Море-мир бездомных. Красные Богатыри. Ч. 3

Виталий Лавринович
  Часть 3. Советский дурак.



     После выхода из шлюзов, мы пошли по озёрам, бесплатно набирая в танки изумительную пресную воду. С точки зрения судовождения, это, хотя и небольшой (80 км.), но достаточно сложный и опасный переход. Фарватер*  извилист, а ширина местами такая, что два парохода, расходятся едва. При этом движение происходит на высоких скоростях - время канала стоит дорого...

    Первый помощник*, решил, что среди экипажа, могут найтись такие "строители коммунизма", которые не испугаются сигануть во время движения по озёрам за борт и добраться до берега вплавь, чтобы поменять радость жизни в "светлом царстве труда", на "звериный оскал" капитализма. Он организовал "коммунистическую вахту" - выставил вдоль обоих бортов по пять наиболее "надёжных", с его точки зрения, коммунистов, в обязанности которых входило пресечение коварных планов вероятных изменников...
 
...Идём по озёрам. Полный ход. В рубке лоцман, с огромным биноклем в руках, который бегает с левого крыла мостика на правое и обратно. Пробегая мимо рулевого, он отдаёт команды. Капитан - стоит рядом с рулевым, одной рукой опираясь на машинный телеграф*, внимательно смотрит вперёд. Второй-вахтенный помощник - в углу ходовой рубки, не "отсвечивает", записывает время и параметры изменения курса и скорости, для последующей записи в судовой журнал.  Я - матрос рулевой, обратившийся в слух, в ожидании команд лоцмана...

Пробегая мимо меня, лоцман громко командует:
 
-" Starboard five (руль пять градусов право)."
 
Не успев выполнить команду лоцмана, я отчётливо слышу голос кэпа:

- "Руль прямо."

Выполняю...команду капитана.

Через некоторое время, пробегающий мимо лоцман, смотрит на индикатор поворота руля, останавливается и говорит громко:

-"Do you understand me( вы понимаете меня)? Starboard five ( пять право)!"

Отвечаю:

-" Yes, I understand (да, я понимаю). Starboard five (пять право)."

Поворачиваю при нём...

Лоцман снова убегает на крыло..

Капитан опять:

-"Руль прямо."

Выполняю...

При очередной перебежке с крыла на крыло, лоцман снова останавливается и начинает кричать:
 
-"Нe does not understand (он не понимает), replace this helmsman (сменить рулевого). Starboard five (пять право)."

Отвечаю громко:

-"I obey Mr. Pilot (я подчиняюсь мистер лоцман) Starboard five (пять право)".

Поворачиваю.

Лоцман, убегая, еле слышно, себе под нос, по испански:

-" Tonto sovi;tico (советский дурак)".

Капитан снова командует поставить руль прямо.

Выполняю...

 Приходит мысль, что надо было надеть каску - уж больно тяжёлый бинокль у лоцмана в руках. От этой мысли, улыбаюсь. Кэп, видимо поняв мою улыбку по своему, заговорщически подмигивает.

Лоцман кричит с крыла:

- " Midships (прямо руль)!"

- "Midships" - громко, чтобы слышал лоцман, повторяю я, изображая понятливость и исполнительность...

Мастер подмигивает мне ещё раз...

 А в это время, первый помощник, расставив "надёжных" коммунистов вдоль бортов, с верхнего мостика*, перевесившись через леер*, рискуя упасть в воду, наблюдал за иллюминаторами кают в надстройке. Что он высматривал - неизвестно. Было уже темно, около 19.00. Почти во всех иллюминаторах горел свет. И тут, замполит увидел, что в одном из иллюминаторов, свет загорается и гаснет. Загорается - гаснет, и так, через разные промежутки, без перерыва. Кровь ударила в голову бывшего начальника оперативной части исправительной колонии строгого режима, закалённое сердце офицера внутренних войск, пустилось в галоп - без всякого сомнения это азбука Морзе*. Кто-то посылает сигналы на берег. Информирует врага. О чём? Измена!
 
 У него хватило бы смелости, немедленно броситься туда, но беда в том, что плохо разбираясь в устройстве судна, наблюдая с верхнего мостика, комиссар не мог понять, чья это каюта. С вытаращенными глазами, он прибежал в ходовую рубку и начал отвлекать капитана разговором о каком-то ЧП, но тот махнул на него рукой и послал к второму помощнику. Второму, замполит ничего объяснять не стал ( второй был под подозрением, его каюта была где-то рядом), только попросил его, вызвать на верхний мостик* боцмана.

  Вызвав боцмана, который жил очевидно в другом месте, помполит преследовал три цели. Во-первых, боцман знает судно как свои пять пальцев и сразу скажет чья это каюта. Во-вторых, в случае надобности, он её вскроет, а в-третьих, боцман - здоровенный мужик, что может оказаться не лишним, при задержании "резидента".

