Искали глухую резьбу XIX века

Светлана Шуга
Вдохновившись книгой "Резное дерево Городца", которую в прошлом году удачно дали почитать друзья, а я всё никак её не отдам, отправились в краеведческую экспедицию в Городецкий район.

Самое сложное для такого вояжа зимой - встать до обеда, иначе на место приедешь впотьмах (такое разочарование в этом году уже бывало) и будет не до съёмок. С этим на второй день выходных мы справились, хотя утром я всё кляла.

Планировали добраться до деревушки С., где я хотела посмотреть, жива ли ещё глухая резьба одного мастера, да две дороги, которые показал к ней навигатор, оказались под снегом. Либо деревня уже нежилая, либо трактор не проезжал несколько дней. Скорее, первое, так как в целом, между деревень нормально чистят. Либо же есть третий путь, который я не нашла.

С. была не единственной деревней в намеченном маршруте, так что я не сильно расстроилась. Тем более, что в первой же деревне по пути наткнулись на светёлочное окошко XIX века. В верном направлении движемся! Ещё через несколько деревень моя прежняя (диванная) догадка окрепла и стала уверенностью: сюда можно приезжать вслепую, без конкретной цели, и, катаясь по деревушкам, делать восхитительные открытия. Вот дом с богатыми ажурными наличниками, вот в следующей деревне - ещё один, не хуже, да ещё и старинные ворота хозяева бережно сохранили, ставя за ними современный гараж - понимают, что это произведение искусства, класс. Вот на старом заброшенном доме уцелело дальнее окошко со ставнями. А вот тут сохранились под крышей резные доски и часть великолепного деревянного крыльца, да всё остальное зашили современным материалом, как жаль…

Немного поколесив, добрались до Николо-Погоста, где нас тут же приветствовал местный котик. В центре села - монументальный храмовый комплекс - невероятных размеров колокольня в строительных "лесах", не уступающий ей по размерам храм (видимо, летний) и миниатюрный изящный храм (соответственно, зимний, с отоплением), одна из маковок которого выкрашена в небесно-голубой цвет с золотыми звёздами. Сохранились кирпичные столбы, окружающие территорию, которые сами по себе как произведения искусства, и ворота (парадные, и менее парадные, скажем так)). Комплекс восстанавливается, и я очень люблю вот именно это переходное состояние, когда разрухи уже нет, но ещё видно, как по архитектуре прошлось Время.

Храмы стоят на высоком берегу, внизу - озеро, затем луга, Волга, а за ней дымит и шумит Балахна. Какие тут, наверное, закаты! Надо обязательно вернуться и посмотреть весной…

Вспомнили, что весной приезжали погулять по Балахне и видели этот комплекс с другого берега, обсудили, что надо как-нибудь доехать, посмотреть, да и забыли. Но Вселенная не забыла.

У одного из домов на красной линии наткнулись на штендер, который сообщал что перед нами - дом мещанина Мохова, украшенный резьбой с необычными неповторяющимися мотивами. Гневно перевели взгляд на коттедж, обшитый досками. Как так?! Потом прочитали то, что написано мелким шрифтом: убранство приобрёл много лет назад Санкт-Петербургский "Русский Музей". Память моментально подбросила мне нужную картинку из интернета. Точно! Я ведь его видела… Двоякое чувство, немного грустно. Безусловно, там оно сохраннее, и больше людей его увидит, но когда смотришь на шедевры деревянного зодчества там, где они создавались и жили - это совсем другая сказка. Собственно, за ней и ездим.

Николо-Погост подарил ещё несколько архитектурных находок, так что уезжала я счастливая, но с лёгкой недосказанностью. Уверена, что посмотрели не всё. Надеюсь, ещё вернёмся.