Сдал ли В. Путин Арцах И. Алиеву? Таки да, сдал I

Эдуард Волков
Полное название: <<Сдал ли В. Путин Арцах И. Алиеву? Таки да, сдал и даже не поморщился. (Правда, ложь и демагогия президента РФ).Часть первая>>.


ПРЕАМБУЛА

После широкомасштабного ужаснейшего террористического акта ХАМАСа 7 октября против Израиля и последующей военной операции ЦАХАЛ против террористов ХАМАС, трагедия армян Арцаха в мировых СМИ по вполне понятным причинам отошла на второй план.

Тем не менее, не охватывая всего комплекса причин, которые привели к агрессии Азербайджана 19-20 сентября 2023 г.  против НКР и, как следствие, к почти тотальному исходу армян из Арцаха (НКР), считаю своим долгом остановиться на одной из них – на двуличной политике Кремля в последние годы  в отношении Нагорного Карабаха, которая наглядно продемонстрирована президентом РФ в его выступлении на Валдайском форуме и в интервью О. Волковой. 



Как известно, на пленарном заседании XX-го Валдайского клуба его модератор попросил президента РФ В. Путина прокомментировать высказывание председателя Евросовета Шарля Мишеля: “Россия предала армянский народ.”

Реакция ВВП была  весьма своеобразной: "Чья бы корова (В. Путин, нервничая, произнёс “кобыла”) мычала, а твоя бы молчала, как-то так у нас говорят в народе", -  такой, не вполне корректной для дипломатии пословицей В. Путин прокомментировал слова Мишеля о том, что "Россия предала армянский народ"

Очевидно, что слова председателя Евросовета задели В. Путина за живое и, как я полагаю, не в последнюю очередь потому, что содержали большую долю истины.

После словесной оплеухи Председателю Евросовета Президент России весьма детально в одном случае, и бегло в другом стал доказывать аудитории и всему миру, что Шарль Мишель не прав, и что он, В. Путин сделал всё, что только возможно, и в случившемся виноват только Н. Пашинян и власти Нагорного Карабаха.

В начале своего дискурса В. Путин указал на огромную ошибку, по его мнению, руководства НКР и Армении, когда те отказались от   российского компромиссного предложения в целях мирного разрешения Нагорно-Карабахского конфликта:

<<Россия 15 лет предлагала Армении пойти на компромисс и вернуть Азербайджану 5 территорий Карабаха и 2 оставить за собой, но они отказались.
      
Наши друзья нам говорили: это создаст для нас определенные угрозы, мы будем сражаться, на это пойти не можем. Дело дошло до вооруженных столкновений в 2020 году>>.

В Армении этот компромиссный вариант урегулирования, о котором рассказал президент РФ и названный «планом Лаврова», был принят в штыки.


Далее, несомненно, Президент РФ был прав, когда выразил удивление тем фактом, что, когда Нагорный Карабах <<объявил о своей независимости, никто ее не признал, даже Армения, хоть это и странно>>.

https://t.me/edvk49politolog/8118

Безусловно, не признание независимости НКР со стороны Армении более чем странно.

Однако, думается, этой странности есть простое объяснение: руководители Армении исходили из того, что Нагорный Карабах должен быть присоединён к Армении, а не существовать в качестве второго армянского независимого государства сколь-нибудь продолжительное время.

Так, к примеру, летом 2019 года в ходе своего визита в Степанакерт премьер-министр Армении Никол Пашинян провозгласил, что «Арцах — это Армения, и точка!», используя армянский топоним Карабаха, и стал скандировать «Миацум!», то есть <<Воссоединение>>.

Но надо признать и другую очевидность, что в конкретно-политической и геополитической ситуации того времени идея «Миацума» являлась всецело утопической.

Маргарита Симоньян в своем вопросе президенту на Валдайском форуме заявила, что «все прекрасно понимают, что Пашинян был приведен к власти для того, чтобы сдать Карабах».

Но Путин с ней не согласился.

