Мои кумиры. Сергей Захарович

Алексей Васильевич Евдокимов
Сергей Захарович. Мои кумиры...
 «Как ни напрягаешь память, добраться до истоков жизни, до раннего детства почти невозможно. Два – три эпизода, отдельные минуты, выхваченные из мрака – вот и всё, что остаётся от прожитых нами первых лет…».
Прав Самуил Маршак!                Действительно, так и есть! Но добраться, вспомнить с каждым годом становится бесценно дорогим и хочется его сохранить, мысленно возвратиться в те минуты…
Сергея Захаровича довольно хорошо помню. С раннего детства по неведомой и по сей день причине меня привлекала его личность.
Это был высокий, несколько сутулый человек, с аккуратной бородой, с железными «сильными» очками. Был он близорук.
Уже в детстве понимал, дед Сергей, как звала его мама. Был мудрым, степенным человеком. Пользовался он авторитетом в нашем посёлке. Уважали его за мудрость и рассудительность.
Сидят мужики на длинной скамейке у конюшни и ведут разговоры. Перебивая друг – друга. Каждый горячо отстаивает своё мнение. Разговор часто бывал настолько азартным, что кто-то из самых горячих, вскакивал и бросал фуражку на землю. Готов был, чуть ли не рубаху порвать.
Дед Сергей молчит, ни слова не промолвит, его как будто бы и не касается. Он, кажется, и не слышит о чём речь идёт. Вдруг, внезапно для спорщиков скажет несколько слов, как будто бы в костёр плеснёт ведро воды. Спор стихает и предмет спора (жизнь посёлка!), вдруг предстаёт совсем в другом освещении.
Несомненно, он был мудрым человеком! Он книжки читал, что была большая редкость на посёлке.
Через его жизнь можно проследить всю историю посёлка, неразрывно связанную с державной историей, судьбой.
В начале 20-х годов прошлого века жизнь заставила несколько молодых семей, а семьи тогда росли быстро, в поисках, как бы теперь сказали, жизненного пространства, искать свободные земли. Из Уварова приходилось далеко ездить на участок земли. А земля выделялась всё дальше от дома, под селом земля давно распределена.
Так семьи Сергея Захаровича и его брата Павла Захаровича, вместе с двумя десяткам других оказались в самом углу Борисоглебского и Кирсановского уездов. Основали посёлок, позже получивший название Прогресс. Нелегко было получить, оформить благодатный, удобный, богатый природными условиями участок. Но энтузиасты верили молодой советской власти, считали её своей властью и в конце - концов добились своего.
Жили, работали дружно, все невзгоды вместе преодолевали. А сколько их было! Жизнь с малыми ребятишками начинали в чистом поле!
Бедность неимоверная! Помню рассказы тех первых переселенцев. Родители отделившимся сыновьям, вышедшим из большой семьи мало, что могли дать, а иногда и не хотели давать, препятствовали делить, дробить семью.
Отвечали настойчивым сыновьям: »До нас жили вместе, заедино и мы так будем жить!»…
И стар, и мал, все дружно работали от зари до зари. Надежда была только на труд, да на добрый урожай!
Строились домики, скот разводили, трактор купили, сады насадили. Дети рождались, росли, становились помощниками…
Власть, всякая власть, всегда «знает» как крестьянину удобнее жить. Всякие агитаторы с пеной у рта и с наганом на поясе убеждали: сообща надо жить, в коллективе, всё общее…
Помню, старожилы рассказывали, что прислушались к своему человеку. Считали его знающим, мудрым, к Сергею Захаровичу,  и он сказал слово:»Против течения не выплывешь! Не дадут жить по своему желанию. Надо объединяться в товарищество!».
Так в Уваровской волости возникло одно из первых Товариществ по совместной обработке земли…
А потом коллективизация, а до этого ещё «антоновщина» не прошла стороной.
Антоновцы были «свои» люди, из соседней Семёновки, знали друг – друга.
Конечно, они знали, каким авторитетом обладает Сергей Захарович среди жителей. Очевидно, считали его инициатором новых перемен в сельском укладе. От расправы спас его один знакомых, служивших теперь антоновцам, получил Сергей Захарович несколько плёток, да товарищество пограбили…Но жизнь никому не остановить. Её можно умной власти ускорить, сделать её приятной для человека на земле или замедлить, затормозить и сделать тяжкой.
И того и другого сполна досталось вечным труженикам, рассуждавшим на передыхе:»Вся власть от Бога!». В этом  и находили утешение: »Бог терпел и нам велел!». Сколько раз слышал из уст своих родственников!
