Мне нравится! - значит это искусство!

Владим Филипп
***
Недавно к одной моей публикации  отклики оказались «простынёй»  в дискуссии по поводу Искусства и НЕискусства…, в том числе и по поводу ШАМАНА.

Доказывать что-либо никому ничего не удалось да и это было бы и нелепо , посему   разошлись с  уважением к мнению каждого, но желание разобраться всё же не оставило ,  что и послужило в появлению отдельного этого материала по  теме.
*
Что такое алмаз?

Алмаз представляет собой самый твёрдый минерал, это кубическая полиморфная (аллотропная) модификация углерода(C), устойчивая при высоком давлении.
Твёрдость 10,.. что позволяет разбить алмазы на два класса – технический и  драгоценный.
Технический алмаз используется при изготовлении обрабатывающих инструментов , часто в виде крошки, более крупные  виды его в бурильных коронках  устройств.
Как правило  это камни имеющие внутри себя вкрапления, сколы,  затуманенность   и т.п.

Камни  не имеющие дефектов  идут к ювелирную обработку и становятся драгоценностями после огранки.
Они встречаются гораздо реже, оттого и ценны.

Огранка алмазов имеет несколько вариантов  по числу граней:

57 граней - классическая огранка Толковского или «русская» ;
73 граней  у камней в стиле «хайлайт-кат»;
86-102 грани - Королевская огранка и есть только у крупных или «величественных» алмазов (что встречается крайне редко).

*

К чему разговор  об алмазах?
К тому, что к рассматриваемое  ниже качество огранки будет иметь самое непосредственное значение,  хотя и будет касаться совсем иной сферы – человеческого творчества с рассмотрением его по приближённости к Искусству.

Если рассматривать  ретроспективно , то многое , если не всё значимое в Искусстве  произошло именно в условиях достаточно жёстких для творцов, при диктате власти, жрецов или церкви,  будь то Эллада, Древний Рим, или плеяда Великих  всех периодов Средневековья.
Всё созданное в то время имело заказчиков  либо в лице светской, либо церковной власти.
Не стоит приводить и упоминать Афины , акрополь, скульптуру того времени и пр, , как пример периода Демократии, во –первых  право голосовать там было только у имеющих имущественный ценз поэтому само понятие приблизительно , во-вторых даже она достаточно быстро выродилась.

А что в истории человеческой цивилизации  давала Демократия, даже если с натяжкой отнести к ней и период Великой Французской Революции?
В памяти два-три имени.
Исключение , пожалуй, составят только потрясающие рисунки позднего палеолита на севере Франции  . которым около 150 000 лет.
Хотя и не исключаю, они  тоже делались для каких-то особых задач  по велению старейшего или колдуна , шамана, м.б.  для камлания накануне охоты.
А в целом ?

Как только страна вступает в демократию, тем более жидкую - искусство и творчество становятся такими свободными и доступными, что ими занимаются все, кому не лень.
В итоге - страну заливает тем, во что она вступила.
Но потом приходит диктатор, сворачивает головы несогласным, вводит цензуру - и о Боже !!!!! - Из жидкого искусства и творчества вдруг начинают выпирать  настоящие таланты.
Крепчают.
Прёт талант...открывая новое.
Лучшее, что создано человечеством в искусстве, науке и творчестве - создано при диктатуре, несвободе или недемократии.
Но первоначально  попробуем ввести критерии  оценки и определить диапазоны рассмотрения.

Итак…ЧТО ЕСТЬ ИСКУССТВО И ОТКУДА ОНО ?
 
Объективно  можно отметить три вида культуры и искусства в приближении  и для рассмотрения :
- Народное творчество.
- Масс –культура
- Элитарная.

1.  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО  включает в себя :
- Анонимность произведений
- Передача преимущественно в устной традиции
- Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей
- Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
- Отражает национальный характер
- Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
- Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа
- Традиционность и пассив .

Примеров множества , приводить их бессмысленно .
К нему относятся  сказки, былины, пословицы, поговорки, песни, частушки.

Т.е. это :
Поэтическое творчество - сказки, предания, эпос, легенды, частушки, считалки.
Музыкальное творчество - песни, колыбельные, музыка для танцев.
Театральное творчество - обряды, традиции празднования, театр кукол, сатира.
Танцевальное творчество - хоровод, народные танцы.

