Кому суждено быть повешенным, тот не утонет

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://proza.ru/2023/12/24/638
 
Не нужно торопиться обвинять американцев в нарушении договорённости. Всё не так просто.

Когда война шла к концу,  США через нейтральную Швейцарию предложили доставить в Японию 2000 тонн гуманитарных грузов для своих военнопленных, которых японцы держали в концентрационных лагерях.

США  пообещали японскому кораблю с таким грузом безопасный проход. Японцы решили, что это манна небесная просыпалась на них с неба. Их меньше всего заботила судьба военнопленных.
 
Японское правительство с радостью приняло это предложение США, чтобы использовать безопасный проход судна с гуманитарным грузом на самом деле для снабжения своих войск и для возвращения на родину своих самых необходимых специалистов.

США доставили 2025 тонн посылок с символикой Красного Креста в Находку, откуда их забрало японское судно «Хакусан Мару». СССР ещё не был тогда в состоянии войны с Японией.
 
Японские власти через Красный Крест передали США, что отправка будет произведена на судах «Ава Мару» и «Хоши Мару».

«Хоши Мару», сообщили они, перевезет 275 тонн гуманитарной помощи, а «Ава Мару» - остальной груз.
 
Для перевозки этих гуманитарных посылок не требовались такие большие корабли. Но ушлые японцы набили эти корабли до отказа военной техникой, боеприпасами, стратегическим сырьём.
 
Те, кто оставались в оккупированной стране, завидовали военным, чиновникам и различным специалистам, которые отправлялись на безопасном судне в Японию.

Командование ВМС США отдало соответствующее приказание командирам подводных лодок не атаковать эти два японских судна.

На японских судах нанесли белые кресты на борта и на дымовую трубу. В ночное время кресты освещали прожектора. Кроме того, эти два судна должны были нести навигационные огни.
 
Но американская разведка узнала, взломав коды, что японцы нарушили соглашение. Это подтвердила и воздушная разведка, которая сообщила что у «Ава Мару» осадка глубже стандартной при полном грузе.
 
Вице-адмирал Чарльз Локвуд, командующий Тихоокеанскими подводными силами США, попросил у адмирала Честера Нимица разрешения атаковать, но ответа не было.

Как утверждал командир подводной лодки коммандер Лафлин, из-за атмосферных  помех радиограммы своего начальства о запрещении атаковать «Ава Мару» он не получил.

Подводная лодка «Queenfish», которой он командовал, входила в состав «волчьей стаи», находившейся в Тайваньском проливе.

Из четырёх радиограмм на лодке приняли только последнюю с приказом пропустить «Аве Мару», но в ней не был указан маршрут лайнера, и адресована она была всем подводным лодкам в Тихом океане.

Коммандеру Лафлину сообщил его коллега, командир подводной лодки «Sea Fox» о том, что он атаковал небольшой конвой. «Queenfish» на полном ходу в надводном положении отправилась к месту обнаружения конвоя.

Стоял густой туман. Лафлин обнаружил цель по радару на расстоянии 15,5 километров. На такой дистанции обычно обнаруживались эсминцы. Корабль противника  шёл со скоростью 16 узлов и не делал противолодочных зигзагов.

Командир «Queenfish» приблизился на расстояние 11 километров. В ту ночь видимость составляла менее двух километров.

Торпеды установили на глубину один метр, и коммандер Лафлин дал залп из кормовых торпедных аппаратов. Он не промахнулся.  Судно быстро пошло ко дну.

Когда лодка подошла к месту гибели «Аве Мару», на воде, покрытой мазутом, среди каких-то ящиков плавали люди.

По словам командира лодки, японцы отказывались быть спасёнными, намеренно тонули, не хотели сдаваться. Американцам удалось поднять только одного человека.  Можно этому верить, а можно и сомневаться.

Спасённый японец был в шоковом состоянии и заговорил только через шесть часов. Вот тогда американцы и узнали, кого они потопили.

Чарльза Лафлина отдали под суд военного трибунала, который объявил ему выговор «за халатность».

Это решение трибунала взбесило командующего ВМС США Честера Нимица. Адмирал опасался, что теперь японцы будут варварски мстить военнопленным, особенно морякам.

Все члены трибунала получили суровую выволочку от командования. Чарльз Лафлин потом дослужился до контр-адмирала. Он говорил, что не будь этой трагедии, его так бы никто и не знал из большого флотского начальства.

А для счастливчика Канторо Симода, который, как выяснилось, был личным стюардом капитана «Ава Мару», это было уже третье по счёту спасение с тонущего корабля!

К сожалению, мне не удалось выяснить его дальнейшую судьбу.

Правительство США через Красный Крест предложило Японии заменить «Ава Мару» аналогичным кораблем.
 
Но в день капитуляции Японии, 14 августа 1945 года, министр иностранных дел Того направил послание Соединенным Штатам через столицу Швейцарии Берн с требованием выплатить 196 115 000 иен (45 миллионов долларов США) за гибель 2003 человек;
 
30 370 000 иен (7,25 миллиона долларов) за товары на борту «Ава Мару»; и за различные другие претензии на общую сумму 227 286 600 иен или примерно 52,5 миллиона долларов.
 
Ни о каком золоте речь не шла. Думаю, вас, уважаемый читатель, не удивит, что американцы ничего платить не стали, а японцы отказались от своих претензий, и в 1949 году дело было закрыто.

В 1950 году японский парламент принял «Закон о выплатах соболезнований в связи с инцидентом с «Ава Мару».

Семье каждого погибшего выплатили 70 000 иен. Кроме того, владельцу судна, компании Japan Yusen Line, которая потеряла «Ава Мару», выплатили 17,84 миллиона иен.

Но история на этом не закончилась.

Продолжение http://proza.ru/2023/12/26/822