Во-первых, потому, - отметил он, - что это был «выбор армянского народа». И во-вторых, «что Пашинян стремился сдать Карабах – я тоже не согласен.  Ведь давайте вспомним: когда он пришел к власти, он сказал о том, что Карабах – это часть Армении. Такого никогда никто до него не говорил».
 
Почему же тогда Армения все-таки потеряла Карабах?

А вот почему.
В. Путин повторил: «мы много раз на протяжении последних лет 15 предлагали нашим армянским друзьям пойти на компромиссы. Какие? Вернуть Азербайджану пять районов вокруг Карабаха, два оставить за собой и таким образом сохранить территориальную связь между Арменией и Карабахом...»

Далее, президент России объяснил, почему, по его мнению, нужно было как можно скорее найти компромисс: «Азербайджан растет, экономика развивается, это нефтегазодобывающая страна, там уже свыше 10 миллионов населения, давайте сравним потенциалы» (Азербайджана и Армении. – Э.В.).
 
Россия со своей стороны была готова провести, - продолжал президент РФ, -  соответствующие решения в рамках Совета Безопасности ООН, гарантировать безопасность этого возникающего естественным образом Лачинского коридора между Арменией и Карабахом, гарантировать безопасность армян, проживающих на этой территории. «Но нет, нам сказали: нет, мы на это пойти не можем. А что будете делать? Будем сражаться».

Конечно, как показали дальнейшие события, “план Лаврова” был бы лучшим решением, так как гарантировал в течение длительного периода де-факто независимость Нагорного Карабаха.

Здесь надо указать на еще одну ошибку Н. Пашиняна, о которой В. Путин не счёл нужным указать : если прежние власти Армении, будучи несогласными с “планом Лаврова”, тем не менее вели переговоры для минимизации и управляемости рисков, то Пашинян с приходом к власти полностью его отверг.

И это при том, что "план Лаврова" был консолидированной позицией всех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а не только российским предложением.


Этот рефрен в виде слов Пашиняна «будем сражаться» повторялся в подробном путинском рассказе о действиях армянского премьера не раз, однако не было ясно, СОБИРАЛСЯ ЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ «СРАЖАТЬСЯ» ГЛАВА АРМЕНИИ И ГОТОВИЛ ЛИ ОН АРМИЮ АРМЕНИИ К ЭТОМУ СРАЖЕНИЮ.

С изложенным мнением В. Путина об ошибках руководства Армении и НКР не согласился экс-президент С. Саргсян: “Армения никогда не отказывалась от предложений по Карабаху”. (https://t.me/SputnikARM/62154).

<<;В 2011 году в Казани именно Азербайджан отказался подписывать документ. К тому же до апреля 2018 года (ухода Саргсяна из власти – ред.) Ереван не обсуждал ни одну бумагу, кроме общеизвестной формулы компромиссов.

;В нынешней ситуации у Нагорного Карабаха и его руководства не было возможности сопротивления. Против самоопределения НК боролся не только Азербайджан, но также нынешние власти Армении и один из предыдущих карабахских лидеров (имен экс-президент называть не стал).

;Попытки свалить вину на других обречены, поскольку весь мир в курсе, кто и каким образом сдал Нагорный Карабах. А обвинения в адрес бывших глав НК Аркадия Гукасяна и Бако Саакяна, а также последнего лидера Самвела Шахраманяна, беспочвенны>>.
https://t.me/SputnikARM/62679



В. Путин и в других своих дискурсах(к примеру, отвечая на вопрос  журналистки РИА «Новости» О. Волковой)отрицал какую либо вину России, точнее собственную  в случившейся трагедии в НКР, настаивая при этом на том, что,
ВО-ПЕРВЫХ, у российских миротворцев был только СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗА РЕЖИМОМ ПРЕКРАЩЕНИЕМ ОГНЯ, а,
ВО-ВТОРЫХ, раз за разом  повторяя, что главная загвоздка в переговорах между Арменией и Азербайджаном  было ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТУСА Нагорного Карабаха, а после того, как Н. Пашинян в Праге осенью  2022 г. заявил, что Нагорный Карабах  - это часть Азербайджана, то это его заявление, мол, КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛО СИТУАЦИЮ и руководство Армении ЗАКРЫЛО  ТЕМУ О СТАТУСЕ НКР(? – Э.В.), признав, что она является частью Азербайджана.
http://kremlin.ru/events/president/news/72502



ОДНАКО В. ПУТИН ЛУКАВИТ И ВВОДИТ ЧИТАТЕЛЕЙ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПО ТРЁМ, КАК МИНИМУМ, ПУНКТАМ.

