Каким был Лениград времен Владимира Ходырева

Александр Бастрыкин
«Петербургский  дневник» вспоминает, что писали газеты того времени

Фото: «Петербургский дневник»

С 1983 по 1990 годы главой города – председателем Ленгорисполкома – был Владимир Ходырев, чью деятельность на этом посту многие вспоминают с теплотой.

А что писали газеты в те годы?

ПРОГУЛКИ ПО ЛЕНИНГРАДУ

«У Владимира Яковлевича Ходырева была одна очень хорошая, хотя и редкая по тому времени, привычка. Он любил ходить на работу пешком, – рассказывает политолог, журналист, в 1980-е депутат Октябрьского райсовета Юрий Светов. – Всякий раз он старался выбирать разные маршруты. Подмечал полезные инициативы, а уж если видел недостатки, сразу, по приходу в Мариинский дворец, где размещался Ленгорисполком, устраивал разнос местным начальникам. Ходырев любил свой город, многое сделал для его благоустройства и процветания и был, в хорошем смысле, настоящим хозяином». Благоустройству Ленинграда уделялось огромное внимание. Он уверенно вошел в число красивейших и комфортных для проживания городов мира. 

Газета «Вечерний Ленинград» 12 сентября 1985 года зафиксировала зарождение одного из ныне известных парков: «Неподалеку от площади Победы стоят три дота, три суровых свидетеля блокадных дней. Именно в этой стороне между Московским и Пулковским шоссе, будет разбит парк городов-героев. На месте заболоченной пустоши возникнет строгий монументально-парковый ансамбль. Лейтмотивом всего комплекса станет героическая оборона Ленинграда».

8 мая 1985 года на площади Восстания торжественно открыли обелиск «Городу-герою Ленинграду». «Обелиск – словно завершающий аккорд в ансамбле этой старейшей площади», – отметил ЛенТАСС.

А в 1989 году была восстановлена историческая справедливость: в Соляном переулке, 9 был снова открыт Музей обороны и блокады Ленинграда, закрытый в 1952 году в ходе так называемого «Ленинградского дела».

НА ЗАВОДАХ И ВЕРФЯХ

Промышленность чувствовала себя в те годы неплохо. В середине 1980-х на Кировском заводе выпустили 300 000-й трактор «Кировец», корабелы Балтийского завода сдали в эксплуатацию третий – после «Арктики» и «Сибири» – атомоход «Россия». Продукция Ленинградского адмиралтейского объединения не всегда попадала под объективы фотокамер, но от этого была не менее значимой.

«Я даже могу назвать точную дату, когда мы познакомились, – рассказывает генеральный директор «Адмиралтейских верфей» (1984–2012), Герой России Владимир Александров. – Это случилось 30 июня 1984 года, в поезде Москва – Ленинград. Я возвращался после встречи в ЦК, где согласовывали мою кандидатуру на пост директора верфей. А Владимир Яковлевич – из какого-то главка. У обоих было приподнятое настроение. У меня – потому, что меня утвердили. А у Ходырева – потому, что выбил какие-то нужные для города фонды. Вскоре мы подружились. Мне нравилась его открытость, простота, умение держать слово. Владимир Яковлевич старался привлечь директоров предприятий для решения городских проблем. Судостроители помогали городу на возведении новых спортивных сооружений, при ремонте вокзалов и других объектов. Благодаря Ходыреву Ленинград одним из первых в стране начал осуществлять собственную внешнеэкономическую деятельность. Благодаря налаженному сотрудничеству с Финляндией удалось значительно увеличить поставку в наш город продуктов и товаров, которых очень не хватало в то время».

СОБЫТИЯ И ОТКРЫТИЯ

Среди важных событий для ленинградцев стал пуск 30 декабря 1985 года первого участка Правобережной – четвертой линии метрополитена. «За 7,5 минуты голубой экспресс доставит пассажиров со станции «Площадь Александра Невского – 2» до метровокзала «Проспект Большевиков», – писала газета «Смена».

Впрочем, не только большие события и открытия подмечали журналисты тех лет. Многое сегодня вызывает улыбку, но тогда это были действительно новинки, радующие ленинградцев, вносящие в жизнь дополнительные удобства.

