О книге стихов Миланы Алдаровой Отсрочьте суд

Наталья Мартишина
Это книга 1988 года издания.

Издательство "Советский писатель".

60 копеек.

Не издательство. конечно, 60 копеек - а книга.

Тираж 18 000 экз.

Я должна была увидеть эту книгу еще в 1988 году, на третьем курсе Калининского университета, на кафедре анатомии и физиологии человека - все мы на биофаке увлекались поэзией.

В Калинине - нынешней Твери - был гигантский полиграфкомбинат, да, кажется, не один - и все новинки появлялись в магазинах и киосках, и с учебы я ходила через магазины и киоски - да вся Москва, книжники, ездили в Калинин за книгами!

Но книга Алдаровой вышла в Туле, в тульской типографии.

У меня отличная память на тексты и изображения, я заметила бы эту книгу. Значит, ее не было в поле моего зрения. А я прицельно интересовалась литературой, и любила покупать книги всех поэтов подряд -  на слабых стихах, каких издавалось множество, легко было учиться, всего лишь читай, ржи в охотку и не пиши так, как авторы. Что мы с нашими биофаковскими молодыми поэтами и делали.

Книга Алдаровой мне на глаза не попадалась.

А если бы попалась - купила бы я её? ( повторюсь, я покупала практически всю поэзию кроме той, которой и так в доме было много) - нет, не купила бы.

Трудно придумать более дурную услугу, которую сделал автор обложки молодой поэтессе. А ведь от обложки зависит первое впечатление и решение человека: купит или нет, возьмет в руки с полки посмотреть - или не возьмёт.

Мягкая обложка. 60 копеек - на 1988 год - не самая дешёвая сумма. За 3 рубля продавались шикарные альбомы живописцев, а то и за 2, и за рубль. За рубль-двадцать копеек продавался толстый том какой-нибудь прозы или учебник, словарь. Фиксированная цена книги печаталась на последней странице обложки. Книжный магазин мог продавать залежавшиеся книги "в нагрузку" к пользующимся спросом - и внакладе не оставался.

Словарь латинского я купила за 80 копеек.

Красочная детская литература - в районе 50 копеек.

На 5 копеек - батон хлеба, на 3 - проезд на трамвае, 20 - это бутылка кефира ( стеклянная, ее можно было сдать за деньги), 50 копеек - жирный обед в столовой,  1 рубль - половинка гриль-курицы с соусом в кафе, 3 рубля - обед в ресторане.

15 или 10 копеек - чашка кофе. Что еще студенту надо?

Надо купить книжечку почитать. А кто купит книгу с такой жуткой обложкой? Мама ребенку? Юноша - девушке? ( надо полагать, если хочет отшить эту девушку, то самое то). Учительница? Дама? Может, джентльмен? Ответ очевиден.

Никто.

Не представляю, как расстраивалась - или нет? - Милана Алдарова... На сайте некоторые взялись рассуждать - а была ли такая поэтесса, дескать, мы ее не знали. Мы много чего не знаем.

Конечно, я пробила ИСБН книги по номеру поиска - да, номер действующий, книга в международном обмене с 88 года.

Вот лучше сказать, что меня нет и моего переложения "Слова о полку Игореве" не существует - это было мое первое издание, про ИСБН я не подумала, а издательство наше районное - тем более. Здесь и номера нет, и искать нечего - короче, нет нас вместе с моим Игоревым войском в поле культуры, а ведь я впервые делаю акцент на христианских мотивах в "Слове", это 1999 год).

А насколько важен вид обложки - рассказывал один поэт, он получил книгу стихов из издательства, на обложке художник изобразил папоротник в лесу. Поэт ехал в электричке и демонстративно держал перед собой свою книгу - (и я так тоже делала,когда вышла моя книга стихов "Святорусье" с обложкой, где была картина Анатолия Власова - "Рельефы собора в Юрьев-Польском", а в "Святорусье" я писала о будущей войне на Украине, книга вышла в 2009 году, стихи "Украйна" - 1998 года, когда написала, сама удивилась - о чем это я, так ведь не может быть? А ведь стихи-то пишем не мы, мы их только записываем, и все наше ученье - это уменье записать не коряво под диктовку свыше)...

...хотелось, чтобы люди хоть как-то увидели новинку, может, спросили бы что-то? Можно держать свою книгу и перечитывать - все польза... Так вот, поэт заметил, что старичок профессорского вида, напротив сидящий, очень волнуется, глядя на книгу. И вроде как что-то хочет спросить. И наконец, распереживавшись, что конечная станция близко, спрашивает - дескать, где продается такая замечательная, редкая книга? Пока поэт смакует счастье от внезапного признания и славы у ценителей, старичок поясняет, что он как раз специалист по экологии леса, а книги о лесных растениях, и справочники, и определители издаются редко, и он хотел бы отправиться на поиски такого чудного, иллюстрированного издания, которое, как он видит, вышло совсем недавно...

Это я к тому, что обложка ищет своего читателя. Посмотрите еще раз на обложку 88 года "Отсрочьте суд". Кого она ищет? То-то же.

Поэтому переиздание 2023 года, где на обложке - портрет Миланы Алдаровой - благое дело справедливости по отношению к поэтессе. Просто справедливости. Пока ничего более. Пока мы говорим только про обложку.

Про лицо книги.