I.ПРЕЗИДЕНТ РФ ПРЕДНАМЕРЕННО СУЖИВАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ “СТАТУС НАГОРНОГО КАРАБАХА”.

В. Путин преднамеренно суживал понятие “СТАТУС” Нагорного Карабаха , сведя его только к двум вариантам – в составе Армении или в составе Азербайджана, а значит, других особых статусов НКР( к примеру, ТОТ ИЛИ ИНОЙ ВИД АВТОНОМИИ В СОСТАВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА), по его мнению,  быть не могло.

Конечно, армяне Арцаха хотели только одного – воссоединение с Арменией и в ходе свободного волеизъявления на референдуме под международным контролем проголосовали бы только таким образом.

Но ведь Азербайджан отвергал компромиссные варианты предоставления какой-либо формы политической или территориальной этнической автономии для армян Нагорного Карабаха(хотя, понятно, что армяне НКР на это не согласились бы, но это уже другой вопрос) и в ходе своей агрессии 19-20 сентября НЕ ТОЛЬКО ГРУБО НАРУШИЛ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ОТ 9 НОЯБРЯ 2020 Г., НЕ ТОЛЬКО  ЛИКВИДИРОВАЛ НКР, НО ВЗАМЕН ОБЕЩАЛ – ЯВНО ИЗДЕВАЯСЬ -  ТОЛЬКО КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКУЮ АВТОНОМИЮ.

В. Путин  сознательно умалчивает, идя на поводу у И. Алиева, что у НКР в составе Азербайджана, в свою очередь, могли быть различные статусы: ПОЛИТИКО/ГОСУДАРСТВЕННО -ЭТНИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ в том или ином виде  с широкими полномочиями(которая  обладала бы  многими  признаками государства, а следовательно, имели бы  свою территорию, флаг, герб, гимн, органы власти, официальный язык или языки, законодательство, по примеру Татарстана или Чечни в РФ),  или АДМИНИСТРАТИВНО -ЭТНИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ в той или иной форме  с ограниченными  полномочиями(по примеру Гагаузии в РМ).(Очевидно, что теоретически могущая быть еще КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ к  случаю с НКР не подходит).

Чтобы меня не обвинили, что я сознательно искажаю позицию В. Путина, процитирую соответствующий фрагмент интервью целиком:

<<Все предыдущие годы всё крутилось вокруг одного и того же вопроса – статуса Карабаха. Вдаваться в детали не буду, но хочу сказать, что мы многократно на протяжении предыдущих десятилетий были близки к соглашению по Карабаху.

В чём всегда заключалась проблема? Договаривались о том, что должен быть проведён референдум, но одна сторона говорила, что не может назвать срок этого референдума, – это Азербайджан. Потому что, если в текущих условиях референдум будет проведён, – и независимо от того, завтра или даже через 20 лет, – результат референдума будет понятен. И поэтому предлагалось просто отнести это на решение будущих поколений.

Армянская сторона, наоборот, настаивала на том, чтобы определить дату проведения референдума, а на этом референдуме определить статус Карабаха. Потому что тоже исходили из того, что даже если референдум будет проведён через 20 лет, то при сегодняшнем составе населения результат будет очевиден.

Вот в этом была соль проблемы, вокруг этого всё крутилось, понимаете? В этом была самая главная загвоздка – в этом, то есть в определении статуса.

