Как искусство может давать силы?

Елена Плюснина
Санкт-Петербургский союз ученых регулярно занимается просветительской деятельностью. 19 декабря 2023 года была заявлена лекция Н.Б.Покровского по теме "Искусство дает силы". Эта тема заинтересовала по следующим вопросам: 1) как лектор убедит слушателей в этом? 2) какие картины подберет для этого?

В аннотации к лекции было дано такое пояснение. "Под "силой" здесь понимаются дополнительные физические и душевные возможности, которые позволяют нам более комфортно обустроить свою жизнь.

   Увеличить силы человека можно двумя путями. Первый - передать человеку энергию извне. Второй - из собственного ресурса энергии человека, в котором только небольшая часть энергии действует целенаправленно, выделить на нужды человека дополнительную часть. Первый путь грозит нарушением гармоничного баланса энергии в природе. Второй - усиливает гармоничное сосуществование человека с внешним миром и с самим собой. В таком состоянии трудности преодолеваются легче, а границы, спокойной уверенности и успеха - шире. Искусство происходит из самой природы человека, а природа не может разрушать - только созидает"
С последней фразой можно не согласиться.

Но сначала ответим на первые два вопроса.
Первая картина  - "Возвращение блудного сына" (Рембранд)- сила в необходимости прощать.

Вторая картина - "Христос и грешница"  (В.Д.Поленов) -
сила в принятии и черного и белого и природного и  искусственного, и деструкции и конструкции и так можно продолжать пока у нас хватит слов для обозначения противоречий... Сила в принятии противоречий. Единство и борьба противоположностей или единство и любовь противоположностей? И опять сталкиваются противоречия - борьба и любовь.

А что объединяет их? Опять вопросы и поиск ответов...

Третья картина, на которой изображена - мощь света, но не солнечного, а электрического. Ото всюду льется свет. Напоминает солнечный свет. Зима,  холод, а от электричества тепло и от желтого света на картине тепло. Опять сочетание холодного белого цвета зимы и желтого теплого электрического цвета дает и контраст и целостное восприятие.
Четвертая картина, на которой показана мощь людского строительства на Земле и мощь света. Это удивительным образом объединено в картине. Здесь нас может поразить слаженное объединение - все красиво:  и деревья, и строения и горы вдали. Полная гармония. А куда же делась деструкция? А ее на картине художник не показал. Мы восторгаемся полной гармонией, полным сочетанием человеческих возможностей и данностей природы.

Пятая картина - сила в легкости движения. Почувствовать эту легкость можно, глядя на газелей, которые легко бегут, подгоняемые ветром.(М.С.Сарьян Газели)
Шестая картина: наполняемся насыщенным синим цветом, спокойствием. И это опять контраст. Только что был легкий полет в движении и вдруг синяя спокойная неподвижность, показывающая нам всю глубину вечности и стабильность.(Улица. Константинопль.1910)

Седьмая картина - опять очень сильный контраст. Узкая улица залита солнечным светом и узкая полоса синего неба, высокие темные дома и маленькие люди на этой улице. Сила контраста. ( "Улица. Полдень. Константинопль")

Восьмая картина - много воздуха и пространства. Сказочный полет. Сила полета и ценности в виде жар-птицы, которые придают силы этому полету
(М.В.Васнецов "Ковер-самолет").

Девятая картина (Джон Кольер "Леди Годива") - сила необычного поступка. Можно любоваться этой картиной. Описанию трудно поддается. Однако при рассматривании у одной зрительницы появилось предположение, что Леди склонила голову, как будто чувствует вину. Или смущение, добавила другая. Еще реплика из зала:"Почему же она не едет с гордо поднятой головой?" Ответ из зала:"Она же женщина". С одной стороны необычный поступок женщины, которая вступилась за свой народ, а опущенная голова - это стыд за того правителя (короля), который вынудил к такому поступку.

Десятая картина - бурлящее море желто-зеленого цвета, и на нем в лодке спокойно плывущие люди, занимающиеся своими делами. Напоминает нашу жизнь, все может кругом бурлить, а каждый плывет по своему пути. Сила в спокойствии. (Сим Саджон "Прогулка на лодке").

Одиннадцатая картина - "Девочка на шаре" П.Пикассо. И опять очень сильный контраст.И опять в картине ощущается любовь и единство противоположностей. И хотя автор картину назвал девочка на шаре, на переднем плане - сильная мужская фигура.

Получилось ли у лектора убедить зрителей, что искусство дает силу?

А он и не убеждал. Убедить невозможно. Возможно только почувствовать. Разбудить ощущения, чувства, глядя на картину и старался лектор. На мой взгляд, это удалось.

Но вернемся к утверждению, с которым можно не согласиться:
"природа не может разрушать - только созидает". Известно много случаев, когда природа разрушает, но разрушает какие-то части, которые, возможно, мешают целостному равновесию.

Значит, осознание того, что необходимо созидание и частичное разрушение и при этом соблюдение чувства меры, очень важно.

Каждый художник, у которого картины прошли испытание временем и получили признание, обладал чувством целостного восприятия, чувством меры, когда, выделяя чрезмерно что-то одно, тут же дается что-то, уравновешивающее и в целом зритель может уловить эту гармонию целостного равновесия.

А как более комфортно обустроить не только свою жизнь, но и жизнь людей на планете Земля? Помогает ли в этом искусство?

2 часть размышлений.
Богатство, собственность и власть -главная идеология любой монетарной системы. Это отрицательные явления? И вот тут начнутся дискуссии и споры, в которых можно увязнуть.

А хотелось бы как? Природа Родина Народ.

Природа (сохранение природы), Родина (как единая планета Земля), Народ (как умные рачительные хозяева планеты).

Богатство для всех возможно?
Вот в чем камень преткновения!
Любое чрезмерное хотение оборачивается минусом. Много сладкого - диабет, пересолил - есть нельзя и т.д.

Значит, главное в понимании построения общества, жизни отдельно взятого человека - чувство меры. Брать от жизни ровно столько, сколько необходимо.

Неслучайно появилось такое понятие, как шведский стол. Выставлено всего много, но ведь человек, обладающий чувством меры слишком много не съест. А ощущение богатства выбора и свободы - выбирай на любой вкус - получит, а, следовательно, и удовольствие от этого свободного выбора.

Если у всех людей появится такое огромное количество выбора - но не в плане только поесть, а в плане реализации своего творческого потенциала, а главное, если с детства прививать это желание получать удовольствие от реализации своих разных возможностей, то это будет жизнь, направленная на созидание (на сохранение целого), а не на разрушение.

Итак, общий вывод. "Искусство происходит из самой природы человека, а природа может созидать, разрушать, не нарушая целого"

Учиться у Природы и подчиняться ее законам. Человечество, нарушающее законы природы неоднократно уничтожалось. Вот и сейчас наступил критический момент как для России, так и для всего человечества. Россия находится на пределе, еще чуть-чуть и поворот пойдет не в ту сторону, а это будет означать гибель большой огромной страны.

Как утопающий хватается за соломинку, так и народу России нужно проснуться, широко открыть глаза и понять, что спать уже больше нельзя, нужно строить сегодняшнее настоящее, чтобы было завтрашнее будущее.