В народе много талантов….
Но все ли становятся бриллиантами , сохраняясь в истории  со своим творчеством и достигая в нём сверкающих  вершин.
Сам отношусь к старшему поколению заставшему многих и с хорошей памятью ,  но в памяти всплывают всего несколько имён , получивших мировое признание :

Махмуд Эсамбаев – великий чеченский танцор,

Людмила Зыкина – исполнительница русских народных песен

Ансамбль песни и пляски Советской Армии,

БЕРЁЗКА под руководством Надежды Надежденой

Ансамбль танца   Игоря Александрова.

И… всё.есть и другие.
Но это бриллианты.
Не из всего алмазного материала можно отгранить и получить бриллиант .
Есть и отбракованные , годные на распил или крошку.

2  .
Буйный всплеск МАСС-КУЛЬТУРЫ в последние тридцать лет  только вследствие той демократии , которая скорее оказалась нечто другим и во что  вляпалась вся страна..
Отличительной чертой МАСС-КУЛЬТУРЫ современной России стали являться :

Коммерциализация духовной деятельности
Приоритетное развитие развлекательных жанров
Ориентация на запросы широкого круга потребителей
Направленность на получение прибыли
Стала Носить развлекательный характер
Ориентироваться на запросы широкого круга избирателей
На тиражирование стандартизированных ценностей
На  сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов
На доступность изложения
На использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
На привлечение популярных актеров
На повторяемостью сюжетов
Стала адресованной всем, без различия классов, наций, пола
Стала действовать как механизм «внушения и заражения»
Стала являться порождением технического прогресса
Стала оказывать влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций
Стала переводить социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей
Создаваться  профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства
Осуществлять универсализацию содержания транслируемого социального опыта.
Отсюда " Зайка моя", " Хочу в Тамбов", " Белые розы" и пр.

Положа руку на сердца почувствуем ли мы усиленное биение сердца  и протест против этих утверждений ?
Скорее всего нет.

Сегодня под эти параметры  подпадает практическое всё «игровое» поле отечественного и зарубежного шоу-муз- бизнеса вне зависимости от возраста…от старшего поколения к молодому… , включая в последнее время и « шаманоманию»..))

В Петербурге на Невском в старинном Елисеевском магазине  почти по центру стоит в торговом зале рояль,… дорогой,  .. играющий сам по себе…  достаточно сложные музыкальные произведения .
Трогает ли его музыка душу?
Нет… просто забавно видеть  эту игру « невидимки « и не более, воспринимая происходящее как развлекательное шоу, при этом пожёвывая пирожное.
Вся сегодняшняя  музыкальная тусовка  подобная тому  пианино, под бутерброд с английским чаем в домашних условиях.))

Всё это шоу-песнопение за деньги ? …
ДА.
Государство потворствует его развитию… и «певцы» звучат даже из утюга ?...
ДА.
Массе  потребителей это устраивает ?...
ДА.
Есть ориентация на удовлетворение толпы ? …
ДА.
Есть направленность на получение прибылей исполнителем ? ..
ДА.
Всё происходящее носит развлекательный характер ?...
ДА.
Есть ориентация на запросы широкого круга потребителей ?...
ДА.
Есть тиражирование стандаартизированных ценностей и коньюктуры ?...
ДА.
На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов?...
ДА.
Шоу-песни доступны в  изложении ?..
.ДА.
Используются ли  спецэффекты, танцподдержка, бек-волкал… ?...
ДА.
Адресована муз-шоу- тусовка всем, без различия классов, наций, пола?...
ДА.
Действует ли  механизм «внушения и заражения» толпы ?...
ДА. Подпев, махание фонариками , пр.
Является ли шоу- муз-тусовка порождением технического прогресса?...
ДА, электронные фоны, прожектора, динамические кадры и пр.
Оказывает ли влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций?...
.ДА.
Рассчитана ли она  на понятный язык для неподготовленных людей?...
ДА.
Создаются профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства?...
ДА.
Осуществляет ли универсализацию содержания транслируемого социального опыта? ..
ДА.

По сути дела МАСС=КУЛЬТУРА – ширпотреб того или иного качества.
Как со шмотками, когда кому-то нужен кашемир , кому-то подделка, хотя внешне издали почти не отличаются.