«Универсам № 45 на Будапештской улице, 94 пользуется популярностью у покупателей. Выбор товаров здесь больше, чем в других магазинах. Покупателям предлагается много молочных продуктов, овощей. Только напитков в продаже больше десяти видов: минеральные воды, лимонад, тоник, содовая… Нововведение работников универсама – гриль. Здесь прямо на глазах у покупателей жарятся, источая аромат, цыплята. Желающих приобрести практически готовое к столу блюдо более чем достаточно – у гриля постоянная очередь».


               X.             X.            X


7 февраля 2022 года  Владимир Яковлевич дал интервью «Петербургскому дневнику».

Кирилл Смирнов
7 ФЕВРАЛЯ 2022
ИНТЕРВЬЮ
ЭКСКЛЮЗИВ
Владимир Ходырев: «Без четкой структуры управления командовать нельзя»

Он управлял городом последние семь лет советской власти. За это время в Ленинграде было открыто семь станций метро, началось строительство дамбы, а храмы впервые стали возвращать Русской православной церкви. Руководитель нашего города с 1983-го по 1990 год Владимир Ходырев дал эксклюзивное интервью «Петербургскому дневнику»
 
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»
– Владимир Яковлевич, в этом году отмечается столетие СССР. Одна из тем, которая в связи с этим получила новый виток обсуждений, – перенос из мавзолея и захоронение Владимира Ленина на Волковском кладбище. Что вы думаете об этом?

– Послушайте, хватит уже трупы ворочать! Лежит Ленин, никого не трогает – и пусть лежит. Тем более что Красная площадь и мавзолей связаны с историей страны: один только Парад Победы вспомните. В нашей стране сформировалась привычка: на трибуну мавзолея приходили члены политбюро, оттуда произносили речи. Ну а сегодня у страны есть много новых задач – их и надо решать, а не про Ленина говорить. Вот, например, я сейчас смотрю на нашего президента и понимаю, как ему трудно, потому что нельзя управлять таким государством в ручном режиме. Кстати, также и из Смольного нельзя управлять городом – оттуда надо управлять районами. Поэтому я всегда делал ставку на районы, и люди знали, что не надо бежать в Смольный, а надо идти к себе в райисполком, где ответственные работники решат вопрос «на местах». Вот, например, сейчас мы опять захлебнулись со снегом. А почему? Потому что не может Комитет по благоустройству все охватить. Районы должны убирать каждый у себя, только тогда у нас будет порядок.

– Когда вы стали главой Ленинграда, город управлялся именно таким образом?

– Были и раньше попытки, но мы окончательно все доделали, подключив научный потенциал, потому что я прежде всего ученый – защитил кандидатскую и занимался очень серьезной работой для транспортного флота, по сути, осуществив там настоящую техническую революцию.

– Говоря сегодняшним языком, внедряли на флоте инновации?

– Да, наверное, инновации. Мы двигали технический прогресс на флоте, повышали безопасность плавания, а для этого устанавливали современные приборы. Но что еще важно – мы готовили кадры. То есть это был комплексный подход.

– Получается, использовали еще один актуальный тренд – делегировали полномочия?

– Каждый мой заместитель знал, за что он отвечает, и я не лез в их дела. Они между собой решали вопросы, а я был уверен, что они решат правильно. А вот если у них что-то не получалось, то я выступал как третейский судья. Кроме того, при мне постоянно была смольнинская «вертушка» – телефон, трубку которого я снимал всегда, когда он звонил.

Ну и при этом у нас был налажен четкий контроль поручений. Например, я ехал на машине и записывал на диктофон: «на проспекте Щорса у такого-то дома оборвана водосточная труба» или «у магазина на Московском проспекте полно окурков». Затем приходил на работу, отдавал записи на расшифровку ответственному секретарю, а он готовил письменные поручения за моей подписью. И через определенное время мы ездили и смотрели, как все устранено. Такой механизм освобождал от «текучки» – много времени появлялось для того, чтобы заниматься стратегическими проектами.

– А когда вам в 1983 году предложили возглавить Ленгорисполком, вы сразу согласились?

– К тому моменту я уже был членом ЦК партии, депутатом Верховного совета СССР, депутатом Ленсовета. Ну и я поехал на пленум ЦК в столицу. Во время перерыва стою в буфете – ем пирожок, пью чай. И тут ко мне подходят и говорят: «С вами хочет поговорить товарищ Романов». А Григорий Романов тогда – первый секретарь Ленинградского обкома партии. Я и отвечаю: «Сейчас перерыв закончится, и я к нему подойду». Мне объясняют: «Нет. Он хочет, чтобы вы к нему приехали на улицу Грановского». В то время там располагался офис Ленинградского обкома в Москве. Я приехал, и Романов с порога говорит: «Володя, я хочу с вами посоветоваться». Кстати, до этого дня по имени он меня никогда не называл.

