Коллекционеръ. Байки нумизмата

Виктор Владимирович Зубарев
Нумизматика – чрезвычайно интересное, многогранное и недешевое увлечение. В этом рассказе я не случайно сделал акцент на 1970-80-е годы. Коллекционирование монет в то время и сейчас – большая разница. Хочу обратить внимание, что это не рекомендации, как надо собирать, а миниатюра с вполне реалистичным сюжетом. Но чтобы перейти к этому сюжету, приходится немного позанудствовать. Итак, в чём разница между тогда и сейчас?
Конечно же, в доступности предметов коллекционирования. Если раньше поступление новых монет происходило при общении с ограниченным числом лиц, а, следовательно, и с небольшим ассортиментом, то сегодня - вошел в интернет, открыл любой нумизматический сайт – и тебе сотни предложений со всей страны и из-за рубежа от огромного количества людей. Бери – не хочу! Были бы деньги. И вот тут тоже отличия. Раньше в основе собирания преобладал обмен. При этом каждый шаг обмена делался для улучшения цены и качества коллекции. Зачастую с надувательством партнёра. Грубо говоря: один - неопытный лох, а второй – опытный, но шельмоватый.
Покупать монеты (если собираешь серебро) было сложно. Как можно истратить тридцать - пятьдесят рублей за одну, далеко не самую дорогую монету, при зарплате около двухсот или стипендии - сорок? Сегодня свободно доступны множества справочников с текущими ценами. Найти профана, чтобы обогатиться, стало непросто. Да и у многих доходы стали другие. Поэтому коллекционирование, как я считаю, превратилось в обыкновенную закупку нужных товаров.
А теперь – небольшая история. Я бы её назвал «Операция полтинник». Здесь речь о начале коллекции и одной интересной схеме её продолжения.
Семьдесят седьмой год. Ленинград. Я на третьем курсе, а мой дальний родственник в десятом классе. Однажды он попросил у меня срочно добыть сто рублей на месяц.
- Где я их срочно добуду? Зачем?
- Понимаешь, есть возможность дёшево купить у алкаша коллекцию очень крутых монет. Она ему только что досталась по наследству. Надо, прямо немедленно-немедленно, пока он её не пропил. В течение месяца я из неё что-нибудь продам и верну тебе деньги.
Я добыл. Он вернул мне деньги, как договаривались.
- А это – премия тебе, - и родственник дал мне две огромные, тяжелые царские медные памятные медали  XIX-го века. События, которым они посвящены – не запомнил. Но были они как новенькие, красивенные, с выпуклыми рисунками каких-то зданий. Кроме них – ещё серебряный коронационный рубль Николая II и екатерининский пятак.
Нет. Коллекционировать я ничего не начал. Более того, на гулянке в институтской общаге познакомился с поляком, который позже увидел у меня медали. Увидел и прилип, как банный лист. Я понимал, что это ценные вещи. Не понимал масштаба ценности. Интернета тогда не было, и узнать было негде. Поэтому продавать отказался. Но поляк оказался настоящим хитрецом. После каникул он привёз вельветовый и джинсовый костюмы. И, конечно же, моего размера. Специально дал мне примерить. Когда я в это нарядился, то – всё! Мозг расплавился. Представилось, как девки будут падать в мои объятия. Корче, тестостерон победил разум. Получив в придачу ещё блок «Мальборо», я отдал свои медяхи. Получилось, что отдал недёшево. Одни только джинсы тогда стоили до ста восьмидесяти рублей. А два костюма и блок сигарет перевалили бы за пятьсот. Можно представить себе, сколько это, если «Жигули» с завода стоили  чуть больше пяти тысяч. Другое дело, что их за эти деньги могли купить только избранные.
Мои медали, наверное, каждая тянула на «Жигуль». Но, что легко пришло, то легко и ушло. Причем, ушли не только медали. Через месяц в бане у меня украли джинсовый костюм. Зато остались две монеты, про которые на время я даже забыл.
Летом следующего года на каникулах, за три месяца я заработал в стройотряде проводников зарплатами и на «зайцах» большие деньги. На одной из вечеринок, на квартире у товарища по отряду я увидел его коллекцию серебряных царских монет. Оказалось, что он давно их собирает. И не просто собирает, а всё про них знает  и разбирается в ценах. Ещё он мне рассказал, что по субботам в ЦПКиО собирается большая тусовка нумизматов. Там всё это продаётся и обменивается.
- Но, как ты ориентируешься в ценах? Как узнать, какие монеты чеканились и были в ходу при том или ином царе?
- Элементарно, Ватсон! У меня есть американский каталог монет  России до 1917 года. Мне его привезли из-за границы,  - и был предъявлен огромный том, величиной, как телефонный справочник девяностых «Желтые страницы».  – Здеь всё о тиражах монет по годам выпуска и цены в долларах. Естественно – изображения монет. Переводить цены в рубли нет смысла. Я, просто, сравниваю  цены друг относительно друга. Кстати, хочешь, завтра сгоняем в ЦПКиО.