Повзрослев, слышал от Сергея Захаровича:»Не противься злу насилием!».
Он и не противился. Никого не укорял, никого не судил. Не возмущался. Ничью сторону не принимал. Старался жить сам по себе.
Антоновщина, потом коллективизация и мой посёлок разделили на три «стороны». Одни сочувствовали новым «борцам за народное счастье», «антоновцам». Даже своих сыновей к ним направили, другие верили в колхозы, а третьи, в том числе и Сергей Захарович,  верили только себе и старались от тех и других держаться подальше. Но разве это можно, живя в одном посёлке и работая на одном поле?...
К началу тридцатых годов у Сергея Захаровича была уже большая семья – шесть человек детей, три сына и три дочери. Жили дружно, только и знали работу, работу!
Кроме власти есть ещё и судьба. Она играет человеком по своим, только ей известным законам.
Не знаю, не запомнил, в каком из тридцатых годов в конце марта. В праздничный день внезапно налетел ураган. Ясный солнечный день метель, ураган превратили в кромешную ночь. Сильный ветер, метель, мороз. Два сына и дочь не возвратились домой с гулянки молодёжной. Весь посёлок был в панике, в каждом домишке кто – то не возвратился. Зажгли в доме керосиновые лампы, стали бить в рельс…Никто не возвращался, искать из – за непогоды было невозможно…Не удалось отговорить старшего сына Сергею Захаровичу и он отправился на поиски не вернувшихся…
Когда через трое суток стих ураган, в лесу нашли одного замёрзшего сына .На одном из склонов ещё не застывший труп другого, у него остановилось сердце, определили врачи. Он очень спешил. В сугробе откопали спящую, живую дочь Анну…
Сергей Захарович был великолепный плотник, столяр, сам сделал гробы для двух своих сынов. Они  первыми «обживали» кладбище на опушке леса…
Последнего сына призвали на фронт в первую неделю войны, домой не возвратился. Пропал безвести…
Погибли мужья у двух дочерей, семь малышей остались без отцов. Всех их надо было поднимать на ноги, помогать дочерям…
Дед Сергей вместе с моим отцом плотничали. В конюшне оборудовали себе мастерскую. Рядом кузню соорудили, «боевая» готовность телег, саней, да мало ли что требуется в колхозной работе, было их заботой. Любил приходить к ним. Смотреть, как они умело работали топором, рубанком. Здесь всегда приятно пахло свежей сосновой стружкой…
Сергей Захарович, как теперь понимаю, не был физически сильным, был сильным своим духом, мудростью, рассудительностью, наблюдением жизни. Умел и любил думать, это редкое и дорогое качество человека!
Судьба тяжёлым, безжалостным колесом проехала, перепахала весь его род. Вспоминаю, казалось ,иногда, что его роду никогда больше не зеленеть, не зацвести, не воспрянуть духом. Больно уж сильно подрублены, перемолоты корни. Мне казалось, что его внуки, правнуки стали совсем другими людьми и ничего не взяли от Сергея Захаровича, да многие его и не знали, вряд ли вспоминали, представляли.
Но жизнь – могучая вещь, явление. Вдруг, как у поломанного безжалостной бурей дерева, зазеленеет один сук, другой и дерево начинает оживать. Медленно, не уверенно оживает и род деда Сергея. И в нём появились люди, не поражённые пьянством, наркотиками.
Находят они свою дорогу жизни, борются за место под солнцем.
Но пока не вижу личности, равной духом, мудростью Сергею Захаровичу. Возможно, время взрастит подобного человека! Верю! Надеюсь!
Иногда иду улицей посёлка, иду вместе с мамой, ведёт она меня за руку к дяде Сергею, как будто бы и не прошло 70 лет. Как всё неузнаваемо изменило время!
«Да, старый пахарь, … пока жил, сделал все, что мог, и сделал все, что должен был сделать!... с точки зрения высоконравственного смысла тот только «человек», кто в сфере, предназначенной ему судьбою, недаром жил на свете, кто честно и свято исполнял свои обязанности, кто сохранил чистоту души, про которого можно сказать без лести и пристрастия, что он сделал все, что мог и что должен был сделать.»
Григорович "Пахарь"
Именно так и жил Евдокимов Сергей Захарович, мой кумир...
 Июль 2013 года.  Апрель 2017 года.Январь 2021 года.
Фото-Канун войны.Мои односельчане. Мои кумиры...
На переднем плане, с кепкой на колене-мой отец.
Фото-Сергей Захарович и бабушка Анна