( Дальнейшее повествование, основывается на рассказах боцмана. История носит пикантный характер. Прошло много времени, но описываемые в ней "преступления" не имеют срока давности. Поэтому я не буду называть не только имён, но и должностей, что бы не скомпрометировать участников перед их семьями, если они случайно это прочтут.)

 Поднявшись на верхний мостик, боцман застал там нервно вышагивающего замполита. Сперва ему пришлось поклясться, что до завершения операции, он никому, ничего не скажет. Потом, поддерживаемый за ремень первым помощником, боцман перевесился через леер и увидел, как в каюте....одного члена экипажа, который в данную минуту стоит на носу парохода, на "коммунистической вахте", в качестве "надёжного" коммуниста - загорается и гаснет свет. Боцман сразу всё понял и решил действовать:

-"Это каюта "Н" - уверенно заявил он замполиту:

- "Бегите на бак*, якобы проверить вахту, посмотрите он там или нет. Если там, ничего ему не говорите, а я за инструментом. Встречаемся через 5 минут у каюты."

"Н" оказался на своём месте, на носу судна. Через 5 минут, первый помощник и боцман, стучали в его каюту. Тишина. Боцман, вездеходом*, что бы не ломать замков, открыл дверь. В помещении никого не было. Пахло хорошим парфюмом. Возле иллюминатора, на столе, стояла настольная лампа. Замполит потрогал лампочку, она была горячая...

 Ещё раз взяв с боцмана обещание молчать о случившемся, первый помощник заперся у себя в каюте и всю ночь сочинял докладную. Утром, он разбудил капитана и вручил её ему. Это был "солидный" документ, на пяти листах, с перечислением вероятных подозреваемых и предложением немедленно сообщить о происшествии в базу и прервать рейс...
 
 Кэп, после того, как судно вышло из канала и его покинул лоцман, шёл к себе в каюту отдыхать, когда был перехвачен в коридоре боцманом, рассказ которого, подготовил его к утреннему визиту замполита. Поэтому он сразу начал убеждать его, что будет лучше, об этом забыть и не вспоминать:

 Во-первых, он проморгал врага в собственном экипаже.

 Во-вторых, "передачу" не сорвал.

 В-третьих, вероятного врага упустил.

 В-четвёртых, хозяина каюты "Н", записал в "надёжные" коммунисты и выставил на "коммунистическую вахту".
 
-"Не покажется ли всё это странным "там" - : говорил капитан, указывая пальцем в потолок.

-" А вдруг, раструбим на весь мир, а "резидента" найти  не сможем" - продолжал пугать он:

-" Тогда мы оба и партбилеты и дипломы на стол положим и моря нам не видать больше, как своих ушей, а то и почище чего накрутят. Да ты лучше меня знаешь. Подумай. Я то может ещё и вывернусь, а ты будешь крайним при любом раскладе. За боцмана не волнуйся, никому не скажет, я отвечаю - не первый год с ним. Хотя, как знаешь. Ты можешь сообщить, куда следует, и сам, полномочий у тебя хватает. Но я тебе здесь не помощник. "

Крепко напившись по старой памяти, подумав "холодной головой", потомившись "горячим сердцем", и помучив "Н"несколько дней безрезультатными допросами - первый помощник, "чистыми руками" разорвал свою докладную на мелкие кусочки и спустил в унитаз...

Так что же это было?

 А вот об этом, знали все, все кроме замполита:

У "Н", которого на берегу ждала жена, завязались определённые отношения с замужней "Е". Встречались они в каюте "Н", от которой, боцман, за литр тропического*, изготовил ей второй ключ. В тот день, она освободилась немного раньше, пришла и закрылась в каюте. Сидела за столом у иллюминатора, ждала "Н", размышляла о своей беспутной жизни и автоматически игралась выключателем настольной лампы. Потом влетел боцман и ничего не объясняя, буквально вышвырнул её оттуда, приказав немедленно принять душ и выбросить духи....

Tonto sovi;tico.
            

                ***

*Фарватер - Часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и являющаяся судоходным путём.

*Первый помощник капитана - Заместитель капитана по политической части. Первый. Замполит. Помполит. Комиссар. Отвечает за политико-моральное состояние судового экипажа.

*Машинный телеграф - электромеханическое устройство для передачи из ходовой рубки судна в машинное отделение (и обратно) команд на изменение режима работы.

*Верхний мостик - в данном случае, огороженная леерами часть палубы, над рулевой рубкой.

*Леер -  ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п

*Азбука Морзе -  способ знакового кодирования, в котором буквы алфавита, цифры, знаки препинания и другие символы представляются в виде последовательностей коротких и длинных сигналов, называемых точками и тире.

*Бак - передняя часть палубы (от носа до фок-мачты) или палубы носовой надстройки.

*Вездеход - специальный ключ, который может открыть двери всех кают на судне.

*Тропическое - советским морякам, во время нахождения судна в тропических широтах, полагалось, так называемое, тропическое довольствие - 200 грамм сухого вина (чаще белого) в сутки.