Мы тоже не хотим войны...

Шели Шрайман
...Судьбы войны и мира решаются политиками. От рядовых граждан требуется одно: в случае чего - стать под ружье. Однако во всех странах находятся люди, верящие в силу народной дипломатии. Такие, например, как иерусалимский рав Даниэль Хартман, или доктор психологии Елена Гиммерверт из Тель-Авива. Которые не согласны оставаться пассивными заложниками ситуации и кричат об этом в виртуальное пространство, надеясь быть услышанными.
 
- Когда в Египте начались беспорядки, я, как и многие израильтяне, испытывал чувство бессилия и задавался вопросом: неужели мир, который существовал между нашими странами в течение тридцати лет, рухнет? Свое открытое письмо египтянам я написал, скорее, от отчаяния, без особой надежды быть услышанным и получить от них какой-нибудь ответ, - рассказывает мне рав Хартман, представитель 12-го поколения своей семьи в Иерусалиме, чьи дед и отец – тоже ортодоксальные равины. – Я писал им: «Мы не знакомы с вами. И до сегодняшнего дня наши страны общались на уровне политических лидеров. Мы жили с вами в мире больше тридати лет. И пусть это был довольно холодный мир, но, как говорят у евреев, «;;;;;» (достаточно и этого). Надеюсь, что мы не обнаружим себя снова в тупике, где все проблемы решаются посредством войны. Давайте попробуем изменить правила игры и достичь настоящего мира между нами. Я пишу вам это письмо, чтобы еще раз сказать – «Шалом!»
И вдруг мне начали приходить письма – сначала от египтян, а после того, как египтяне поместили его на своем форуме, так же от мусульман из других арабских странах – Туниса, Ливана, Иордании, и тех, что живут в Европе, Канаде и США, - продолжает рав Хартман. - Лишь малая часть их содержала оскорбления и угрозы в адрес Израиля и евреев. Большинство писали о том, что их тронуло мое искренее письмо, и они, так же, как и я, не хотят войны, а хотят мира. Только одни оговаривали условия этого мира, заводя речь о палестинских беженцах и незаконных израильских поселениях, а другие просто высказывались за мир, и все. Один египтянин сообщал в письме, что он был в числе демонстрантов на главной площади в Каире, а заканчивал его словами: «Shalom from Egipet!»

У меня появилось ощущение, что иногда мы, израильтяне, становимся себе худшими врагами, полагая, что нам не с кем говорить по ту сторону границы и отгораживаясь от всего мира. Я убедился, что простое письмо способно тронуть сердца людей, которых мы никогда не считали своими друзьями. И, значит, надо продолжать с ними разговаривать, пытаться донести нашу правду и услышать их голос.

- Вы почувствовали разницу между тем, как реагировали на ваше письмо арабы, живущие в Европе, и те, что живут в арабских странах?

- Мне показалось, что арабы, живущие в странах Европы, относятся к нам более непримиримо. Даже когда они согласны с тем, что мы вместе должны открыть новую страницу в отношениях между Израилем и арабскими странами, выдвигают при этом очень жесткие условия.

- Сколько писем вы получили на сегодняшний день?

- Более 70. Обычно на форумах люди, согласные с твоей позицией, не оставляют комментариев - их пишут те, кто с тобой не согласен. А тут большая часть комментариев были положительными. Один египтянин написал мне, что в канун Войны Судного Дня испытывал тот же страх, что и большинство его знакомых, и не хотел бы повторения прошлого. Я человек, далекий от политики и не собираюсь устраивать никаких революций, просто у меня есть такое ощущение - нужно что-то делать. Евреи – сильный народ и может взять на себя ответственность за судьбу мира, понимая все возможные риски на пути его достижения.

ххх

- Мир нарушить легче, чем прекратить войну, - говорит доктор психологии Елена Гиммерверт. – В начале 2000-х, когда началась интифада, я рассылала в Интернете письма, адресованные мусульманам. Я начинала их словами: «Тем, кто хочет мира! Останавливайте желающих развязать войну между арабами и иудеями!..» и получала ответы из разных стран. Одно письмо у меня сохранилось: его написал мне шейх Абдул Хади Палацци, директор Института культуры Итальянского Исламского Общества. Вот выдержка из него: «Нет «войны» между арабами и иудеями, никоим образом. Никакое арабское государство не объявило войну против Израиля. Есть израильская антитеррористическая операция безопасности против Хамаса.  Хамас - не есть «арабы» в общем, это не арабское государство, а лишь террористическая организация, которую нужно победить, чтобы она не смогла наносить дальнейший вред. Израильтяне хотят защитить себя и своих детей от террористов. Это причина, почему они благословенны Аллахом, и почему они не должны быть «остановлены», а скорее сердечно поддержаны».

- Во время Второй Ливанской войны я рассылала письма ливанцам на адреса их правительственных и неправительственных организаций, - продолжает Елена. – Я писала им: «Поверьте, что мы, как и вы, ненавидим войну и не хотим её. Мы так же, как вы, хотим жить в мире, мы устали от вечных угроз. Но если на нашу родину нападают, мы должны ответить. То, что к нам пришла беда не от вас, но с вашей земли, это печально и больно. И мы отвечаем не вам, а тем, кто обстреливает наши города с вашей территории. Ваши лица внушают уважение. Это светлые, миролюбивые лица. Давайте вместе сгоним Хизбаллу с вашей земли. Объединимся против агрессора, мешающего жить и нам, и вам. Нам не нужна ваша земля. У нас есть своя. И мы хотим жить с вами в мире».

- После того, как «с той стороны» стали приходить отклики, - продолжает Елена, - я тут же поместила еще одно письмо: «Спасибо всем, кто откликнулся! Ещё раз повторю: нам нужен мир с вами. Но без Хизбаллы.  Представьте, что ваша страна – тело, в котором завелась болезнь – Хизбалла. Что вы будете делать? Вы согласны болеть, или хотите изгнать болезнь? Да, мы разные. Но давайте постараемся увидеть не только наши различия, но и сходство, ведь никто из нас не хочет войн и смертей».

...В начале статьи я говорила о том, что во всех странах есть люди, верящие в силу народной дипломатии. Пусть их не так много, но, главное - их голос «на той стороне» способны расслышать даже, когда гремят выстрелы.