Адини. Великая княжна. Глава 14. Москва торговая

Александр Пругло
Глава 14. Москва торговая
- Всё! Выступаем! – я отставила мисочку с недоеденными фруктами и вскочила перед ребятами и девчатами. – Мы движемся по городу как простые три парочки купеческой молодежи. Каждый парень идёт с девушкой. Я – с Сергеем Гавриловым, Ксюша – с Андреем Ростоцким, Наташа – с Алексеем Андреевым. Васятка идёт сам, иногда пристраивается ко мне с Сергеем. Идём под ручку, держимся за руки или просто рядом друг с дружкой на близком расстоянии (хотелось сказать: “на пионерском расстоянии”, но здесь не поймут). Глазеем по сторонам, обсуждаем увиденное, обращаем внимание других на интересные обьекты и зрелища. В случае опасности подаём сигнал группе поддержки, поднимая руку и махая ею. Я забыла сказать Алексею, что сзади нас будут следовать на приличном расстоянии мои пажи, переодетые мастеровыми.
Васятка добавил:
- И внимательно следите за сумочками и карманами! Всё, что самое ценное спрячьте лучше всего во внутренние карманы. Особенно это касается, когда будем находиться в тесной толпе на рынке. Здесь много профессиональных воров и мелких воришек-карманников.
- Ещё раз напоминаю! – я попыталась сделать грозное лицо, что заставило некоторых моих спутников улыбнуться. – Не дай Бог, кто-нибудь назовет меня на людях “Ваше Императорское Высочество”. Прибью на месте! Для всех вас я сегодня просто Саша!
Первым рынком, куда нас повел Васятка, был так называемый Толкучий рынок, или Толкучка, или Толчек. Помню, что в моем мире в 1990-е толкучкой называли любой вещевой рынок в любом городе. Вот, оказывается, откуда произошло название!
- Эту рыночную площадь, - сказал Васятка, - называют Новой Площадью или просто Площадью. Отсюда пошло известное в Москве выражение “площадная ругань”, то есть самая грязная брань. На Толкучке сосредоточена почти вся Московская торговля крадеными и подержанными вещами. Торговля, как вы видите, ведётся как в лавках, так и с рук. Говорят, что под каждой лавкой здесь большие потайные подвалы, где прячется краденое. Здесь есть также постоянные торговцы, носящие товары, среди них бабы-торговки, татары, кустари, которые сами изготовляют неказистую грубую одежду и обувь.
Хотя я и рассчитывала купить что-нибудь для моей коллекции народной одежды, и хотя выбор здесь был довольно разнообразный, мне что-то расхотелось делать покупки. Потому что в основном вся одежда была грязная, ветхая, заношенная. А та, что смотрелась ещё более-менее, вызывала во мне отвращение, ибо, скорее всего, была краденая. Почти вся одежда была для русских простолюдинов, во всяком случае я не заметила национальных одежд других народов и народностей. Здесь были армяки,, поддевки, казакины, чуйки, зипуны, шушуны, тулупы, нижнее бельё. Многое было штопаное-перештопаное. Кроме одежды и обуви здесь продавали также домашнюю утварь, бывшую в употреблении: мебель, посуду, подсвечники, ведра, лопаты и многое другое. Торговцы и покупатели шумно бранились, толкались, торговались. Некоторые торговцы орали, завлекая покупателей, а иногда и хватали последних за руки, чтобы привлечь внимание к своему товару.
Потом мы прошли в ту часть площади, где рядами сидели бабы-торговки, продававшие съестные продукты, в основном в горячем виде. Когда, открывалась корчага или чугунок с варевом, то стоял столб пара. Здесь продавали щи, различные похлёбки, варёную картошку, гречневую кашу, развареную требуху. Васятка обратил наше внимание и на знаменитую “московскую бульонку,” от самого вида которой меня чуть не вырвало, когда Васятка обьяснил, что приготовляют эту “бульонку” из всевозможных трактирных и ресторанных объедков, переваренных в единую массу, и щедро сдобренных солью, лавровым листом и прочими специями.
- Зато вся эта еда очень дешёвая, - сказал Васятка, - за копейку можно купить миску щей, каши или кислого молока.
Напротив торговок находились грубо срубленные деревянные столы, за которыми покупатели и трапезничали. Возле этих столов ходили торговцы другими съестными товарами: жареной рыбой, вареными субпродуктами, подпорчеными фруктами, кусками нарезаного черного хлеба.
Мое внимание привлекли огромные ароматные пирожки с мясом за две копейки. Васятка пояснил:
- Начинка для этих пирожков покупается по дешёвке в трактирах и ресторанах, это обьедки и подпорченые мясные блюда. Вся эта пища предназначена для городской бедноты. Но я знавал одного обедневшего, опустившегося, спившегося дворянина, жившего в ночлежке, который любил, покупая “московскую бульонку”, выискивать в ней остатки “барской пищи”, чтобы вспомнить ее вкус.