А в прошлом году в Праге руководство Армении эту тему закрыло и сказало: Карабах – это часть Азербайджана. Обозначило даже количество квадратных километров и сослалось на договор 1991 года, когда госграницы бывших союзных республик определялись по границам, которые сложились в Советском Союзе. Всё, тема закрыта.

Поэтому, когда в ноябре 2020 года мы договорились о пребывании наших миротворцев на этой территории, во-первых, мандат у них заключался только в одном – В НАБЛЮДЕНИИ ЗА РЕЖИМОМ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОГНЯ. И во-вторых, всё-таки ОКОНЧАТЕЛЬНО СТАТУС КАРАБАХА НЕ БЫЛ ОПРЕДЕЛЁН – в этом соль проблемы, повторяю ещё раз>>.
http://kremlin.ru/events/president/news/72502

Действительно, по Трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г. окончательно статус НКР не был определён. Здесь В. Путин говорит правду.

Однако и после заявления Н. Пашиняна, что НКР – часть Азербайджана вопрос О СТАТУСЕ НКР ОСТАВАЛСЯ ОТКРЫТЫМ, А НЕ БЫЛ ЗАКРЫТ, как утверждает В. Путин.

Президент РФ не только  преднамеренно суживает понятие статуса НКР в угоду И. Алиеву, чтобы оправдать его агрессию против НКР, он точно так же преднамеренно неправильно интерпретирует заявление Н. Пашиняна, что Нагорный Карабах – часть Азербайджана.


II.ПРЕЗИДЕНТ РФ СОЗНАТЕЛЬНО ИСКАЖАЕТ ЗАЯВЛЕНИЕ Н. ПАШИНЯНА И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗ НЕГО.

Прежде всего следует напомнить следующую ремарку Н. Пашиняна. “Армения никогда не уточняла, в каких границах признает территориальную целостность Азербайджана

Весь процесс, начиная с Алма-Атинской декларации, шел согласно этой логике”.

"Если речь идет о самоопределении Нагорного Карабаха, то он сам должен вести переговоры. Когда это происходит иначе, вопрос автоматически становится территориальным конфликтом"
https://t.me/SputnikARM/55096


Заявление Н. Пашиняна носило политико-правовой характер и касалось только взаимоотношений между Арменией и Азербайджаном, открывала возможность для заключения мирного договора между двумя странами, НО НЕ ИМЕЛО НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАТУСУ НКР В СОСТАВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА – то ли ПОЛИТИКО/ГОСУДАРСТВЕННО -ЭТНИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ в том или ином виде , то ли АДМИНИСТРАТИВНО -ЭТНИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ в той или иной форме.

Поэтому после Заявления Н. Пашиняна ВОПРОС О СТАТУСЕ НКР В СОСТАВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА ДОЛЖЕН БЫЛ БЫТЬ РЕШЕН МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ АЗЕРБАЙДЖАНА И ВЛАСТЯМИ НКР, А НЕ УПРАЗДНЁН КАК ТАКОВОЙ.

[Правда, сразу же оговорюсь, что, делая своё упомянутое заявление, Н. Пашинян допустил еще одну ошибку: Он должен был жестко обусловить признание, что   “НКР – часть Азербайджана” необходимостью предоставления НКР территориальной автономии в составе Азербайджана.

В. Путин был совершенно прав, когда указал, что в Ереване и на Западе «должны были подумать о судьбе армян Карабаха» (признавая его частью Азербайджана).
«Нужно было прописать какой-то статус этих людей, но ничего этого не было сделано. Было только задекларировано, что Карабах — часть Азербайджана».].

В. Путин же делает вид, что проблема статуса НКР автоматически исчезает, коли продекларировано, что НКР является частью Азербайджана.

Но следуя этой логики тогда надо упразднить все политико-этнические автономии в составе России и превратить их в обычные территориальные автономные регионы, ведь все они являются частью РФ.

Или, иначе говоря, раз тот или иной этнос, живущий на своей территории, признаёт, что он субъект РФ, то нет необходимости для него учреждать какую-либо политико-этнические автономию.

