Потребность в смысле

Владислав Ячменев
Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.16. Потребность в смысле

В предыдущей главе говорилось о потребности каждого человека в создании личной модели бытия. Следующим шагом в познании человеком бытия является потребность в определении, нахождении своего места в созданной картине мира (поиск смысла своего существования), которое, после его определения, значительно влияет на формирование взаимоотношений с другими людьми и заставляет человека выстраивать свою деятельность в определенном направлении, ставя соответствующие цели. Потребность в смысле возникает у всех людей и реализуется практически непрерывно в повседневной деятельности, просто не всегда и не у всех эти смыслы выходят на высокий уровень абстракции. К тому же смысл представляет собой интердисциплинарное явление [179], что значительно затрудняет его идентификацию.

Ранее мы выделили три основных смысла (четвертый, физиологический, является протосмыслом), создаваемых сознанием – знаниевый, эмоциональный и целевой, каждый из которых «специализируется» на определенной реальности – объективной, субъективной и субъективно-объективной соответственно, образуя соответствующую знаковую информацию для их моделирования. Одновременное циркулирование в сознании всех трех смыслов является необходимым условием для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека, хотя в каждый конкретный момент времени один из смыслов на уровне социотехнического сознания всегда является ведущим, что связано с последовательностью возникновения мыслей в процессе мышления. Это ведет к тому, что хотя каждый знак объекта (явления) может иметь все три смысла, направление мысли от одного знака к другому определяется в зависимости от текущей ситуации одним из смыслов, существующих в виде знаков дополнительного смысла (ЗДС), эмоционального смысла (ЗЭС) или целевого смысла (ЗЦС), один из которых и становится ведущим в данный момент времени. При этом надо учитывать, что некоторые знаки (например, определенные слова) изначально в разной степени «нагружены» этими тремя смыслами, то есть вероятность проявления каждого из них при прочих равных условиях различна. Со временем эта смысловая специализация знаков даже привела к некоторому разделению речи, возникновению например «языка науки» – для более точного выражения знаниевого смысла или «языка чувств» – для описания эмоционального смысла, а без такой части речи как глаголы («язык действия») невозможно выразить целевые смыслы. Соответствующим образом можно даже условно разделить литературу на научную, художественную и документальную.

Если посмотреть на всю четырехступенчатую пирамиду смыслов, то здесь можно отметить некоторые важные для понимания поведения человека закономерности, связанные с особенностями функционирования соответствующих уровней сознания (человек часто не осознает глубинные смыслы своего поведения).

При оценке значимости внешнего (или внутреннего) воздействия на организменном уровне сознания превалирующим смыслом является эмоциональный. Знаниевый смысл выражен слабо, модель объективной реальности на этом уровне сознания весьма мозаична и обусловлена только личным онтогенетическим опытом. Возникающий после эмоциональной оценки воздействия целевой смысл ответной реакции несильно отличается от физиологического смысла (протосмысла), то есть достаточно близок к рефлекторной реакции организма и почти не осознается на социотехническом уровне сознания, а значит, и слабо им контролируется (реакция типа «бей или беги»).

Видовой уровень сознания характеризуется более расширенной моделью объективной реальности, в которую уже входят дифференцированные (в зависимости от степени родства) взаимодействия с другими людьми. Поскольку другие люди также обладают сознанием, их поведение, обусловленное своими целевыми смыслами, отличается сложностью, которую человеку необходимо учитывать при организации собственного поведения. Поэтому его сознание начинает процесс моделирования субъективной реальности других людей. Если чужие знаниевые смыслы «перехватить» достаточно сложно, то эмоциональные смыслы улавливаются очень легко, поскольку в этом процессе начинают участвовать зеркальные нейроны, которые напрямую, минуя верхние уровни сознания, производят взаимную оценку эмоционального состояния взаимодействующих людей. Поскольку на видовом уровне сознания эмоциональный смысл еще очень значительно влияет на формирование целевого смысла, понимание эмоционального состояния другого человека в данный момент помогает прогнозировать и его возможные действия (моделировать его целевые смыслы через эмоциональные).