Меня даже затошнило и чуть ли не потянуло на рвоту. Прошли дальше.

- Сейчас мы, - продолжил Васятка, - находимся на Никольской улице. В этом месте сосредоточена главная торговля лубочными картинками и игрушками, церковной утварью и иконами. Это потому что рядом располагаются Спасский монастырь и Казанский собор. Смотрите, какие великолепные иконы! Саша, не хотите ли приобрести такую красоту? Заметьте, что иконы покупать нельзя! Это священные предметы! Говорите: “Я хочу выменять эту икону!” После торга нельзя давать деньги продавцу в руки, а надо положить их на прилавок! А вот дальше находится Никольский книжный рынок – здесь сосредоточена почти вся московская торговля печатной продукцией. Многие лавки здесь специализируются на отдельных отраслях: у Анисимова продают юридическую литературу, у Ферапонтова - церковную и богословскую. А в лавке Кольчугина продаётся букинистическая литература, здесь можно купить очень редкие и старинные книги.
Обошли многие лавки, посмотрели товар. Многие книги я даже листала. Некоторые хотела бы купить. Жаль, что не успела ознакомиться с Императорский библиотекой, поэтому не имею представления, что мне стоит покупать, а что уже есть в библиотеке.
А Васятка тем временем продолжил посвящать нас в мир торговой Москвы:
- Вон там, в Богословском переулке находятся лавки торговцев тульскими стальными и медными изделиями, а также знаменитыми тульскими самоварами. Будем туда заходить?
Я отрицательно покачала головой. Васятка же продолжил:

- А дальше находятся переулки, где сосредоточена оптовая торговля обувью, ситцами, мехами, головными уборами, портновскими и сапожными принадлежностями. Здесь находится многочисленные торговые подворья - Казанское, Шуйское, Пантелеевское и другие.

Каждое подворье представляло собой огороженный двор с воротами. В этих дворах
грузились и разгружались подводы с товаром, сновало много рабочего люду. Там же были склады, выставки и конторы.

- Между Ильинкой и Варваркой также располагаются оптовые подворья, но уже торгующие чаем, пряностями, сахаром, мёдом, воском и всяким похожим товаром. Ну, а дальше - хлебные лабазы и живорыбные садки, где можно купить осетров, стерлядей и другую рыбу. Я вас туда не поведу, а то ещё провоняетесь рыбой! Пройдёмся лучше на Красную площадь, которую называют сердцем города.

В отличие от 21 века, когда Красная площадь стала местом проведения парадов и народных гуляний, тогда это место было местом размещения знаменитых торговых Рядов.  Перед Рядами стоял памятник Минину и Пожарскому. Мне показалось, что стоял он совсем не на том месте, где окажется через 180 лет.

Наш экскурсовод продолжил:

- Здания Рядов полностью сгорели во время пожара 1812 года, когда в Москве бесчинствовали солдаты Наполеона Бонапарта. Ряды были отстроены по новым проектам, с роскошным фасадом в классическом стиле, с колоннами и портиками. В 1818 году перед рядами был установлен памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса. Возле памятника вы видите множество торговцев пирожками, яблоками, ягодами и сладостями. Это место у нас называется "пирожковая биржа". Если фасад Рядов довольно красив на вид, то за фасадом вы увидите полнейший беспорядок и беспредел! Это потому что каждый лавочник строил строения по своему усмотрению.
И действительно, Ряды были кривые, лавки разной высоты и разного цвета. Узкие приходы между лавками были к тому же заставлены и завалены тюками, ящиками, мешками, коробками, бочками и прочей тарой.