«Принято решение: я в Ленинград не возвращаюсь – остаюсь в Москве, перехожу на новую работу (в 1983 году Григорий Романов станет секретарем ЦК КПСС и до 1985 года будет курировать вопросы военно-промышленного комплекса. – Ред.). Мы решили, что первым секретарем обкома будет Лев Николаевич Зайков, а на его место председателя исполкома пойдешь ты», – сказал Романов.

Я уперся рогом: «Нет, я не смогу. Не потяну». Но он не колебался: «Вопрос решен. Председателем будешь ты, а мы тебе будем помогать. Если не справишься – мы сами тебя выгоним». Потом все годы во главе Ленинграда я работал так, чтобы меня не выгнали.

– Опыт предыдущей работы помогал?

– Да, я уже знал всю «кухню», знал, как и с кем надо говорить. Но при этом я руководствовался только одним – делом, необходимым городу, и законом. И мне повезло, что до назначения на этот пост я сменил шесть кабинетов в Смольном: я же пришел инструктором и дошел до второго секретаря обкома. Был секретарем городского комитета, заведующим отделом науки и учебных заведений. И, кстати, именно в те годы я свел вместе двух известных ныне людей. Тогда активно развивалось движение строительных отрядов, и мне нужно было согласовать командира и комиссара одного студенческого отряда. Мне принесли из Ленинградского университета предложение: командиром стройотряда назначить студента Путина, а комиссаром – студента Бастрыкина. Я дал добро и, учитывая, что они из университета, направил их недалеко – строить картонную фабрику в Антропшино. Потом за свою работу они получат грамоту и с тех пор будут дружить.

Мы, кстати говоря, сейчас с некоторыми энтузиастами хотим открыть стелу в память о студенческих отрядах. Все вроде договорились, и губернатор согласен.

 
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»
– Уже и место определено?

– Да, если окончательное решение будет принято, то поставим в студенческом городке на Новоизмайловском проспекте. Другое дело, что пока проект памятника мне не понравился.

– Владимир Яковлевич, вы – пример человека, который сам ушел со своего поста: в 1990 году добровольно отказались от должности первого лица Ленинграда. Почему?

– В тот момент на уровне ЦК КПСС было принято решение «О совершенствовании психиатрической службы в Советском Союзе». И под лозунгом, что коммунисты сажали в психушки инакомыслящих, из этих учреждений выпустили всех, кроме особо буйных. Многие из тех, кого отпустили, очень скоро станут депутатами Ленсовета – 23 человека. Они начнут ходить на сессии в рваных джинсах, вырывать друг у друга микрофоны, в перерывах станут откручивать ручки от дверей и предъявлять мне претензии, почему в туалетах импортное оборудование.

Их первая сессия длилась три месяца. Это был дурдом: меня с коллегами никто не слушал, поэтому вскоре я решил написать заявление.

– Есть что-то, о чем вы жалеете, что не удалось за время вашего руководства городом?

– У города был договор с финской строительной компанией, которая должна была воссоздать разваливающееся здание гостиницы «Англетер», отстроить его заново. В Ленинграде было бурное обсуждение, так называемые градозащитники будоражили жителей. Мне приходилось к ним неоднократно выходить, потому что доходило до того, что они на Исаакиевской площади жгли костры, бесновались, устраивали митинги. Я уговаривал их, а в ответ слышал только одно: «Это историческое здание, здесь Есенин повесился». На это мы пообещали мемориальную доску установить на новом здании, которую в итоге и разместили на фасаде. Но главное другое – когда я к ним пришел и взял кирпич из кладки прежнего здания, он у меня в руках рассыпался. Ну и, кроме того, если бы мы не предоставили чистую площадку в надлежащее время, город бы понес серьезный убыток в валюте – в договоре были предусмотрены строгие санкции за нарушение сроков выхода строителей на площадку.

