Единственный шанс. Часть 1. Флюид

Виктор Морозов
 
Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!   Гёте. Фауст

-   В прошлой беседе Вы говорили о том, что мышление человека циклично. Как это можно пояснить? 

-  Процесс мышления полностью формализовать невозможно, но проявления отдельных его свойств могут быть различимыми, видимыми. Например, мы их действие «видим», когда находимся в состоянии сна. Сны бывают очень странными и с точки зрения здравого смысла,  можно сказать, абсурдными. Абсурдность сновидений определяется не только отсутствием на момент сна непосредственной связи мозга с объективной реальностью. Гораздо важнее существование абсолютно простого системообразующего принципа, следуя которому наш разум умудряется объединять разрозненные фрагменты  сновидений в единый образ. Этот системообразующий принцип действует как скрытый от нас сценарист и кинематограф в одном лице. Инкогнито, без нашего осознания, он оживляет наш сон разными странными персонажами и событиями.   

- Что это за системообразующий принцип, который, по-вашему, лежит в основе процесса мышления?

-  Этот принцип лежит не только в основе нашего мышления, но и  всего сущего. Для него мышление, разум, сознание не являются исключением. Известно, что  многообразие материальных и нематериальных систем, процессов, существует благодаря тому, что одни формы энергии способны превращаться в другие. Однако, основа этого многообразия взаимопревращений существует как мгновенный процесс, который реализует простой системообразующий принцип. Этот тандем процесса и принципа нельзя свести только к материальности, поскольку их совместное объективное существование распространяется на всё сущее. Благодаря их единству всё сущее представимо исключительно в двойственном виде, как бесконечно большое, сверхсложное, безграничное и, одновременно, как бесконечно малое, простое, конечное, локальное. Всё сущее соткано из подобных противоречий, которые взаимосвязаны между собой мгновением, что позволяет им существовать в целостности, дополняя друг друга. Без понимания, осознания человеком этой взаимосвязи его разум будет оставаться ограниченным в главном – в способности к совершенствованию, развитию. В результате любая деятельность человека делает его цивилизацию неполноценной и нежизнеспособной. Чтобы этого избежать, разуму необходимо пройти через качественное мировоззренческое преображение. Такое преображение состоит в том, чтобы человек научился воспринимать себя через подобие всего сущего, сделав его предметом познания и своего развития. Это непросто, потому что создавать такое подобие предстоит из противоположностей. Предстоит связать абсолютно простое с бесконечно сложным, а конечное и замкнутое с бесконечно большим и открытым. В результате моделирования такого противоречивого единства, человеку должно прийти осознание того, что его собственная разумность отмерена не отдельными вещами, а познанием всего сущего через созданное им подобие.
 
- Но как создать такое подобие всего сущего, если как Вы говорите, в его основе лежит мгновенный системообразующий процесс? Как понимать мгновенность, когда люди всю свою историю имеют дело только с чем-то конечным?

- Это не совсем так. Наука уже давно имеет опыт использования бесконечности. Достаточно вспомнить, что современная математика базируется на понятии бесконечно малой величины. Да и вообще без понимания бесконечности современная математика не достигла бы своих очевидных успехов. Поэтому если говорить о математике, то необходимое мировоззренческое преображение вероятнее всего должно начинаться с неё. Но для этого надо попытаться представить бесконечно малую величину не числом, как это сейчас принято в математике, а мгновенным процессом. Для этого математика должна установить недостающую  сейчас конструктивную взаимосвязь с философией, диалектикой, её законами.

- То есть Вы предлагаете математике «оцифровать» законы диалектики и создать из них некий формализованный феномен, подобный всему сущему?

- Познание всего сущего проблематично из-за того, что оно бесконечно сложно. Человеческий разум, пытающийся вместить в себя эту сложность, сделать это не способен и не сможет даже в будущем. Однако всё сущее соткано из противоречий и эта бесконечная и непостижимая сложность взаимосвязана с её же абсолютной простотой. А эта абсолютная простота всего сущего познаваема через его подобие, что является единственной возможностью, шансом  получения полноценного знания. Минуя это подобие, любой другой обходной путь познания даёт свой результат, но он не является ни фундаментальным, ни полноценным. Чтобы получить абсолютно простое подобие всего сущего уже сейчас есть два средства – математика и философия, диалектика. Если их возможности должным образом объединить, то можно получить инструментарий, который нужен для создания абсолютно простого подобия всего сущего и его последующего развития. Никаким иным путём такое подобие создать и развить невозможно. Любой обходной путь познания, в конечном счете, неизбежно станет ущербным и губительным для разума человека и его цивилизации. 

 - Но как получить такой симбиоз, если математика – это наука, а философию наукой фактически никто не считает? Следуя какой-то традиции, их никто даже не пытается объединить, потому что, если говорить словами А.С.Пушкина, «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».

-  Такая традиция в культуре мышления людей сложилась из-за того, что познающему человеку очень трудно по-настоящему осознать, что  всё сущее разумно. Причём из-за отсутствия этого осознания скрывается возможность и первопричина собственной настоящей разумности человека. И она начинается там, где происходит осознание фундаментальной взаимосвязи абсолютной простоты всего сущего и его бесконечной сложности. До этого момента разум человека находится в постоянном поиске, путаясь, пытаясь подменить эту абсолютную простоту очевидностью, традиционной мифологией или воображаемой сложностью.

- И как долго люди могут находиться в таком блуждании и поиске?
 
