Зачем люди нужны Богу?

Геннадий Гаврилов
В Библии есть прямой ответ на этот вопрос:  «…для возделывания земли». (Быт.2.5). Но от него остаётся, как минимум, ощущение недосказанности.
 «Авель был пастырь овец,  а Каин был земледелец». От трудов своих они приносили дар Богу.
Неужели  Бог создал человека для принесения даров?
Создать небесные светила, землю со всем  многообразием её флоры и фауны, чтобы получать «всесожжения»? – Что- то не сходится с представлением о величии Бога.  Да и не рентабельно.
Более адекватным выглядит мнение, что  "Человек есть «храм Божества по душе и телу"(И.Брянчанинов). 
Когда человек одержим бесами, это ведёт его к погибели.  Когда Бог вселяется в человека, это ведёт к спасению. Но зачем создавать человека, чтобы потом его спасать? Не было человека, не было и проблем…
       
  В Библии есть много ярких и трогательных строк о том, как Бог огорчался поступками людей.
Довели Создателя до того, что «раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своём»(Быт6.6) И не скажешь, что  всё обошлось: из всего  населения планеты Бог оставил только семейство Ноя. Под горячую руку попалась и вся живность. Хотя, позже, Бог заверял, что не уничтожит город, если в нём живут хотя бы 10 праведников.
То есть, творение Бога, о котором Он говорил, что оно «хорошо весьма», оказалось крайне неудачным. Цветы получились лучше.

О создании мира и человека существует мнение, сильно отличающееся от библейского.  Тексты Шумера никто не назвал «ложными», но и внимания к ним не проявлено такого, какого они заслуживают. Если им верить, то  Библия или останется в памяти людей  всего, лишь, как один из исторических памятников. Или потребует очень многих изменений и дополнений в той её части, где говорится о создании человека и об истории спасения Ноя.
Если же оставаться в поле библейского текста, то ничего больше в ответ на вопрос о причинах создания человека мы не найдём -  «для возделывания  земли»...
Не очень  существенно дополняют ответ слова из книги Притчей:
«Всё сделал Господь ради Себя» (Притч. 16:4).
Для чего люди заводят себе собак и кошек? Только изредка  для практической пользы. А в основном – для своего удовольствия, для себя.
          А для чего люди заводят себе детей?  Им, детям, в большинстве случаев, рады, но никто «перед тем как» не говорил: сотворим ребёнка по нашему образу и подобию.
           Естественное зачатие происходит в состоянии особенной  радости, как минимум, одного из его участников.
А какая радость была у Бога, когда он «зачинал» человека из «праха земного»? Такой  величайший акт творения, а описан  так прозаически, будто Бог слепил куклу из глины и «вдохнул» в неё жизнь.
Допустим, так написано, чтобы не утруждать людей: не можем мы уразуметь этот процесс даже не во всей его полноте.
Мы же не говорим свои детям дошкольного возраста, для чего и как мы их родили. Со спокойной совестью придумываем истории похлеще «праха земного».
И это «проходит»  до некоторых пор.
Процесс зачатия детей и процесс их воспитания – это совсем разные радости.
В наше время люди очень многое делают, для того, чтобы рождение детей не было неизбежной расплатой за счастье их зачатия.
Но иметь детей считается счастьем, несмотря ни на что.

Справедливо ли требовать от Библии полного и внятного объяснения мироустройства? Справедливо ли полагать, что ничего более, чем сказано в ней, человеку не надо знать?
Бог создаёт и светила на небе, и Землю, и всё, что на ней живёт только для того, чтобы могли на ней жить люди?
 Получается, сначала создана земля, а потом человек для того, чтобы её «возделывать»?
Это Бог от «нечего делать» играет в такие игрушки? Или ему стало вдруг плохо без нас?
Может быть, Он «завёл Себе» людей, не подумав, как следует, а потом привык, и стало жалко их бросать?
           Тайна создания человека, возможно, связана с  отношениями в небесной иерархии. Допустим, там тоже «кадры решают всё». И по каким-то причинам  понадобилась замена «отпадшим» ангелам.
Сказано, что немногие из людей будут иметь вечную жизнь. Не для того же люди на небесах станут бессмертны, чтобы только петь  там «осанна» и «аллилуйя».
Хотя, и это дело.