То, что я увидел, словами не передать. Потрясающе! А когда мне попался на глаза такой же рубль, как мой коронационный и его ценник (более тридцатки), страстно захотелось иметь много разных других. Я  приобрёл несколько монет по десять-пятнадцать рублей. Образно говоря, купил входной билет в страну нумизматов. Потом целую неделю переписывал тысячестраничный каталог и каждые выходные ездил на тусовку. Но покупал осторожно и только недорогое, пока не определился, что собирать. А собирать решил серебро Александра II и III-го и Николая II. За три месяца стройотрядовские деньги кончились, и в коллекции настал длительный антракт. Летом – новый стройотряд. В декабре (1979 год) – женился. Отрядовские деньги ушли на свадьбу.
Вот тут-то и пришла неожиданная удача. Кто-то отдал мне два ненужных ему серебряных полтинника 1924 года. Тогда эта монета не представляла никакой ценности. Отец этого товарища расплющивал их на блёсны для рыбалки. Нет. Она не была совсем бесплатной. Когда, год назад, я последний раз был на тусовке, её продавали рубля за два. Я решил и сейчас туда сходить и попробовать хоть что-то  выручить. Но на предложения купить у меня полтинники, люди морщились и говорили: «Спасибо. Не надо». А один, вдруг говорит:
- Купить, не куплю, а на обмен возьму из расчёта по восемь за штуку.
- Как по восемь?
- Ей красная цена девять рублей. Но девять – не дам.
- Я, вообще, думал, что они стоят по два рубля.
- А! Дружок, так ты от жизни отстал. Во всём мире  за год цены на серебро с ума сошли. У нас они скакнули с двадцати копеек за грамм до рубля. Вот и считай. Девять грамм – девять рублей. Ну, так что? За восемь даёшь?
- Конечно, даю.
На шестнадцать рублей я выбрал отличную, нужную мне монету. И никак не мог понять, зачем это было нужно мужику. Отдать настоящую монету за хлам! Но это, если рассуждать с точки зрения обмена. А, если рассмотреть продажу? Мужик давно не может продать свою монету. Сдать полтинники в скупку и получить за них наличные – элементарно. Так что, можно рассматривать эту монету, как восьмирублёвую купюру. Причём, независимо от её качества. Хоть полностью затёртую.
И вот, наконец, мы добрались до главного в этой истории. Помните? Я недавно женился. И у меня появился шурин. Младший брат жены. Шестиклассник. Зная, что я собираю монеты, он мне однажды говорит:
- У нас один пацан собирает индейцев и ковбоев и предлагает за них советские полтинники. Вообще, у нас вся школа помешана на этих солдатиках.
В те годы из ГДР привозили каучуковые фигурки. Наборы про дикий Запад с индейцами и ковбоями. В свободной продаже их не было. Но я знал, что на Римского-Корсакова в полуподвальном клубе не то по четвергам, не то по средам собирались коллекционеры всякой всячины: подстаканников, статуэток, моделей машин и разных игрушек. На двадцать рублей я набрал нужных солдатиков по рублю за штуку.
Когда шурин их принёс в школу, там был настоящий фурор. Дети откуда-то натащили битых и тёртых серебряных монет в эквиваленте на двадцать полтинников, которые я заменил в ЦПКиО на настоящие монеты стоимостью сто шестьдесят рублей. Потом удалось прокрутить такую же операцию ещё разок, полтинников на пять. И всё. Канал выдохся. Но  схема, где за простой полтинник можно получить нормальных монет на восемь рублей  ещё раз сыграла. И сыграла по-крупному.
Через полгода я окончил институт, и меня забрали в армию офицером. Как тогда называли - пиджаком. Служил я  в  крупном гарнизоне. Там по выходным в Доме офицеров собирались местные нумизматы. Десятка полтора. Коллекции у них были так себе. Они с завистью рассматривали мою, предлагали деньги. Но я знал, что деньги можно прогулять. И не останется ни денег, ни монет. А когда перед отпуском я объявил, что меняю коллекцию на полтинники, буквально собралась очередь. На серебряный хлам я променял всё. Причём то, что я брал в Питере за два полтинника, здесь отдавал за три. Люди смотрели на меня, как на психа и с удовольствием обменивались. В Ленинграде я сдал весь этот лом и набрал новую, ещё лучшую коллекцию.
Через год цены на серебро резко упали,  и моя схема рухнула окончательно. И не только схема. Отслужив положенный срок я вернулся в  Питер.  А вскоре, развёлся с женой. Стало не до монет. Съёмная квартира, неустроенный быт… Короче, продал я коллекцию. Никто из спекулянтов настоящую цену не дал. В итоге я получил тысячу за всё оптом. За то, что стоило более полутора тысяч. Зато через месяц я впервые в жизни славно погулял в отпуске в Сочи.
Эх! – Эх!  И - Ох! Не дано мне, видимо, быть настоящим коллекционером.  И филателия, и нумизматика закончились одинаково грустно.


Послесловие:
Это был второй  рассказ из цикла «Коллекционеръ». Первый называется " Коллекционеръ Байки филателиста". Будет ещё и продолжение.