Понятно, что это - антидемократическая позиция и имеются все основания – и исторические, языковые, и культурные и т.д. – для учреждения тех или иных видов политики- или территориально-этнических автономий в составе России.
ОЧЕВИДНО, ЧТО АНАЛОГИЧНАЯ ПОЗИЦИЯ ДОЛЖНА БЫЛА ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ И ПО ОТНОШЕНИЮ К АРМЯНАМ НАГОРНОГО КАРАБАХА.

ОДНАКО ЕЁ ПРОИГНОРИРОВАЛ НЕ ТОЛЬКО И. АЛИЕВ, НО И В. ПУТИН.

ДАЛЕЕ, в правовом плане заявление Н. Пашиняна о признании НКР частью Азербайджана абсолютно ничего не меняло, ибо всё международное сообщество, включая и Россию, и так полагало, что Нагорный Карабах – это часть Азербайджана и вопрос о статусе продолжал ОСТАВАТЬСЯ ОТКРЫТЫМ И ПОСЛЕ ЗАЯВЛЕНИЯ Н. ПАШИНЯНА, а не закрытым, как ЛЖИВО УТВЕРЖДАЛ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ.

Иначе получается, что любая центральная власть государства, имеющая в своём составе политико-этническую автономию, вправе силой упразднять эту автономию – Грузия Абхазию и Южную Осетию, Молдова – ПМР и Гагаузию и т.д.

ИТАК, ВОПРЕКИ МНЕНИЮ В. ПУТИНА (ЛЖИВОМУ, ИЛИ НЕВЕЖЕСТВЕННОМУ, ЧТО ДЛЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА ЕЩЕ ХУЖЕ) НАГОРНЫЙ КАРАБАХ И В СОСТАВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА МОГ И ДОЛЖЕН БЫЛ ОБЛАДАТЬ ОСОБЫМ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫМ ЭТНИЧЕСКИМ СТАТУСОМ.

Напомню, что в составе Азербайджанской ССР в течение почти семидесятилетий(с 7 июля 1923 г.) существовала НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ, которая была ликвидирована 26 ноября 1991 года Верховным Советом Азербайджана, после того, как 2 сентября 1991 года была провозглашена НКР, в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.



III.ПРЕЗИДЕНТ РФ ГОВОРИТ НЕПРАВДУ, ЧТО У МИРОТВОРЦЕВ РОССИИ В НКР БЫЛА ТОЛЬКО ФУНКЦИЯ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗА РЕЖИМОМ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОГНЯ

Точно так же, как и в предыдущих двух случаях, В. Путин вводит общественность в заблуждение, утверждая, что у миротворцев РФ в Нагорном Карабахе была только функция наблюдателей за прекращением огня и ничего больше. И при этом он сослался на Трёхстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. в. Путина, Н. Пашиняна и И. Алиева.


Поэтому для начала опубликуем  полный текст Трехстороннего заявления по Карабаху, размещенный на сайте Кремля.

ТЕКСТ ТРЕХСТОРОННЕГО ЗАЯВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНА, ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА АРМЕНИИ И ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ОТ 9 НОЯБРЯ 2020 ГОДА
<<Мы, Президент Азербайджанской Республики И.Г.Алиев, Премьер-министр Республики Армения Н.В.Пашинян и Президент Российской Федерации В.В.Путин, заявили о следующем:
1. Объявляется о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта с 00 часов 00 минут по московскому времени 10 ноября 2020 года. Азербайджанская Республика и Республика Армения, далее именуемые Сторонами, останавливаются на занимаемых ими позициях.
2. Агдамский район возвращается Азербайджанской Республике до 20 ноября 2020 года.
3. Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развертывается миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.
4. Миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил. Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации - 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения.
5. В целях повышения эффективности контроля за выполнением Сторонами конфликта договоренностей развертывается миротворческий центр по контролю за прекращением огня.
6. Республика Армения до 15 ноября 2020 года возвращает Азербайджанской Республике Кельбаджарский район, а до 1 декабря 2020 года - Лачинский район. Лачинский коридор (шириной 5 км), который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией и при этом не будет затрагивать г. Шушу, остается под контролем миротворческого контингента Российской Федерации.
По согласованию Сторон в ближайшие три года будет определен план строительства нового маршрута движения по Лачинскому коридору, обеспечивающий связь между Нагорным Карабахом и Арменией, с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута.
Азербайджанская Республика гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.
7. Внутренне перемещенные лица и беженцы возвращаются на территорию Нагорного Карабаха и прилегающие районы под контролем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
8. Производится обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами, и телами погибших.
9. Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.
По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана>>.
  .

