1928-1932ггвгХабаровске

Ольга Щербакова 3
   Продолжение выступления Алексея Лифантьевича Федорова «Хабаровск – город воинской славы»
2 часть. 1928- 1932 г.г. в г. Хабаровске

   Небывалый созидательный процесс начался , когда в конце 1920 годов в стране был разработан и принят первый пятилетний план ( 1928 – 1932 годы).

    За это время заработали в городе электростанция, водопровод, телефонная связь.

    Город стал застраиваться планово. На северо-западной   окраине развернулось строительство нефтеперерабатывающего завода, электростанции, мясокомбината и мыловаренного завода. В юго - восточной части города один за другим закладывались заводы:  «Авторемлес», судостроительный, лесопильный, известковый, кирпичный, мелькомбинат, судоверфь, махорочная фабрика.

    На базе Амурской военной флотилии был заложен судостроительный завод имени Кирова, а недалеко от  центра в лесном массиве – авторемонтный завод, ныне «Дальэнергомаш».

    «На примере Хабаровска можно было отслеживать ход реализации курса на индустриализацию, проводимого советским государством.

   В октябре 1932 года в городе работало уже 38 промышленных предприятий.

   Индустриализация давалась городу нелегко. Например, первостроитель авторемонтного завода, а затем работник «Дальэнергомаша» Герой Социалистического Труда В.И. Размахнин вспоминал: «Приехали строить в 1932 году в лаптях…  Котлованы под фундаменты копали вручную. Всё вручную делалось. На всю стройку одна единственная бетономешалка… А кирпич таскали на «козулях», закреплёнными за спинами. Жили в палатках, рядом с тем местом, где строили… Тем не менее, через полтора года с нового завода ушла первая партия отремонтированных автомобилей» .

   А в 1936 году завод был полностью построен.

   Всем миром города ввели  в строй в октябре 1934 года электростанцию, горожане получили свет и тепло. Во второй пятилетке темпы строящихся предприятий промышленности только возрастали.

   В 1934 году количество населения города Хабаровска стало уже больше ста тысяч человек.