И на засыпку:
Многое ли из  подобного остаётся во Времени и вспоминается  молодыми из того , что было значимо , близко и дорого для старшего поколения ?...
НЕТ.
Многое ли из мелькающего запоминается от начала до конца ,  как трогающее душу ?... НЕТ.
Многое ли хочется запомнить и напевать самому больше, чем отрывок какого-нибудь куплета ?
НЕТ.
Многое из сегодняшнего  останется в памяти  у молодых в дальнейшем при возрасте ?...
ВРЯД ли.
Скорее , как память с музыкальным фоном и дополнением , как подливка  о каких-то сугубо личных событиях – танцы, встреча с любимой, знакомство, роман,.. и т.п.
Да, под настроение , водочку, компанию , подчас иногда послушать и приятно, но не в минуты требующие раздумий, внутреннего сосредоточения, тоски или грусти.

МАСС-культура доступна, и коварна своей ПОШЛОСТЬЮ,  и как вода всегда находит дырку.
Клипы , как фейверки, мелькание «звездюлек»,  как блёсток.

Хотя есть имена взлетающие выше среднего уровня,  например как  ЛЮБЭ, Газманов с рядом удачных песен, Агутин. Шевчук, Тальков,  и некоторые другие , но в массе своей ?
Многих просто не вспомнить.

Апофиоз происходящего в МАСС-КУЛЬТУРЕ в  последнее время  с народом  с криками  восторга от ШАМАНА,… переубедить о дурновкусии кого-то невозможно , как и то что это похоже не более чем  на  кремлёвский проект с коммерческим патриотизмом.
И чем дальше,  тем более понимаю,  что переубеждать какого-то просто  не нужно.
Ошибку заблуждающихся покажет само Время.
Да и о каком патриотизме может быть речь при открытом тем же ШАМАНОМ своего райдера и условий проведения патриотических концертов с целым пакетом интересных условий:

- затонированный Maybach для поездок,
- кровать King Size с двумя подушками из гусиного пуха,
- номера люкс в отелях и прочие «плюшки» – это только верхушка айсберга.
- за каждое свое выступление натуральный блондин требует от 3.500 000 до 12 000 000 рублей.

В общем, с какой стороны ни посмотри он настоящий патриот России и нечего на него жадничать…
А «патриотов» следует лелеять, особенно с такой причёской « а ля гитлерюгенд», да ещё настоящего нормандца-блондина,  да ещё в кожаных портах с засунутым в них микрофоном , да ещё с большим крестом на голой груди для особо православных, да ещё подпоясанным пулемётной лентой и с повязкой на рукаве в виде российского флага  !!!
Ассортимент атрибутики на все случаи  для восторга и  любого состава широкой аудитории , от тинэйджера до одиноких дев  мечтающих о сильных и брутальных,  ибо каждый найдёт то ,  что ему любо.

Но имя всему этому - ПОШЛОСТЬ.

Дело во вкусе.
Кто-то желая сладкого жуёт килограмм  «подушечек» , кто-то ломтик шоколада.
Кто-то насыщается ведром картошки, кто-то двумя-тремя крупными ломтиками  форели.
И каждый прав.
И тот , кто считает картошку верхом  насыщения , и тот , кто старается узнать весь доступный вкусовой диапазон  открывая и ценя  для себя оттенки вкуса,  не ставя перед собой задачу нажраться и откинуться от стола , а встать из –за него чуть голодным , но удовлетворённым едой с приятным послевкусием.

3.ИСКУССТВО .

Это элитарная часть деятельности человеческой цивилизации, похожая с Королевской огранкой алмаза, касающейся самых изысканных камней.

Именно Искусство является формирующим  духовность нации компонентом , создавая духовные ценности будь то архитектура,  живопись, скульптура  или музыка.
Именно  оно заставляют человека  независимо от его социального уровня, образования , знаний застыть перед ним с изумлённым взором всматриваясь или вслушиваясь.

Но оно сложно…… очень.

а
Оно требует необходимости специальной подготовки для полноценного усвоения информации, знаний,  долгих и усиленных собственных попыток  познать его, является той сверкающей вершиной ,  на которую способен  взойти не каждый , ибо может не хватить сил ,  которыми является собственный талант или сильное желание понять его..

б
Сложность содержания.

Есть разница между табуретом и  дорогим резным креслом при том , что каждый их этих объектов несёт одинаковую функцию – СИДЕТЬ.

Но тот , кто делает табурет вряд ли возьмётся за резьбу по дереву в кресле, ибо надо знать породу дерева из собственного  опыта , его « дыхание» по отношению к инструменту, иметь инструменты для резьбы с учётом  марки стали . её закалки и профиля резца под тот или иной узор,  которые часто  как палитра и кисти  художника с возможностью отрабатывать нюансы ,   которые табуретчику просто не явны.
Так и в ИСКУССТВЕ , в котором  либо надо знать и уметь многое , либо ничего не знать будучи гением и просто всё чувствовать доверяя себе, вызывая восторг у зрителей или слушателей не понимающих и остающихся с вопросом – « КАК ЕМУ ЭТО УДАЁТСЯ!?»