На биосоциальном уровне сознания уточняются (в том числе с помощью родственников и окружающих) модели как объективной, так и субъективной реальностей других людей. Рациональное мышление все больше опирается на знаниевые и целевые смыслы, эмоциональные же смыслы этого уровня сознания завязаны на проблемы формирования альтруистических – эгоистических отношений между людьми, внося свои коррективы в их поведение.

Социотехнический уровень сознания характеризуется в целом рациональным мышлением, способным сознательно оценить адекватность (точнее полноту) своей модели объективной реальности, предпринимая в случае необходимости направленные усилия (через создание соответствующих целевых смыслов) для ее уточнения (формирование новых знаниевых смыслов). На социотехническом уровне эмоциональные (субъективные) смыслы частично заменяются другими субъективными смыслами, связанными с расчетом выгодности кооперативных или конкурентных отношений. Для лучшего понимания поведения других людей делаются попытки создания формализованных моделей субъективной реальности (в основном этим занимается наука психология). Целевые смыслы этого уровня в значительной степени являются осознанными, и их реализация обычно осуществляется по определенному плану – продуманной системе мероприятий для достижения поставленной цели. Проблема, однако, в том, что на социотехническом уровне сознания мы все возникшие целевые смыслы считаем осознанными, не понимая, что часть из них сформировалась на более глубинных уровнях сознания и имеют свой смысл (необязательно целевой). Таким образом, можно сформулировать общее правило: чем сильнее задействованы в возникшей ситуации эмоции, тем больше шансов, что в ее разрешении первую скрипку будут играть все более глубокие (первичные) слои психики (сознания).

На определенной стадии развития в результате процессов рефлексии (саморефлексии) у каждого человека возникает вопрос о смысле своего существования. Ученые отмечают, что таких периодов в жизни человека обычно два. Первый связан с молодым возрастом, когда еще нет уверенности в партнере и карьере, второй – после выхода на пенсию (после 60 лет), когда люди остаются без работы и начинают терять близких [180].

Как мы отметили выше, ответ на вопрос о смысле жизни зависит, с одной стороны, от сделанного ранее выбора своего места в личной субъективной модели бытия, с другой стороны, от понимания термина «смысл». В нашем представлении термин «смысл» имеет три различных, хотя и в определенной степени, связанных между собой аспекта (они едины по принципам образования, но различны по сферам применения).

Исходя из вышеизложенного, в целом смысл жизни человека триедин, он состоит из познания (объективной реальности, себя, других людей), переживаний (эмоций и чувств) и достижений (поставленных целей). Любой из трех аспектов смысла жизни не может реализовываться без двух других, они создаются каждым человеком, но только в разных пропорциях.

Философы, успешные ученые и некоторые творческие люди часто декларируют свой смысл жизни в поиске новых истин, открытий, изобретений во всех трех реальностях. Для таких людей знаниевый смысл – ведущий [181], но это не значит, что два других смысла у них отсутствуют (эмоциональный и целевой). Как правило, процесс получения нового знания приводит к формированию сильных положительных эмоций (возникает эмоциональный смысл), а серьезных достижений вряд ли можно достигнуть без определенного планирования своей деятельности (целевого смысла).

Целевые смыслы в большинстве случаев связаны с реализацией тех или иных потребностей, которые имеют повышенную значимость для конкретного человека. Успешные руководители и бизнесмены уверены в том, что смысл их жизни заключается в  достижении ими поставленных, обычно весьма амбициозных целей. Но без знаний это вряд ли осуществимо, а достижение каждой промежуточной цели должно приносить эмоциональное удовлетворение. Если цель начинает довлеть над процессом жизни, то это приводит к ухудшению ее качества [151]. Большинство же людей ставят более простые цели – образовать семью, завести детей (могут быть выбраны варианты и иной жизненной стратегии), найти хорошую работу и т.п., что часто является вполне оптимальным решением проблемы смысла жизни, если только достижение этих целей сопровождается образованием достаточных знаниевых и эмоциональных смыслов. Одна из опасностей целевого смысла состоит в том, что некоторые конкретные цели имеют свойство достигаться, и, если они имели повышенную значимость для человека, это может временно приводить к возникновению чувства потери смысла дальнейшей жизни.

