Адини. Великая княжна. Глава 15. Американец

Александр Пругло
Глава 15. Американец
Вечером я позвонила отцу Наталии:
- Михаил Леонтьевич! Доброго вам здоровья!
- И вам, Ваше Императорское Высочество!
- Вы уж меня простите за дерзость, но сегодня я побывала в роли свахи для вашей дочери! Нашла ей хорошего жениха! Вы бы видели, как они сегодня ворковали, как голубки! А парень действительно очень хороший. Купец второй гильдии, не беден. 18 лет. Остался без родителей, сам справляется с делом. Вы уж присмотритесь к нему, возможно, он вам и понравится!
- Как зовут-то его?
- Алексей Васильевич Андреев! Владелец гостиницы "Дрезден" на Тверской! И большого магазина колониальных товаров!
- Прекрасно! Самого парня не знаю, но знавал его отца! Хорошая семья! Жених достойный руки моей дочери! Не знаю как и благодарить вас, Ваше Императорское Высочество!
- Вы уж как-нибудь встретьтесь с Алёшей, потолкуйте! Думаю, что ваша помощь, ваши советы ему не помешают! Поговорите с Наташей, понравился ли ей парень, возможно, что мне только показалась их взаимная симпатия! А меня, если всё будет хорошо, не забудьте пригласить на свадьбу! Шучу!
- Непременно, Ваше Императорское Высочество! Без никаких шуток! Я сейчас же расспрошу дочь!
А утром, когда я ещё не успела продрать глаза, узнала, что моей аудиенции дожидается купец Андреев. Оказалось, что вчера Михаил Леонтьевич, устроив допрос "с пристрастием" своей дочери и убедившись в её чувствах, несмотря на поздний час, поехал в "Дрезден" и переговорил с Алексеем. Засиделись далеко за полночь. Нашли общий язык, понравились друг другу. Даже договорились засылать сватов, как положено. Конечно, говорили и о свадьбе, и о приданом, и в дальнейшем развитии дела. А кроме того, Михаил Леонтьевич намекнул Алексею, чтобы тот, так же, как и он сам ранее, нанёс аудиенцию Великой княжне, поблагодарил её за всё и сделал подарки. Мне кажется, что и сам Михаил Леонтьевич помог парню с выбором подарков.
Короче, привез мне Алексей Васильевич несколько телег с ящиками и картонками. Пришлось задуматься о специальном товарном вагоне, который надо прицепить к поезду, чтобы в дальнейшем складывать в этот вагон подарки, которые будут дарить. Что было в картонках и ящиках? Алексей загадочно улыбнулся и сказал:
- Потом сами посмотрите, Ваше Императорское Высочество!
Я пригласила Алексея позавтракать со мной и моим ближним окружением. Он сильно смущался и долго отказывался, пока князь Костя не усадил его силой. Здесь, в этом обществе, ведь ещё действуют сословные пережитки, которые надо ломать! Один из таких пережитков - это то, что представителям разных сословий запрещается садиться вместе за один стол. Слышала, что даже на банкетах у папеньки в Зимнем дворце, для купцов и духовенства накрывают отдельные столы! И даже в разных залах!
Во время завтрака Алексей спросил у меня:
- Ваше Императорское Высочество! Осмелюсь задать вам один деликатный вопрос: почему вы, приехав в Москву, живёте в этом душном вагоне, а не поселились, например, в моей гостинице? В гостинице "Дрезден" весьма роскошные номера "люкс" и "министерские". В народе гостиницу так и называют "министерская" потому что в ней останавливаются министры, приезжающие в Москву. Да и находится гостиница напротив дома генерал-губернатора.
- Я привыкла к своему купе! Да и люблю жить в походных условиях, без излишней роскоши. О гостинице вашей, признаюсь, как-то и не подумала, а чиновники, сопровождающие меня, как-то и не предложили. А теперь поздно: в ближайшие дни едем дальше, так что смысла переселяться нету. Обещаю, что в следующий приезд обязательно поселюсь к вам.
- Благодарю! Буду очень рад видеть вас в наших стенах!
После завтрака  ко мне в купе заглянул Пушкин. Александр Сергеевич:
- Александра Николаевна! Не хотите ли проехаться со мной в подмосковное имение очень интересного человека?
- Что за человек?
- Граф Федор Иванович Толстой! Его ещё кличут Толстой-Американец!
