мужу  Аббот)?    Интересная судьба и яркий пример, как воля и целеустремленность  может   кардинально изменить судьбу человека.  С детства девочка отличалась слабым здоровьем, страдала от постоянных болей в позвоночнике.  Видимо, ей прочили музыкальную карьеру – она успешно училась музыке и даже давала концерты, однако  из-за ухудшения  здоровья ей пришлось оставить обучение в Бостонской консерватории,  из-за этого Сенда впала в депрессию. Но потом по совету подруги девушка поступила в школу  гимнастики в Бостоне  (1890 г.), где много узнала об анатомии, физиологии, гигиене.  Это оказало благотворное воздействие на её физическое состояние. Упорными занятиями ей  удалось исправить врожденное искривление позвоночника, а   вскоре она сама стала преподавателем физкультуры в  одном из колледжей.  Примерно в то же время она узнала о   баскетболе, который  был создан в 1891 году уроженцем Канады Джеймсом Нейсмитом. Сенда поехала к нему и получила одобрение  на приспособление этого вида спорта для девушек.  Это было революционным событием, ведь в то время женщины в командных играх не участвовали.   Сенда упростила слишком строгие правила мужской игры. И баскетбол в её редакции завоевал популярность в американских школах, а затем и во всем мире .   Поправки Сенды были узаконены в 1899 году и использовались вплоть до седьмого десятилетия  ХХ века. Всю свою жизнь Сенда преподавала физкультуру, пропагандировала спорт,  12 лет возглавляла Женский баскетбольный комитет США. Имя её увековечено в Зале славы женского баскетбола  в 1999 году и в других спортивных мемориалах (в американском Зале славы баскетбола, в Международном еврейском спортивном зале славы).  И вот теперь  в 2022 году в  Литве в её родном городке была установлена посвященная ей скульптурная композиция, несомненно ставшая  центром притяжения для туристов.   А как же иначе, ведь баскетбол в Литве – игра культовая.

        К слову сказать,  семья Беренсон была богата талантами,  старший  брат Сенды Бернард Беренсон, переживший сестру на пять лет,  прославился как выдающийся художественный критик, искусствовед, историк, один из крупнейших американских специалистов в области живописи итальянского Ренессанса, автор многих работ в этой области а также, как консультант перепродавцов произведений искусства .  Известные американские актрисы и фотомодели сёстры Беринтия (Берри) и Мариса Беренсон  являются их двоюродными родственницами.

         Но вернёмся  на треугольную площадь.
         Обойдя всю площадь, мы поехали на окраину городка. Здесь находится старинное еврейское кладбище.  Оно занимает большую огороженную невысокой оградкой  территорию, но надгробия сохранились  только в одной части.  Хоронить здесь  начали скорее всего уже в XVIII веке.  Здешняя еврейская  община была многочисленной,  перед Второй мировой войной только в городке она насчитывала 750 жителей, не считая окрестных деревень.  В  августе 1941 года  община была полностью уничтожена.    Здесь же, на старинном кладбище  в 1999 году был установлен памятник  пятидесяти невинным людям, расстрелянным в этом месте.  Автор  – скульптор А. Янушонис, на памятнике надпись на двух языках.  Это одно из трёх здешних страшных памятных мест Холокоста.   Это всё, что осталось от некогда бурной культурной, политической  и хозяйственной жизни еврейского населения. Здесь были  религиозные и светские учебные заведения, библиотека, работали врачи, функционировало отделение Еврейского народного банка и касса взаимопомощи, спортивные организации, добровольная пожарная дружина, кипела политическая жизнь.  Евреи занимались огородничеством, извозом, торговлей, владели несколькими промышленными предприятиями, в том числе мельницей и силовой подстанцией.  Люди трудились, созидали.   И конечно же здесь функционировали молельные дома,    в 1894 г.  даже  было завершено строительство Большой Синагоги.  От всего этого не осталось и следа. Кроме старинного кладбища и трёх мест Холокоста. Да ещё восстановленных после войны старинных добротных  домов  вокруг треугольной площади, у которых теперь другие хозяева.

         Старинное еврейское кладбище, как и во многих литовских городках, соседствует с католическим. Люди рядом жили, трудились, и рядом покоились.
 
         Совсем неподалёку расположен неоготического стиля однобашенный костёл  Спасителя  (архитектор Филипович-Дубовик, построивший в Литве не один костёл всё в те же 1906-1926 годы).   Работы этого архитектора объединяет общий почерк архитектора, интересное сочетание  материалов – камня  и красного кирпича, но каждый костёл  по-своему уникален  и отличается чем-то своим , особенным.  Этот особенно  огромный,  тяжёлый, массивный, без затейливых архитектурных деталей, скорее напоминает крепость.   А первый костёл был здесь построен в 1744 г.  Интересно то, что костёл находится на окраине городка.  Получается, что к моменту его строительства центр городка  уже был застроен. И католики тогда не составляли большинства населения.
 