Так вот жалею в этой истории я об одном. Между старым зданием «Англетера» и зданием «Астории» была так называемая «Щель» – культовая рюмочная с большим темным залом. В те годы многие артисты, известные люди считали необходимым прийти туда, выпить коньячку, закусить лимончиком… И когда я хватился, что «Щель» не предусмотрена новым проектом, оказалось, что финны уже возвели третий этаж и вплотную – здание к зданию. То, что я «Щель» пропустил, – это я виноват, ребята. Своеобразной компенсацией стала помощь в открытии на Невском проспекте литературного кафе «Вольф и Беранже», откуда в свое время Пушкин уходил на дуэль. Мы тогда договорились и сделали там пушкинский клуб с мебелью из той эпохи и пушкинскими угощениями в меню. Недавно мне рассказывали, что все работает до сих пор.

– Тем не менее за семь лет вашего управления городом в Ленинграде было открыто семь станций метро.

– Это так. Все дело в том, что с самого начала мы разработали план комплексного экономического и социального развития до 2005 года. И в нем была предусмотрена мощная программа по развитию метрополитена. Мы даже зарезервировали места, где должны были планироваться выходы наверх из метро и где из-за этого было запрещено любое строительство.

Но потом пришли новые времена – и те земельные участки передали новым собственникам, и весь план развития перестал быть актуален. При этом, конечно, очевидно, что без метро и тогда, и сейчас нет и города, ведь наземный транспорт всех не перевезет.

– Также в годы вашего руководства начали строить дамбу. Гордитесь этим проектом?

– Я помню, как в одно из наводнений возглавлял штаб гражданской обороны. И вот перед выходом на работу смотрю из окна квартиры, а вода в Неве, в том месте, где пришвартован крейсер «Аврора», прямо на глазах поднимается. Дошло до того, что, когда я вышел на улицу, машина уже не могла подъехать к дому – я садился в нее на Сампсониевском мосту. И я никогда не забуду, как в те же дни мне позвонил Борис Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа, и сказал: «Владимир Яковлевич, у меня осталось шесть сантиметров до того, как вода хлынет в запасники музея».

Если бы мы не построили защитные сооружения, наш город утонул бы. Осознавая такую перспективу, мы потратили много государственных ресурсов и до начала возведения дамбы за зданием Московского райисполкома выстроили модель Финского залива, где наши специалисты изучали, как стекает вода, где надо открывать шлюзы, как ставить водопропускные устройства. Ну а сегодня уже всем очевидно, что аналогов нашей дамбе как гидротехническому сооружению нет во всем мире, хотя на стадии проектирования и мне, и Севенарду (Юрий Севенард – в эти годы генеральный директор производственного строительно-монтажного объединения, отвечающего за строительство дамбы. – Ред.) досталось много критики. Тем не менее мы стояли насмерть, и нас тогда поддержал министр энергетики СССР Петр Непорожний.

– Но кроме развития инфраструктуры при вас – еще в советском Ленинграде – верующим стали возвращать храмы. Верно?

– В то время очень уважаемый мной человек – будущий Патриарх всея Руси Алексий Второй – был митрополитом Ленинградским и Новгородским. Как-то мы с ним разговорились, и он предложил поехать взглянуть на Софийский собор в Пушкине. Мы приехали, а там вместо храма – склад строительных конструкций. И я тотчас после увиденного подписал распоряжение исполкома, изъял собор из государственной собственности и передал его Православной церкви.

– Соратники по партии косо не смотрели на вас за это?

– Ой что тогда было! Еще как смотрели. А я сказал: «Ребята, надо исправлять ошибки, которые мы сделали». В таком красавце – склад строительного мусора!

– Недавно вы передали в архив личные вещи. Это такой символический акт?

– Я очень тронут идеей Архивного комитета – это они предложили мне передать документы им на хранение, а я согласился. Дело в том, что у меня сын занимается семейным архивом, но мы договорились, что он часть документов себе возьмет, а все остальное я отдам городу. И первые документы уже переданы. Я считаю, что так нужно поступить для потомства, а у меня же трое правнуков. Они вырастут и узнают, какой у них был прадед.

– Сколько им лет?

– Старшая пошла в школу, младшей – 4 года. А средний – это наш держатель фамилии – Платон, ему пять лет. Он сейчас уже очень любит паровозы. И я обещал его скоро сводить в наш замечательный современный железнодорожный музей.

– У вас в разные годы были близкие отношения со многими градоначальниками? Можно сказать, что они ваши ученики?

– Скорее, членами команды. С Валентиной Матвиенко мы виделись недавно. С Александром Бегловым у нас хорошие отношения. А вот с Яковлевым я не общаюсь, и даже не знаю, жив ли он еще.

– Владимир Анатольевич Яковлев сегодня возглавляет Российский союз строителей.