- Посреди главного прохода вы видите сточную канаву, прикрытую досками. Её назначение - для отвода дождевой воды, однако она используется продавцами и некоторыми покупателями, извините, "для малых нужд" в качестве отхожего места, потому что общественных туалетов здесь нет. Вот почему вы ощущаете такие неприятные запахи! Система проходов Рядов очень запутанная. Каждый проход и называется рядом, специализирующимся на каком-либо виде товаров. Есть ряды Скобяной, Суконный, Шляпный, Шёлковый, Медный, Квасный, Охотничий и другие. Вдоль лицевого фасада Рядов параллельно Красной площади проходит Ножевая линия. Она самая популярная среди москвичей, а особенно среди москвичек. Хотя Ножевая линия имеет такое зловещее название, в настоящее время здесь продаётся совсем другое, а именно всякая отделка для пошива одежды, кружева, перчатки, галстуки, платки, шали, шляпы. Как видите, с одной стороны прохода располагаются лавки, а с другой – стеклянные шкафчики и ящики, называемые здесь “овечками”, из которых торгуют всевозможной мелочью и фурнитурой: нитками, иголками, носовыми платками, пуговицами, лентами, тесьмой, чулками, веерами. Основные покупательницы здесь – московские и заезжие купчихи, а также швеи-модистки. Ещё обратите внимание: здешние приказчики, в отличие от приказчиков других лавок носят европейскую одежду – брюки, жилетки, котелки. А в других лавках, как вы уже обратили внимание, продавцы одеты обычно в русские долгополые сюртуки, картузы и сапоги бутылками. Мы не будем заходить вглубь рядов, если не настаиваете. Могу сказать: чем глубже находятся ряды, тем они менее посещаемые, и тем экзотичнее и страннее встречаются товары. Иногда продают даже такое, что диву даешья, кто его такое купит! А ведь находятся покупатели!
- А теперь мы пройдём в Сундучный ряд, где находится знаменитая квасная лавка, пользующаяся особой популярностью среди москвичей и приезжих. Там всегда много посетителей, но многочисленный персонал обслуживает очень быстро и качественно. Саша, хотите туда сходить?
- Да, давайте сходим!
Добираться до квасной лавки было не очень удобно, потому что почти возле каждой сундучной лавки места вдоль прохода были заставлены или завалены всевозможными ящиками, досками, брёвнами и прочим хламом. Зато можно было полюбоваться разнообразными комнатными и дорожными сундуками, чемоданами, баулами. Эти изделия были очень красивыми, иногда расписаные различными техниками росписи, иногда кожаные, иногда оббитые по углам медными или железными пластинами, либо уголками.
Квасная лавка представляла собой большое, почти квадратное помещение с двумя большими, постоянно раскрытыми дверьми, но без окон, поэтому дневной свет проникал в помещение только через двери. Стены были голыми, закопчеными. Только напротив главного входа висела большая икона. Скамейки и столы были окрашены под орех, но липкие от кваса, поэтому я так и не решилась присесть.
Из лавки в погреб вела деревянная лестница, по которой сновали туда-сюда симпатичные молодые парни в синих кафтанах-сибирках. В погребе находились бочки с десятками видов кваса – ржаного, грушевого, яблочного, вишнёвого, малинового, черносмородинового. Вот поэтому парни, получив заказ, спешили в погреб и приносили оттуда запотевшие кувшины с ледяным квасом заказанного вида. Стоявший за прилавком приказчик разливал этот квас в высокие кружки, после чего парни относили эти кружки заказчикам.
- Все квасы здесь, - сказал Васятка, - высочайшего класса. Большинство из них сделаны по особым секретным рецептам. Я порекомендовал бы вам попробовать квас малиновый и черносмородиновый. А к такому квасу очень хорошо подойдут горячие пирожки с вареньем. Я их всегда покупаю у одного и того же пирожечника. Здесь много разносчиков различных вкусностей к квасу: пирожков, белорыбицы, ветчины и других съестных припасов. А пирожков здесь можно купить всяких, с разнообразной начинкой: с творогом, с капустой, с яйцом, с яблоками, с грибами.
Мы немного перекусили и двинулись дальше. Васятка привёл нас в Охотничий ряд. Охотничий ряд, как оказалось, находилась на том месте, где в начале XXI века будет Манежная площадь.