         Во времена Великого Князя Витаутаса, предположительно в конце XIV века  здесь поселили татар, которые занимались огородничеством, различными ремеслами, торговлей.   Они  сформировали татарское предместье, которое впоследствии срослось с образовавшимся по соседству городком.  По мнению историков, татар в те времена на территории Великого Княжества Литовского  селили в стратегически важных местах для охраны основных дорог. По данным  1868 года уже тогда здесь проживало 225 магометан.  Татарский след остался в этих местах - в деревне Райжяй в пяти  километрах от Бутримониса есть деревянная мечеть, единственная, которая в Литве действовала и в советское время.  Верующие   здесь собираются по большим праздникам.  К сожалению, об этом интересном объекте мы узнали уже после поездки, и по этой причине его не посмотрели.

         Как видим, три народа   сосуществовали в городке. И  как-то уживались, судя по всему.    Трудились, хозяйствовали,  творили общую историю.
 
         Но всё изменилось летом 1941 года. Оказывается, как легко расчеловечить и деморализовать общество.
 
         В начале июля 1941 года местное население устроило в городке погром, уже в августе  начались массовые аресты и  расстрелы.  29 августа оставшиеся евреи Бутримониса и окрестных деревень (порядка 1400 человек)  были согнаны в гетто, которое действовало около двух недель.  Часть людей, в основном мужчины,  были отправлены в Алитус и уничтожены,  а остальные в августе-сентябре  1941 года были расстреляны   3-ей оперативной группой айнзатцгруппы А  при участии литовских полицейских.  Все устроили  очень просто – людей сгоняли на окраину города, выстраивали в ряд вдоль двух заранее  подготовленных   общих  могил  (эти ямы по приказу полиции вырыли местные жители) и расстреливали из пулеметов. Во время экзекуции  обречённым пришлось сидеть на лугу и ожидать очереди, пока их группами подгоняли к яме. Немецкий офицер с фотоаппаратом наблюдал за убийством.  Всё подробно зафиксировано в  отчёте кровавого «бухгалтера»  штандартенфюрера СС Карла Ягера, командовавшего массовыми казнями мирного населения Прибалтики.  Согласно его отчёту только 9 сентября 1941 года  здесь было истреблено 740 человек  (67 мужчин, 370 женщин и 303 ребёнка).  Подробное описание геноцида в Бутримонисе  оставлено в письме местного жителя Хоне Боярского, который тогда избежал расстрела, но позднее был найден и убит. Письмо это сохранилось и попало в архивы музея Яд Вашем – мемориального комплекса истории Холокоста.
          Пока ещё не стемнело, мы отправились к этим местам.   Это ещё две братские могилы помимо места массового расстрела на кладбище, у которого мы уже побывали.  Одна находится по пути из Бутримониса    в сторону деревни Клиджёняй. Чёрный  гранитный треугольный указатель мы обнаружили на лугу, оставили на пригорке машину     и по луговой дорожке дошли до небольшой рощи и  речушки с мостиком, усыпанным осенней листвой.  Почти сразу за мостиком и находится это страшное место. Тот самый длинный прямоугольник – братская могила. Ограда в плохом состоянии, вокруг бурелом, видимо здесь  что-то пытались привести в порядок, да недоделав, бросили.  В центре памятник с надписью  «Здесь была пролита кровь 965 евреев Бутримониса. В августе-сентябре  1941 года нацистские палачи и их пособники их убили».    Камешки, которые приносят по обычаю, отгоревшая свеча…   
 
         Прямо в углу оградки мы обнаружили ещё один  чёрный треугольный столбик-указатель на второе место массовой казни в 600 метрах отсюда. Идти туда  пешком мы не рискнули – надвигались сумерки, а  на петляющих  в полях среди частных владений тропинках можно было легко заблудиться  и  не прийти к цели.  Мы вернулись к машине и решили поискать подъезд  к этому объекту, даже ради этого  вернулись в Бутримонис,  но проезда не нашли.  Как потом мы узнали, нам следовало около километра идти по знакам в сторону Бутримониса через несколько лугов и обрабатываемых полей, находящихся в частном владении. На памятном камне на второй братской могиле на идиш и литовском языках написано: «Пусть будут навечно прокляты нацистские мясники  и их пособники, в августе-сентябре 1941 года убившие здесь 266 еврейских детей и взрослых».

         Было уже поздно, начало темнеть, поэтому мы завершили свою «экспедицию». Перед тем, как отправляться домой ещё раз завернули на центральную площадь, чтобы посмотреть вечернюю подсветку.  Улицы городка, как и площадь, были пустынны – ни машин, ни прохожих, а фонари светили приглушённым молочным светом.

         Обратно мы возвращались по другой, более длинной, но вполне комфортной дороге, при  полном отсутствии других участников движения.  Дорога эта  вся асфальтированная, но долго петляет  среди лесов и полей.   В одном месте её  перед нами важно пересекли три крупные  косули, явно ничего не боявшиеся и не спешившие уйти с проезжей части. Хорошо, что мы их  вовремя заметили.     На трассу  выбрались, когда уже окончательно стемнело  около Аукштадвариса.
 
          Поездка эта добавила новые сведения, открытия  и впечатления в нашу копилку познания родного края и вдохновила нас на дальнейшее исследование  этого направления, о чём я постараюсь когда-нибудь рассказать.  До новых встреч!


Примечания
* Алитуский район -  район на юге Литвы, в историческом регионе Дзукия.
**   Литваки;  — территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев , сформировавшаяся на территории Великого княжества Литовского.

Фотоколлаж автора