- Поиск  первопричины собственный разумности уже продолжается сотни, тысячи лет - очень долго. Это сопровождается накоплением количества знаний обо всём на свете и воплощением некоторых из них в технологиях. Все эти знания накапливаются, но не получают качественного переосмысления. Из-за накопившихся стереотипов мышления, знания, накопленные за тысячи лет, консолидируются, сосредотачиваются только вокруг их прикладного использования. В результате поиск первопричины собственной разумности может оказаться безрезультатным, а фундаментальный уровень уже полученных знаний недостижимым. Если ничего не менять, то в недалёком, по историческим меркам, будущем процесс развития нашей цивилизации остановится на уровне некоторых доступных ей технологий, а дальше будет только деградировать. Без осознания разумности всего сущего и  создания его абсолютно простого подобия развитие цивилизации неизбежно склонится к тупиковому пути развития. Это связано с тем, что  путь к качественно новым знаниям доступен только тому разуму, который осознаёт себя через подобие всего сущего.

 - Но как такое осознание может состояться?

- Для этого необходимо принять многое из того, что может сейчас показаться странным. Например, необходимо допустить, что при рождении человека в нём пробуждается реликтовый виртуальный флюид. Этот чувственный энергетический флюид представляет собой подобие живого организма, виртуальной системы. В этом флюиде, с проявлением первых признаков нашей разумности, действует объективный системообразующий принцип всего сущего. 

-  Вы не преувеличиваете, говоря о том, что этот энергетический флюид подобен живому организму? Это человек является живым организмом и в нём, действительно, находится множество самых разных живых материальных микроорганизмов. Но допустить присутствие в нём ещё и виртуального подобия живого организма кажется преувеличением.

- Тут нет никакого преувеличения, потому что иначе придётся считать, что человек изначально оперирует мёртворожденным, неживым образом всего сущего. Но такой образ не несёт в себе главного – подобия жизни. Чтобы приблизиться к пониманию процесса мышления, человек должен осознать присутствие в своей «голове» виртуального подобия живого. Пока это, к сожалению, не происходит. Именно для этой цели, прежде всего, требуются законы диалектики, которые люди открыли, но не осознают пока их единство. Но это необходимое, но недостаточное условие, для того чтобы наш разум в дальнейшем мог стать по-настоящему разумным.  Ещё потребуется, воспользовавшись уже имеющимся математическим инструментарием, создать образ, модель виртуального флюида как подобия всего сущего. Актуализация человеком этого образа должна продемонстрировать ему мгновенный процесс как результат саморазвития всего сущего.
 
- Любой известный процесс предполагает некоторую длительность. Неужели может быть процесс мгновенным?

 - Я уже говорил, что своё время в математику было введено понятие бесконечно малой величины и на его основе разработан математический инструментарий – дифференциальное и интегральное исчисление. Его значение для науки трудно переоценить, поэтому новое понятие «мгновенный процесс» тут не должен рассматриваться как нечто невозможное и ненужное.  Более того, такое понятие просто необходимо, чтобы понять действие системообразующего принципа и  существующего на его основе виртуального флюида. Такой флюид еще до рождения человека несёт в себе реликтовую разумность. Эта разумность качественно отличается от разумности, которую затем начинает проявлять разум человека. Это связано с тем, что виртуальный флюид фактически является реликтовым живым материнским «древом», на которое «прививает» свой индивидуальный процесс мышления любой родившейся человек. Процесс мышления человека начинается и затем развивается, питаясь энергией от этого материнского «древа». Но системообразующий принцип неопределённое время остаётся неосознаваемым самим человеком. Такая ситуация складывается, в том числе и потому, что виртуальный флюид, как система  прибывает одномоментно  в двух качественно различных состояниях – как мгновенный процесс и как его же результат. Эти два состояния повторяют природу всего сущего, которая существует как бесконечно сложное и абсолютно простое, связанные между собой неуловимым мгновением. По-другому, без этой взаимосвязи, всё сущее существовать не может. Для того чтобы разум эту взаимосвязь осознал, ему нужно накопить некоторый минимальный объём знаний и, затем, переосмыслить его в едином образе. Тут должно сложиться некоторое единство исторической необходимости и логической достаточности.   

- Но, всё же, как представить себе этот виртуальный флюид или, как Вы его ещё назвали, материнское «древо»?   

- Виртуальный флюид подобен бесконечно малой величине, которая мыслится столь малой, что, умножив её на любое конечное число, невозможно получить конечную величину. Такая абстракция давно принята и успешно применяется в математике, но бесконечно малая величина там фактически является числом. Как и любое другое обычное число, бесконечно малая величина демонстрирует изначальную   неподвижность некоторого объекта. Такая неподвижность предполагает существование  и пространства (среды), так же пребывающего в изначальном покое. Виртуальный флюид принципиально отличается тем, что – это единство мгновенного процесса и системообразующего принципа. Образ этого единства может продемонстрировать субъекту изначальное движение и развитие всего сущего. Значение их единства состоит в том, что оно является первопричиной существования любых реальных систем. Из-за действия этой первопричины периодически воссоздаётся абсолютно простая форма всего сущего, его предустановленная гармония.

-  Можно ли визуализировать виртуальный флюид для большего его понимания и отличия от бесконечно малой величины, числа?   

Сейчас трудно сказать, какая визуализация виртуального флюида окажется наиболее удачной, потому что его физически наблюдать или зафиксировать невозможно. Чтобы не дискредитировать саму идею, отложим пока варианты визуализации виртуального флюида от рассмотрения.

Выводы:
1. Виртуальный флюид - это единство виртуального процесса и абсолютно простого системообразующего принципа.

2. Виртуальный флюид существует как реальный, мгновенный процесс. Он подобен известной в математике бесконечно малой величине, но как процесс отличается от неё принципиально.

3.  Виртуальный флюид физически наблюдать невозможно, но, познающему всё сущее субъекту, его изначальный единый образ доступен.