Гедонизм (эмоциональный смысл) еще у древних греков рассматривался как один из основных смыслов жизни. Полнота эмоционального и чувственного переживаний жизни (в основном положительной направленности) и сейчас имеет много сторонников. Напряженность современной жизни и усталость от гонки за успехом иногда приводят к переоценке человеком своих приоритетов смысла жизни, в частности, достаточно широкое распространение в наше время получило движение дауншифтеров, которые готовы снизить социальную и карьерную активность, включая снижение доходов, ради более размеренной и спокойной жизни. Однако следует учитывать, что безудержный гедонизм в отрыве от других смыслов ведет не к полноте жизни, а к ее деградации.

Таким образом, осмысленная жизнь – это жизнь, насыщенная гармонично сопряженными знаниевыми, эмоциональными и целевыми смыслами. Те люди, которые нашли свой смысл жизни, обычно счастливее и здоровее, чем те, у кого его нет [180]. Они даже спят более спокойно и реже страдают бессонницей [182].

Зачастую нежелание или неумение нести ответственность за свою жизнь приводит людей к поиску внешних смыслов их жизни, хотя, по мнению автора, они не могут полноценно заменить внутренние смыслы существования. Обычно в качестве таковых могут выступать различные функциональные цели, которые человек (как элемент определенной системы или иерархии) обязан реализовывать. Служение высшим силам, обществу, биосфере вполне может выступать определенным суррогатом личного смысла жизни. Заметим, что человек имеет право избрать или просто придумать себе любой смысл, который его устраивает, по крайней мере, это лучше, чем не иметь никакого смысла жизни, поскольку его отсутствие часто ведет к возникновению экзистенциального невроза и депрессии. Именно поэтому потребность в смысле жизни является объективно-субъективной системной потребностью, неудовлетворение которой в некоторых случаях может приводить к серьезному нарушению объективного гомеостаза организма, вплоть до его гибели (через суицид). Но необходимо учитывать, что некоторые суррогатные смыслы жизни могут быть более опасны для нее, чем отсутствие таких смыслов. Например, религия иногда позволяет человеку найти смысл жизни, но это может приводить к резкой смене образа его жизни, вплоть до вступления в террористические религиозные организации [183].

Другой популярный вариант поиска смысла жизни – попытки заглянуть в неведомое в основном через различные медитативные практики. Парадокс такого поиска заключается в том, что практикующие его люди считают, что они взаимодействуют с некими высшими слоями бытия, получая в итоге яркие впечатления о единстве мира и ощущая иногда сильные эмоции блаженства и счастья, в то время как реально они опускаются вниз, на другие уровни сознания, на которых мир еще не так расчленен (отсюда эффект единства), а эмоции не «смазываются» рациональным сознанием (происходит неконтролируемый выброс соответствующих нейромедиаторов). Такой поиск иногда полезен для здоровья, подпитывая эмоциональные смыслы человека, но заменить полноценный триединый смысл жизни он не способен.

В целом же можно заметить, что иногда опасно зацикливаться на поиске смысла жизни, если не знаешь, где его искать. Напомним ключевые слова для такого поиска – знать, действовать, чувствовать.

Литература к главе 4.4.4.1.2.17.

151. Американские ученые знают, что такое счастье. Оно не в деньгах. 04.06.2009. https://www.newsru.com/world/04jun2009/happy.html

179. Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.24243_1.html

180. Когда человек может узнать смысл жизни, выяснили ученые. 12.12.2019.   

181. Объяснение смысла жизни от нейроученого. 21.10. 2018. https://www.glavtema.ru/articles/2018-10-21/2495/ 

182. Смысл жизни помогает спать спокойно. 16.07.2017. https://www.nkj.ru/news/31790/

183. Ли Смит. Почему европейские девушки-подростки присоединяются к ИГИЛ? 28.10.2014. http://inosmi.ru/world/20141028/223941214.html