- Погодите, это не тот ли граф Толстой, который сожительствовал с обезьяной?
- Тот самый! Только при нем не упоминайте об этом! Он сильно гневается, когда слышит это!
- Так это правда, что обезьяна была его женой?
- Конечно, нет! Это всё злые сплетни! Чья-то месть за его бывший дурной характер! А сейчас Федор Иванович исправился, стал очень набожным человеком, примерным семьянином и порядочным помещиком.
- Постойте! Насколько я была проинформирована, вы с Федором Ивановичем были злейшими врагами и даже дрались на дуэли!
- Было дело! Сначала мы с ним были хорошими друзьями. А потом, когда меня арестовали и приговорили к ссылке в Новороссию, Толстой почему-то распустил слухи, что меня после ареста выпороли в охранном отделении. Вот я и вызвал Федора Ивановича на дуэль, но дуэль так и не состоялась, помешали обьективные обстоятельства. Потом мы помирились, а несколько лет назад я помог Толстому в очень важном деле, за что он мне будет благодарен до конца жизни.
- Что за дело, если не секрет?
- Я спас от смерти его любимую дочь – Сарру. Девушка была при смерти, когда я случайно нанес Толстому визит в его московский особняк. Увидев такую беду, я тут же позвонил в Питер, лейб-хирургу Константину Семеновичу Егорову. Тот рассказал, что нужно срочно предпринять до его приезда, а сам прилетел на самолёте буквально через несколько часов. Еле спасли девчонку!
- У Толстого это была единственная дочь?
- В том-то и дело, что над этим человеком как бы тяготело дьявольское проклятие. Вы же в курсе, что в молодости Толстой был бесстрашным бретером, дуэлянтом и шулером-картежником. По его собственному признанию, убил на дуэлях одиннадцать человек! А детей у него было двенадцать, из них умерло десять! Толстой раскаивается и считает, что смерть каждого ребёнка – это расплата за каждого убитого. Правда, потом мы выяснили, что убил Толстой не одиннадцать, а десять человек, один смертельно раненный, благодаря хирургическому вмешательству того же замечательного лейб-медика Егорова смог выжить. В общем, злое проклятие сбылось полностью!
- А где сейчас эта Сарра?
- Не спрашивал. Приедем – спросим. Сарра – очень талантливая девушка, пишет стихи и прозу, прекрасно рисует. Единственный её недостаток – иногда у неё случаются приступы душевной болезни. Поэтому она часто лечится в Европе, всё время находится под наблюдением лучших медиков. Вот почему она постоянно живёт либо в Европе, либо в Питере, где хорошие доктора.
- Вы меня заинтриговали! Хочу непременно познакомиться с этой барышней! Чувствую, что у нас с ней много общего! Я ведь тоже, говорят, была при смерти! И тоже, как вы знаете, неплохо пишу и пою! Единственное, чего у меня пока нету, - психического расстройства!
- Что вы, Александра Николаевна! Как можно о себе так говорить!  Вы очень талантливая барышня! И с душевным состоянием у вас более чем всё в порядке! Ну, как? Поедем?
- Непременно!
- Тогда я сейчас же звоню Федору Ивановичу и договариваюсь о времени визита.
Пушкин ушел, а я позвала Елизавету и дала поручение выяснить всё, что у нас есть на Толстого-Американца и на его дочь. Сама же взяла гитару и начала на ней бренчать, придумывать, что же ещё можно спеть в ближайшее время.
Что выяснила из досье, принесенного Елизаветой? Между прочим, умничка Лиза, хотя её никто не просил, принесла не одно, а два досье от Пылина! Второе было на Сарру Фёдоровну Толстую, 1820 года рождения. Значит, сейчас Сарре 20 лет!
В досье было отмечено, что Сарра – графиня, русская поэтесса, писавшая на английском, итальянском, французском и немецком языках! Но не на русском! Автор юношеских стихов и прозы. Особо меня заинтересовало, что мать Сарры – Авдотья Максимовна Тугаева – бывшая цыганская певица и танцовщица. Отметила про себя, что надо заинтересовать эту женщину “своими” цыганскими песнями и романсами. Из досье Федора Ивановича узнала интересную историю, как граф женился на Тугаевой. В молодости Толстой – авантюрист,картежник и дуэлянт отличался своими скандальными любовными похождениями, слухи и сплетни о которых смаковались во всех салонах обеих столиц. Позже Толстой привязался к одной цыганской певице, ею была Авдотья Максимовна Тугаева. Ещё до венчания она родила графу четверых детей. Но когда из этих детей трое умерло, Толстой задумался о венчании, что смерть детей – это знак, это голос свыше, что это наказание за дуэли и распутную жизнь. После рождения четвертого ребенка (им как раз была Сарра) Толстой поспешил обвенчаться с Авдотьей, которая и после свадьбы родила ему ещё восьмерых детей. Из всех двенадцати в живых остались только Сарра и самая младшая – Прасковья.