– Он в свое время сделал ошибку, что уволил Владимира Путина, когда из мэрии ушел Собчак (Анатолий Собчак – мэр Петербурга с 1991-го по 1996 год. – Ред.). Но это их дело. Я прожил свою жизнь честно: не брал, не крал. Я могу каждому смотреть в глаза и говорить все, что думаю. Но мне жена часто говорит: «Ты привяжи язык, у тебя же еще внуки, правнуки. Наболтаешь что-нибудь, а им придется отвечать». И она, наверное, права. Как говорил сэр Уинстон Черчилль: «Лучше дважды подумать, прежде чем ничего не сказать».

– Где в современном Петербурге место силы Владимира Ходырева?

– Я люблю гулять по набережной Невы напротив «Авроры», где Нахимовское училище, где стоит домик Петра. Рядом – мой дом, а еще поблизости проходит аллея, которую я в свое время сажал и где теперь цветут липы. Еще я люблю выходить в Ладожское озеро, плыть до крепости Орешек, на Осиновец или на Валаам. Это исторические места, а без познания прошлого, как известно, нет будущего. Вот только к тому, что было, надо относиться спокойно, трезво и делать все, чтобы не повторять ошибок.


               X.              X.             X
 
 Наставник петербургских губернаторов


 19 мая 2021 года исполняется 91 год градоправителю Ленинграда Владимиру Ходыреву, воспитавшему будущих хозяев Смольного.

Начинавшая большую карьеру Валентина Матвиенко была его заместителем по вопросам культуры и образования, а Владимир Яковлев руководил территориально-производственным объединением жилищного хозяйства Ленгорисполкома. На закате Советского Союза невозможно было представить, что «птенцы его гнезда» станут руководить городом в статусе губернаторов, а впоследствии дорастут – одна до поста спикера Совфеда, другой – до должности министра регионального развития России.

Ходырева закалило военное детство – он не только родился в Сталинграде, а стал очевидцем и даже участником обороны города. Но многие годы жизни и активной работы связаны у Владимира Яковлевича с морем. В 1948 году он поступил в Ленинградское Высшее арктическое морское училище им. адмирала Макарова, где готовили кадры для Северного морского пути.

Как вспоминал Владимир Ходырев в беседе с нашим корреспондентом в 1999 году: «Я отплавал пять арктических навигаций на ледоколах и транспортах с такими великими капитанами как Воронин и Драницин. А позднее, с известным капитаном Анатолием Алексеевичем Кочеравой перегонял рыбные суда из Мурманска во Владивосток. Плавал на Дальнем Востоке, на Каспии. Был 4-м штурманом в первой антарктической экспедиции на д/э «Лена» и своими руками строил в 1955-56 годах станцию «Мирный». Мы испытывали новый прибор, который в дальнейшем дал жизнь курсоуказателю высоких широт».

Затем Ходырев перешел на партийную работу, а в 1983 году с поста второго секретаря обкома КПСС (сейчас бы сказали – первого вице-губернатора) был избран председателем Ленгорисполкома (мэрии). Семь лет он стоял во главе города, активно развивая промышленность и транспортную инфраструктуру. Достаточно вспомнить, что именно в это время в Ленинграде ударными темпами вводились в строй станции метро, был принципиально обновлен аэровокзал «Пулково-2» и начато строительство КЗС.

Владимира Ходырева можно окрестить создателем первым совместных предприятий с иностранным участием, однако их контрольный пакет акций всегда оставался у города. «Когда в стране началась антиалкогольная компания, я три «фитиля» получил, потому что выдавал деньги на строительство пивзавода «Балтика». Я создал в исполкоме управление внешних экономических связей, – замечал в интервью «советский мэр».

Он поддержал перестройку, понимая, что перемены назрели, а вот примером построения экономики для Ходырева был Китай. Поднебесную председатель Ленгорисполкома посещал пять раз, неоднократно встречаясь руководителем этой страны Цзянь Дзе Минем.

Со своего поста Владимир Яковлевич ушел добровольно, решив, что пора уступать дорогу молодым. Вскоре его сменщиком окажется Анатолий Собчак. Управленческая деятельность Ходырева отмечена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Знак Почета, Октябрьской революции, Дружбы народов, орденом Почета, правительственными медалями и православным орденом Сергея Радонежского III степени.

Год назад он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю трудовую работу.


KREMLINМEDIA
19 мая 2021 год