Земля создана для человека или человек создан ля «возделывания» земли?
Ни одного слова не найдём в Библии в доказательство того, что Богу что-то нужно было от плодов возделывания земли.
Есть много слов, что нужен сам человек. Но для чего?
Люди, которые очень любят своих собак или кошек, всерьёз задумываются о том, наследуют ли животные «царство небесное».
Один ребёнок даже написал письмо Папе Римскому с этим вопросом. И ответ был утешительно обнадёживающим для ребёнка. Возможно, ответ был из ряда выдумок про аистов и капусту.
По человеческому разумению, если, уж, кошек так можно любить, то почему и Богу не полюбить так людей, чтобы желать никогда не расставаться с ними? Как говорил Карлсон малышу, мечтающему иметь собаку: «Я же лучше…».

И Ветхий и Новый завет не дают повода подозревать, что человек Богу нужен в качестве рабочей силы низкой квалификации. Или, тем более,  для участия в звёздных войнах.
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» - пишет апостол. И много ещё слов есть в доказательство высокого призвания человека. Из них следует, что человек обязан быть свободным от всего, что мешает  стремиться к «почести высшего звания».
Жить без этой свободы противоестественно.

Почему Бог решил воспользоваться непорочным зачатием для явления Своего Сына? Мог бы по старой памяти сделать из земной пыли. В крайнем случае, мог вдохнуть Духа побольше, и самого лучшего…
И так-то у людей есть много недоумений на счёт Бога, а тут ещё одно тяжелее многих прочих. И какой соблазн  для злых и грязных языков появился…
Ещё ладно, если бы извозчики и грузчики забавлялись своими словесными испражнениями. А когда, например, воспитанник царского лицея поэт Пушкин глумится –  это обидно слышать даже на земле. Ему Божий дар красноречия дали, а он вот его на что пустил… Это уже не озорство. Это дьявольские штучки: нет у человека причин так подло высмеивать Бога. Возможно, и дар поэтический был не от Бога. Но, видимо, не так просто их отличить.

Известно пророчество: «Дева во чреве приимет и родит сына…». То есть, был план. Пусть так.
Непорочное зачатие  - это доказательство того, что человек уже гораздо ближе к Богу по своему геному, чем были Адам и Ева.
В Ветхом завете о Боге сказано, что Он наказывает « детей за вину отцов до третьего и четвертого рода», и творит  милость «до тысячи родов любящим» Его. То есть, с годами «качество» людей должно бы улучшаться?
А Библия утверждает, что беззаконий будет всё больше, а веры и любви – меньше. И впечатления людей от жизни  не противоречит этому пророчеству.
Житейский опыт показывает, что, например, пьянство гораздо чаще наследуется детьми от родителей, чем  гениальность.
История всех монархических династий доказывает, что монархи не являются наместниками Бога. Мы не знаем, соизмеримы ли у Бога масштабы наказания «за вину» грешников  и милости к любящим Его.
Но правота библейских слов о наказании за вину отцов и милости за их верность Богу  достаточно наглядно подтверждается.
Библейские истории о том, как и сколько раз люди самым подлым образом изменяли Богу и предавали Его, вызывают искреннее сочувствие Богу.
Многие родители испытывали в жизни тяжкие огорчения от своих блудных или блуждающих детей.
И по-человечески они поймут Бога, сказавшего: «Я устал миловать… Во что вас ещё бить?»
          
Отсутствие подробностей на  счёт того, зачем человек нужен Богу,  с одной стороны, ставит под сомнение обещание царства небесного; в нём подозревают человеческую хитрость, которой человека завлекают верой, чтобы закабалить его.
Но если верить Библии в целом,  то подозрения атеистов в здравом уме принять за чистую монету невозможно.
 Величие и мудрость природы уже открылись человеку настолько, что одним случайным сочетанием белков   и естественным отбором объяснить всё сущее невозможно.
Не знаем в подробностях, какие будут отношения у человека с Богом. 
Даже Христос выразил сомнение в том, останется ли на земле ко времени Его пришествия вера. 
В целом же Библия не даёт повода сомневаться в том, что человек создан для вечной жизни в царствии небесном.
Многие люди на своём опыте убеждаются, что не хлебом одним жив человек. Понятие душевной или духовной радости для них не пустой звук.

Вера или надежда на бессмертие может стать реальной силой и спасением от страха смерти. Тут, как бы, – или реально?_- Бог подаёт  человеку руку помощи и ободрения. И на вопрос: «Зачем?» ответ не очень и нужен:
если один любящий зовёт к себе другого, то и не возникает такого вопроса.
Хотя и можно ответить: «Для того, чтобы быть вместе».
 И этого ответа достаточно.
Остальное вполне может оставаться тайной и не иметь значения.