Договор со смертью

Шели Шрайман
...Что может быть естественнее человеческих желаний продлиться в своих детях, избежать мучительной смерти, не обременяя близких, помочь другим людям? «Договоры со смертью» обыденными не назовешь, но они становятся вполне реальными благодаря законам, принятым за последние годы, а так же судебным прецедентам.

ВЗВЕШЕННОЕ РЕШЕНИЕ

В министерство здравоохранения в течение четырех последних лет поступили необычные просьбы от четырех тысяч израильтян – избавить их в будущем от мучительной смерти. Необычность документов в том, что податели просьбы здоровы и принимают свое решение на случай, если когда-либо окажутся в критическом состоянии, и врачам придется поддерживать их жизнь несмотря на безнадежный диагноз.

Эвтаназия («легкая смерть» в переводе с греческого) для обреченных на мучительную смерть больных была легализирована в Израиле после ожесточенных многолетних споров в декабре 2005-го: в 2006-м новый закон вступил в силу. Чтобы не нарушать законов Торы, запрещающих искусственно прерывать жизнь ближнего, предусмотрена особая процедура, исключающая какое-либо участие в ней медицинского персонала. Она проводится исключительно по желанию тяжелобольного человека, подписавшего соответствующее «завещание», оформленное по всем юридическим правилам.
 
Почему здоровые люди решили позаботиться о подписании подобного документа заблаговременно, вполне объяснима. Тяжелобольной человек, может оказаться не в состоянии принять взвешенное решение. Если же он примет его в момент, когда сознание уже нарушено, документ могут признать юридически неправомочным.
Понятен и мотив подачи заблаговременных просьб: одни предпочитают избежать долгой и мучительной смерти, другие не хотят стать обузой для своих близких.
 
Вот, например, как объясняют свой мотив заблаговременно подписать подобный документ супруги Шалом и Рина Т.из Герцлии. Их подвигла к этому решению история, случившаяся с одним из родственников: он попал в больницу уже в бессознательном состоянии, но уверения семьи, знавшей о  желании больного избежать длительной, обменяющей всех смерти, но забывшем подписать соответствующий документ, не были приняты к сведению.

«Я бы не хотел долгие месяцы провести на больничной койке в беспомощном состоянии, опутанный проводами приборов, обременяя жену и детей, вынужденных за мной ухаживать, как за немощным человеком, - говорит Шалом. – Ведь можно умереть с честью, оставив хорошую память и о своем уходе из жизни». Супруги вспоминают, как тяжело приняли дети  решение Шалома и Рины подписать подобный документ: они долго ему сопротивлялись, но в конце концов, поняли, что уважение к воле отца и матери в данном случае тоже будет проявлением любви к ним.

Впрочем, даже если документ подписан, это не означает, что «договор со смертью» будет автоматически исполнен. Есть масса нюансов, и каждый из них может воспрепятствовать исполнению воли больного. Тут все имеет значение: начата ли уже процедура лечения безнадежного больного (химиотерапия, диализ), или возможность ее пока только обсуждается; подсоединен ли он уже к приборам жизнеобеспечения, или его только собираются подключить, и т.д.

Кроме того, вопрос до сих пор не закрыт. К примеру, в прошлом году Кнессет отклонил еще в предварительном чтении законопроект, который позволил бы обреченным на смерть больным принять препарат, способный вызвать легкую кончину. Да и у закона, принятого в 2006-м году в Израиле немало противников. Впрочем, споры о целесообразности эвтаназии на протяжении многих лет ведутся и в других странах. Надо ли объяснять, почему?

КОГДА УСЛОВИЕ ЖИЗНИ - СМЕРТЬ

Сегодня донорская карточка «АДИ» - укоренившееся в Израиле понятие, и она есть у многих. Только в прошлом году число ее обладателей увеличилось на 70 тысяч человек и достигло 632 с лишним тысяч. Но и здесь вопрос о законности завещания вряд ли когда-либо будет закрыт. Потому что в реальной жизни все равно учитывается не только распоряжение  завещателя своими органами на случай констатации у него смерти мозга, но и его близких, а они далеко не всегда согласны с его решением.

Если бы представители ортодоксальных кругов не противились подобным завещаниям, потенциальных доноров в Израиле могло быть намного больше. Но одни раввины убеждены, что органы понадобятся умершему в день Суда, другие спорят по поводу того, в какой момент с точки зрения Галахи наступает смерть человека. Но так или иначе, в Израиле все же приняли в 2008-м году Закон о пересадке органов, благодаря чему спасли немало жизней, продолжают спасать и спасут в будущем.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОДОЛЖИТЬСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ

«Биологические завещания», когда мужчины оставляют у адвоката распоряжение о том, что в случае смерти их сперма может быть использована для искусственного оплодотворения, - еще одна разновидность «договора со смертью» и часть нашей израильской реальности.

Таких завещаний уже сотни. В Израиле немало женщин, готовых родить ребенка с помощью генетического материала мужчин, ушедших в мир иной – погибших солдат и тех, что умерли от несчастного случая или тяжелой болезни. На свет появились уже десятки детей, которые будет знать своих отцов лишь по их фотографиям. Конечно, десятки новорожденных - это немного. Но ведь и явление – сравнительно новое. Толчком к появлению большого количества «биологических завещаний» послужила Вторая Ливанская война, с которой не вернулись десятки изральских солдат.

Казалось бы, что может быть естественнее желания продолжиться в своих детях? Тем более, что современные технологии позволяют это сделать даже после смерти. И вопрос только в том: все ли в Израиле готовы признать за умершими, их вдовами и родителями право на продолжение рода после смерти? Очевидно не все, если до сих пор каждая подобная история обуславливалась прохождением судебной процедуры, где приходилось снова и снова доказывать право на реализацию «биологического завещания», в то время, как принятие соответствующего закона могло бы избавить от необходимости создавать  прецедент для каждого случая.

Если вдуматься: а что плохого в том, что у человека есть возможность продолжиться в своих детях даже после смерти? Ничего. Но Израиль страна особая, и обязательно найдутся те, кто зададутся вопросами: разрешат ли раввины рожать религиозным женщинам от своих мужей после их смерти; можно ли считать наследником имущества биологического отца ребенка, родившегося после его смерти от женщины, ему при жизни незнакомой и так далее и тому подобное? Вот и выходит, что «договор со смертью» - дело очень непростое, хотя и возможное.