На книге 88 года невнятным шрифтом написано имя автора. Художник поместил на две трети обложки полулысую болванку-голову ( с одной стороны - лысая, с другой - нечесаные редкие длинные патлы), один глаз головы закрыт, другого вовсе не наблюдается, вместо него - красная точка и круги мишени ( вот и цветная обложка, а будь все черное - была бы монохромная, на порядок дешевле. Так как издавалось все тогда только за счет государства - то был смысл освоить денег больше, глядишь, и премия художнику была бы). Кстати, по той же причине редакторы правили вовсю даже хорошие тексты. Если текст не исправлен от исходного - то редактор не получит денег ( нет его работы над текстом). Чем больше переправил - тем больше работы. Иногда редакторы даже просили уважаемого атора, чтоб разрешил немного поправить. С неуважаемым, новичком - не церемонились вовсе. Вот и ответ. почему Милана скупила возможные экземпляры книжки и вклеивала от руки правильные, свои, слова и строки. Представляете этот изматывающий труд? Видимо, ее первая - и единственная - книга стихов радости ей не принесла).

Но мы отвлеклись от обложки.

Вокруг полулысой головы-болванки - почему-то мужской, по условно-грубым чертам лица ( видимо, художник намекал на библейское понятие "человека") - вот, вокруг летают условные же плюшки: красная на первой стороне обложки, черные, побольше - там ведь нет головы, есть место - на последней. Плюшки призваны напомнить, что два года назад был взрыв на Чернобыльской АЭС.

Да, первые стихи в книге проникнуты болью Миланы за планету, она упоминает Припять, она пишет свой "гуманистический манифест"...

Художник же, видимо, дальше упоминания Припяти на 8 странице не читал - там еще 200 страниц, зачем? В результате имеем, что имеем: плакат а-ля "Сеятель" кисти Оси Бендера при помощи Кисы Воробьянинова. И кто скажет, что это - не художественное творчество? Обидеть художника может каждый!

А мне больно за Милану, и я честно говорю, что книгу с такой обложкой я купила бы в последнюю очередь, и мало кто с ходу стал отдавать бы за эту книгу в 88 году весомые шесть десятков копеек.

Представьте, например, девушка, желающая почитать стихи о любви, как, например, цикл Вероники Тушновой "Сто часов счастья" - возьмёт ли она книгу с обложкой, о которой мы говорим? А ведь за обложкой - семь разделов, и один из них - о возвышенной, чистой, хрустальной и радостной любви. Из-за обложки стихи останутся непрочитанными... А "Сто часов счастья" - о любви грешной, тяжёлой, печальной, радующей редким счастьем по дороге в пропасть... Вот где бы "отсрочить суд"...

Мы, люди культуры, можем как-то влиять на эту самую культуру. Наверное, мы не должны молчать. Воздать должное таланту, поговорить о хорошей книге, о фильме - так я понимаю моё дело в области культуры.

Сейчас мы говорили о психологии восприятия - есть такая отрасль в психологии. Попросила я оценить обложку современную молодёжь - сегодняшний 11 класс. "Капец, - сказали, - это же не боевик!"

Мой супруг, живописец, высказался про обложку проще: "Дурнина".

Младшая наша дочка, молодая художница, сказала: "Это нелепо". Не лепо - по древнерусски - не красиво. Странно, смешно, глупо.

Насчет нелепости у меня есть памятный пример из моей театральной жизни. Давно, в университете, я играла где только можно - в агитбригадах, студвёснах, на сцене театра - 4 года училась дополнительно на факультете актерского мастерства и режиссуры. Однажды надо было сыграть деревенскую глупую девицу. Когда играла княгиню Чарторийскую - все просто: шикарный костюм выдавал театр. Проблема была только - не сверзиться с лестницы во всем великолепии, наступив на край платья ногами, привыкшими к джинсам. Но в случае с деревенской простушкой - надо было искать наряд самой. Благо, он из современности - типа, приехала такая в город. Чего я только не надела! И зеленое с розовым, и сама была довольна найденному смехотворному образу. Но со сцены на репетиции меня подозвала мудрая пожилая женщина, режиссер, носитель ещё Той культуры... Она сказала: "Деточка, запомни: женщина не должна быть смешной. Даже, если роль смешная". Пришлось искать другой наряд и всю смехотворность перемещать в роль, в ситуацию, отводя её от себя - от личности, хоть и актрисы на сцене... Вот так вот - женщина не должна быть смешной.

Еще раз подумайте, как себя чувствовала Милана, которую художник сделал  - ( ведь моя книга = это я? Равняется или не равняется? Если автор честен - то равняется) - сделал нелепой...

Вы можете и сами предложить друзьям оценить обложку 88 года - я поставила её, как иллюстрацию к тексту.

Современный 9 класс сказал: "Хорошо, но так и ребенок нарисует. Апокалипсис. Это не для книги стихов".

По сути, здесь есть намёк на точное попадание обложки в суть книги - Апокалипсис, конец света ( личный и неизбежный для каждого из нас), желание отсрочить Божий суд. Но пропадает главное в книге - она и о любви, и о жизни, и о нежности к природе... Да, как любая жизнь - она о неизбежности смерти, но не так же "в лоб" сказано об этом в книге, как представил художник...

Вот поэтому - наш поклон Издательскому Дому Игоря Сазонова, переиздавшему "Отсрочьте суд" в 2023 году, с изящными иллюстрациями, а главное - с обложкой нежно-небесного цвета, где только портрет Миланы Алдаровой, её имя и название книги, которое - если вдуматься - о всех нас...


Продолжение следует, поговорили про обложку, будем говорить о стихах...

Страничка Миланы Алдаровой:
https://stihi.ru/avtor/soboleva9