- Из всех московских продовольственных рынков Охотничий ряд считается самым престижным. В этом месте закупаются самые шикарные рестораны и повара московских вельмож.
- А почему здесь такая ужасная вонь? – поинтересовалась я.
- Потому что на задних дворах здешних лавок полнейшая антисанитария: тучи мух, полчища крыс, выброшенные испорченные продукты. А спереди все лавки выглядят весьма добротно и привлекательно, вымыты и вычищены, что даже блестят! Все лавки здесь двухэтажные, на вторых этажах размещаются жилища лавочников. Лавки не являются их собственностью. За аренду лавки платят по 2-3 тысячи рублей в год. Лавок здесь огромное количество, я затрудняюсь назвать даже приблизительную цифру. Вся улица представляет собой бесконечные ряды таких лавок, каждая из которых обычно специализируется на одной группе продуктов. Есть лавки мясные, рыбные, зеленные, молочные. Здесь также встречаются лавки с лубочными картинками и букинистическими книгами.
От обилия продуктов даже глаза разбегаются. Возле овощных лавок лежали целые груды редьки огурцов, редиски, капусты. В колбасной лавке со стен и потолков свисали сотни видов колбас, вареных, сыровяленных, копчёных. Одни названия колбасных изделий чего стоили. Здесь была колбаса Московская, Польская, Углицкая, Вестфальская, Баварская.
Мы шагали по улице, когда случился неприятный инцидент. Я даже не сразу поняла, что произошло. Кто-то больно дернул меня за руку и вырвал сумочку. Васятка мгновенно кинулся мне за спину и поймал какого-то пацана-оборвыша, забрал у него сумочку. Однако непонятно откуда появились три страшных, огромных мужика и двинулись на нас. Не сговариваясь, ребята подняли вверх руки, подавая условный сигнал, а сами пошли навстречу амбалам. Девчонки тем временем оттеснили меня к стенке и прикрыли собой. Защищают свою великую княжну! Умнички! В считанные секунды  за спинами нападающих появились наши ребята-“мастеровые”, а совсем скоро прискакали и конные казаки, от которых прохожие испуганно жались к стенке. Бандитов быстро повалили на землю.
- С вами всё в порядке? – обратился ко мне Костя и, увидев мой кивок, сказал: - Можете идти всей компанией дальше, мы тут сами разберемся!
Мы пошли вдоль по улице, возбужденные происшедшим. Я обратилась к своим спутникам:
- Что-то мне расхотелось дальше исследовать Москву! Васятка, Найдите-ка приличный трактир или другое заведение. Посидим поедим обсудим увиденное.
- Трактир не подойдёт! В Москве не принято женщинам посещать трактиры! Если только перекусить, то недалеко есть кондитерские, булочные. А самая лучшая московская булочная купца Ивана Филиппова, изобретателя булочки с изюмом!
- Так уж и изобретателя?  - удивилась я. – Неужто до него никто не додумался до таких булочек?
- Там целая история, смешная очень, - сказала Наташа. – Я лично слышала, как купец Филиппов рассказывал её моему папеньке.
- Расскажите! – вырвалось у меня. – Не терпится послушать!
- Приехал как-то к Филиппову один чиновник – проверяющий. Ел булочку и вдруг увидел в ней запеченного таракана. Гневно спрашивает: “Что это?” – “Изюм-с” – не растерялся Филиппов, схватил таракана и тут же съел! Чиновник не поверил: “Разве булочки с изюмом бывают?” Филиппов испросил разрешения отлучиться по нужде. Вбежал в пекарню, где работник месил тесто для булочек и высыпал в это тесто полмешка изюма. Позже угощал этими булочками чиновника, которому булочки очень понравились.
- И таким образом Филиппов спас своё дело! – восхитилась я. – Или, как говорят англичане, свой бизнес! Молодец!
- У Филиппова, - вставил Алексей, - весь хлеб, вся выпечка высочайшего качества, бесподобно вкусная!
- Только у него постоянно огромные очереди, - ответил Васятка. – Почитай вся Москва, от простолюдинов до аристократов, предпочитает его хлебную продукцию!
- Ну, я по знакомству могу провести вас без очереди, - сказала Наташа, на что я ответила:
- Что-то я устала, не хочется заводить новые знакомства. Давайте найдем что нибудь попроще!
Зашли в ближайшую кондитерскую, купили пирожков, заказали два чайника чаю. Обсудили сегодняшнюю экскурсию. Я честно призналась, что она мне не понравилась. Именно сама экскурсия, увиденное, а не экскурсовод! Васятка был великолепен! Мне не понравились сами рынки, лавки, сам город. Конечно, я и раньше не думала сравнивать Москву сегодняшнюю с Москвой 21 века. Однако то, что сегодня увидела, превзошло даже самые худшие мои ожидания.
Поблагодарила своих спутников за действия по моей защите. Особо отметила барышень, что они не растерялись и кинулись меня защищать. Сказала, что никогда этого не забуду и обязательно отблагодарю их достойно.