в.
Нестандартность художественных средств.

Можно вспомнить «крестника» Дьявола – Паганини, способного играть сложную пьесу на скрипке на одной струне, можно вспомнить и нашего современника художника Зверева без жилья, без семьи, без вещей, живущего где и у кого попало,  и рисующего всем что попалось под руку,  красками , кирпичом, кетчупом, горчицей, окурком сигареты и т.п и на чём попало  ящике, столе, скатерти, подрамнике, бумаге или холсте.
Но как рисующего !!! …
Это что-то потрясающее!!!
Кстати , сегодня его работы стали очень дороги.
Они все уже в коллекциях и даже не мелькают на аукционах.
То есть… неважно что и как достигается , главное результат, это и есть ИСКУССТВО.

г
Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов.

Понимание искусства идёт от знаний, не от количества полученных дипломов , а от знаний,  от оценки нюансировки в созданном , неявном при поверхностном взгляде , но существенным для понимания целого и его формирующего,  что могут дать только знания и собственное желание познания при яростной, направленной к самому себе критике с сомнением , что пока ещё не всё изведано, прочитано, увидено или услышано с готовностью познать и усвоить.

д.
Безграничное самовыражение творца.

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника,  пониманием его внутренних профессиональных задач , которые понятны только профессионалу.
Сколько споров вызывал и вызывает « Чёрный Квадрат» Малевича , но известно ли многим , что при его создании не использовался чёрный цвет, чёрный цвет создаёт сама сетчатка глаза , и это достигнуто художником при использовании основных цветов палитры, а также то , что подобные попытки изображения чёрного уже делались, , например « Негр в чёрной комнате», другие,  и уже писались художниками до него, но совсем с другими задачами  подчас только эпатажными , что « Чёрный квадрат» совсем не квадрат , а зрительная иллюзия, ибо каждая сторона разная по величине.
А в сумме и первого и второго и есть гениальность работы Малевича.
Или…
Оптические живописные экзерсисы Вазарелли, невероятно сложные по исполнению, которые теперь выполняет компьютер, а Вазарелли сделал почти на полвека раньше,
Приводить , вследствие банальности примера, импрессионистов не буду.
У всех них самовыражение и задачи творца.

е.
Произведения искусства  адресованы в первую очередь экспертам, знатокам и
не нацелены на получение максимальной прибыли.
Не в сиюминутной массовости их задачи.
ИСКУССТВО – это  не дорога перед капотом , скорее  горизонт который  никогда не покорить.

Безусловно  в истории искусства многое создавалось ,  как заказ.
Примеров тому много.
НО многое и ради собственных своих целей  при единственном  желании  понять окружающий мир, не ставя перед собой задачу обогащения путём продажи произведения, в отличие от МАСС –культуры в которой всё на продажу.
 
з.
Искусство характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов.
В основе оно не рассчитано на всеядность, а на оригинальность и индивидуальность работ,  и основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном
Отличаясь  замкнутостью.
Среднему обывателю это признавать не хочется и он апеллирует к ленинскому –
« Искусство принадлежит народу !».

Забывая при этом , что это ИСКУССТВО не сиюминутная потребность и его задача совсем не быть сразу и всеми понятым, , н это тот фундамент духовность, тот цемент, , на котором и строится само государство, как здание .

Отсюда ответственность, требовательность творца, неприятие всего временно проходящего, пошлости подчас,  как правило, устраивающей большинство, и прощение этому большинству понимая его  неподготовленность к восприятию значимого и истинного при  этом, не оставаясь равнодушным.

И часто встречаемое утверждение " Мне нравится , значит это искусство !" чаще всего не верен.

ИСКУССТВО -  всегда движение и дорога, и отнюдь не лёгкая и прямая..

Можно сидеть на её обочине восторгаясь временным в МАСС -КУЛЬТУРЕ , считая  с  убеждением её ценности для себя достаточным.   
Но…

можно  идти и по  дороге с единственным желанием её осилить , несмотря на трудности, чтобы достичь ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ  -  ВИДЕТЬ МИР НАИБОЛЕЕ ПОЛНО….