Другая версия, почему Федор Иванович решил жениться на Тугаевой, более прозаичная. Однажды, проигравшись в Английском клубе, Толстой никак не мог погасить картежный долг, что должно было повлечь за собой выставление должника на позорную черную доску и утрату дворянской чести. Чтобы избежать позора, Толстой решил застрелиться. Однако цыганка Авдотья, почувствовав состояние графа, начала его выспрашивать и узнала, что тот хочет покончить с собой. Поинтересовалась, какая сумма нужна для погашения долга. Утром привезла  нужную сумму. После этого Федор Иванович в знак благодарности решил жениться на своей цыганке. И не прогадал! Они счастливо жили , любя друг друга, хотя это счастье омрачалось смертью детей. Между простой цыганкой и графом, конечно, существовала огромная культурная пропасть, однако Толстой всячески старался эту пропасть уменьшить. После свадьбы отправил жену на три года в деревенское поместье, приставив к ней толковых гувернанток. Однако, как отмечали современники, цыганское бескультурье сквозило во многих разговорах и действиях Авдотьи Максимовны.
Что касается досье самого Фёдора Ивановича, то я не стала его полностью читать, поскольку оно было на несколько десятков страниц. Обратила внимание, что Толстой участвовал в первом российском кругосветном путешествии 1903 года под руководством капитана Крузенштерна. Во время экспедиции Толстой вел себя безобразно, за что даже был высажен на необитаемый остров вместе с обезьяной-орангутангом, купленной им в Африке. Несколько месяцев Толстой прожил среди аборигенов Аляски, за что и получил прозвище “Американец”. Многое из того, что происходило во время кругосветного путешествия, было придумано Толстым и его друзьями в качестве анекдотов, поэтому в достоверность всего, происходившего тогда, не стоит верить.
Фёдор Иванович также участвовал в русско-шведской войне и войне с Наполеоном в 1812 году. Был тяжело ранен в Бородинском сражении. Отличался бесстрашием и храбростью. Дослужился до чина полковника и больше не служил, подал в отставку. Награжден орденами св. Георгия 4-й степени и св. Владимира 4-й степени.
Обладал в молодости очень скверным, склочным и подлым характером.
Родился Федор Иванович Толстой в 1782 году, значит ему сейчас 58 лет!
К Американцу поехали тремя мотокаретами в сопровождении дюжины конных казаков. Делегация вышла более чем внушительная: я с Лизой и Юлией, Пушкин, Литке с Константином, пажи, Адлерберг и ещё несколько человек. Ехать предстояло не так уж и далеко, однако скорость мотокарет очень сильно тормозили конные казаки.
В имении графа Толстого я ощутила себя героиней поэмы Гоголя "Мертвые души". Такой себе госпожой Чичиковой, посещающей имение Манилова или Ноздрева, а может, и Собакевича. Хозяин, обаятельный и милый, смешливый старичок во время экскурсии по имению чересчур хвастался и предлагал то Пушкину, то Адлербергу в подарок то породистую суку (на псарне), то ягнёнка или поросёнка (на скотном дворе). А мне захотел подарить индюшку или павлина, когда посещали птичник.
Сад у графа был очень красивый, огромный, идеально убранный и обработанный. Все деревья аккуратно обрезаны, а стволы их побелены известкой. Вишневые деревья уже даже начинали зацветать! Но больше всего меня заинтересовал не сад, а находящаяся за садом огромная пасека. В том мире, в прошлой жизни, у моих родителей тоже была пасека. Я любила помогать отцу ухаживать за пчёлами.
На мою просьбу провести нас на пасеку, Федор Иванович скривился:
- Ваше Императорское Высочество! А ежели вас всех покусают пчёлы? Что я тогда делать буду? У меня нету столько шляп с сеточками!
