Ещё о Ромене Гари

Валерий Протасов
   
    В моём убыточном старческом существовании нашёл я себе нового конька, сел на него и не слезаю пока. Конь везёт. Что ещё надо? А что это за конь? Это книги французского писателя Романа Гари, русского по происхождению. Читаю его «Большую барахолку».  Весь мир послевоенной Франции как чёрный рынок. Несчастные, страдающие люди, не понимающие, куда их несёт течение. Мир гибнет, и какая разница, что делать и как поступать. Что такое совесть в волчьем мире, в зарослях которого главное – уметь прятаться и нападать.
   Читаю и то и дело ловлю себя на мысли о сходстве письма Гари с Ф. М. Достоевским. Русская культура, её великие имена у Гари на слуху и в крови. «Большая барахолка» ;это то же «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые» и т. д. Правда, у его русского предшественника русские характеры с их неистребимой верой в Бога и высшую справедливость. У героев Гари ценности размыты, но некоторые всё же задаются вопросом: что такое человек- ттворение Божье или продукт эволюции. Но русские нотки слышатся и в их голосах. Временами читается как страницы из европейских «Братьев Карамазовых с их философскими размышлениями. Роман «Большая барахолка» отягощён европейским экзистенциализмом безвыходности и отчаяния. Герои же Достоевского остаются и в падении своём творениями Божьими.
    Подумал, что не только с русской культурой, о которой Гари всегда отзывается с почтением, но и с героями Диккенса «Лавка древностей», «Гобсек» Бальзака, и т.д. перекликается голос Гари.
    Вот такой конёк попался мне на пути.
    Но, боже мой, куда завёз меня мой конь? Где-то с середины романа повествование стало напоминать не то воспалённый бред Родиона Раскольникова, не то полубредовую фантазию абсурда, что, впрочем, не надломило текст, а только углубило скрывавшиеся в нём возможности.
    Теперь сделаю перерыв, чтобы успокоить взбудораженные нервы и возбуждённый сверх меры мозг. А потом посмотрим.
   А до конца оставались считанные страницы. И большой вопрос о человеке, И большой вопрос о человеке, нерешаемый силой оружия, выстрелом в голову предателя. .