Я ответила:
- А мы пойдем вдвоем, вы да я! Надеюсь, что для нас двоих защитные средства найдутся?
В общем, пошли мы втроём: я, Толстой и старичок-пасечник. У графа оказалось около полтысячи ульев. В основном это были ульи бортневого типа, из колод. Чтобы добыть из такого улья мёд, надо было уничтожить пчел. Но я заметила с десяток более современных ульев, выстроенных в ряд.
- Что это за ульи? – спросила графа.
- А это, Ваше Императорское Высочество, новинка! Улей “Петербург” называется, изобретателя Прокоповича. Мы с ним состоим в Московском обществе сельского хозяйства, на заседаниях которого обсуждаем новинки земледелия, животноводства, пчеловодства. Делимся опытом, перенимаем опыт европейских хозяев. Прокопович любезно подарил мне один улей, а мои столяры потом изготовили ещё десяток.
- Хочу встретиться с этим изобретателем!
- Он живёт далеко, где-то в Малороссии, хотя и состоит в Московском обществе. Наши заседания проводятся зимой, когда помещики съезжаются из имений в свои московские дома.
- Мы планируем завтра или послезавтра путешествовать дальше, в сторону Тулы, Малороссии, Новороссии. У кого можно узнать адрес этого Прокоповича?
- Председателем общества является генерал-губернатор Долгорукий! Вот у него и спросите, он даст поручение найти адрес.
У меня возникла идея заняться в этом мире пчеловодством. Усовершенствовать ульи, наладить медогонку, изготовление вощин. Знают ли здесь о целебных свойствах прополиса и маточкового молочка? А ещё ведь в этом мире не открыты целебные свойства многих лекарственных растений! Например, аналогов и заменителей женьшеня: элеутерококка, аралии манчжурской, заманихи, родиолы розовой. Кстати, надо напрячь Андреева, чтобы ему китайские купцы - торговцы чаем привезли и женьшень!
С молодой графиней Толстой я долго не могла найти общий язык. Сарра была не в настроении, была какой-то мрачной, в депрессии. Пыталась разговорить её беседой о её поэтическом творчестве, просила показать нарисованные ею картины. Мы вяло переговаривались, пока не пришла её мама, Авдотья Максимовна.
Авдотья Максимовна действительно была типичной цыганкой, с густыми черными бровями и смуглым лицом. И даже манеры разговаривать в цыганском стиле у неё немножко сохранились. Я попросила графиню найти мне гитару, ибо хочу показать матери и дочери несколько новых цыганских романсов.
Гитара была тут же доставлена. Я проверила, правильно ли натянуты струны и начала петь романс “Нет, нет не хочу” (муз. Борис Кейль, сл. А. Сурин, исп. Гульнара Исмаева).
https://m.youtube.com/watch?v=arGH07siAGU

Пою романс и наблюдаю, как меняется Сарра. Она почти с первых же аккордов оживилась, на мрачном до этого её лице вдруг вспыхнула ослепительная улыбка. А Максимовна тут же пустилась в пляс. За ней последовала и Сарра. Сразу видно, кто тут бывшая профессиональная цыганская танцовщица!
- Чудесно, Ваше Императорское Высочество!  - слегка запыхавшись сказала Авдотья Максимовна после окончания романса. - Осмелюсь попросить у вас слова и ноты.
- Обещаю! Но сначала послушайте ещё один цыганский романс.
- Где вы их берете? Неужто сами пишете? – спросила Сарра.
- Сама, Саррочка, сама! – обратилась к барышне. – Хотите, и вас научу сочинять? Может, и не будете тогда ходить такой мрачной!
- Я далеко не всегда мрачная, Ваше Императорское Высочество! Это сегодня что-то на меня нашло! Нет, музыку сочинять я определенно не умею, хотя неплохо музицирую и на гитаре, и на фортепиано.
- Зато стихи какие прекрасные пишете! – похвалила я её.
- Ага, пишу на четырех языках, но только не на русском!
- Авдотья Максимовна! – обратилась я к старой графине. – А как вы смотрите, чтобы я забрала Сарру с собой в Петербург? Фрейлиной?
- Вы же не в курсе, что Сарра очень больна! Душевно! Лечится в Европе гомеопатией. И в Петербурге тоже.
- Вот видите, будет всегда под наблюдением лучших лекарей!
- Прямо не знаю! Надо ещё посоветоваться с Федором Ивановичем!