Как можно убедиться, в Трехстороннем заявлении, ВО-ПЕРВЫХ, по всему тексту нет нигде слова НАБЛЮДАТЕЛИ, НИГДЕ НЕ СКАЗАНО, ЧТО МИРОТВОРЦЫ РФ ОБЛАДАЮТ ТОЛЬКО СТАТУСОМ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗА РЕЖИМОМ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОГНЯ.

К примеру, с 1993 г. по 2009 г. на линии разграничения между Абхазией и Грузией действовала Миссия ООН по НАБЛЮДЕНИЮ в Грузии,  главные задачи которой  заключались в мониторинге и контроле за осуществлением грузинской и абхазской сторонами Соглашения 1994 года о прекращении огня.

В Трехстороннем же соглашении слова наблюдение нет. Есть, правда, термин, “контроль” (за прекращением огня).

ОДНАКО,

ВО-ВТОРЫХ, нет конкретного ответа на вопрос: что должны делать миротворцы России в случае, если Армения или Азербайджан нарушат в одностороннем порядке режим прекращения огня вдоль линии соприкосновения сторон.
ТОЛКУЙ, КАК ТЕБЕ ВЫГОДНО.
Россия может и могла задействовать миротворцев и дополнительные силы для прекращения огня, а может и могла не задействовать.

Именно поэтому примерно через десять дней, 21 ноября 2020 г. министры обороны России и министры обороны Армении подписали «МАНДАТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В ЗОНЕ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА» - https://rus.azatutyun.am/a/32253043.html.

Уважаемый Владимир Владимирович или НЕ ЗНАЛ О ЕГО СУЩЕСТВОВАНИИ, ИЛИ ПРОСТО ЗАБЫЛ О НЁМ, когда публично утверждал, что не было никакого другого документа, кроме Трехстороннего заявления, который регламентировал бы действия российских миротворцев в случае нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана.

Согласно этому упомянутому МАНДАТУ, миротворцы имели право применять оружие и там перечисляются все эти случаи.

Азербайджан отказался подписать этот мандат, но в мандате нет ни слова о том, что он вступает в силу только в том случае, если его подпишут все стороны.

Так, Согласно этому документу, миротворческие силы, дислоцированные вдоль линии соприкосновения в Карабахе и вдоль Лачинского коридора, должны обеспечивать безопасный проезд всех видов транспортных средств, беспрепятственную доставку международной гуманитарной помощи, мониторить режим прекращения огня, РЕАГИРОВАТЬ НА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА О НЕПРИМЕНЕНИИ СИЛЫ, противодействовать беспорядкам в зоне ответственности, способствовать полноценной жизни в Карабахе, защищать жизненно важные объекты и т.д.

Согласно документу, при выполнении поставленных задач миротворческий контингент имеет право применять оружие в следующих условиях: в случае попытки принудительного отстранения персонала от выполнения возложенных на него задач; в случае насильственных посягательств со стороны вооруженных формирований или отдельных лиц; В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УГРОЗЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ.

В августе прошлого года(2022 г.) на заседании правительства премьер-министр Армении, касаясь этого документа, сказал, что Азербайджан отказался его подписать, но добавил: «Для полной реализации этого мандата достаточно подписи Армении и России, а если нет, значит, необходимо принять меры по подтверждению этого мандата на международном уровне или наделению миротворцев более широким международным мандатом».

Позже, в январе этого года (2023 г.), на пресс-конференции Пашинян вновь заявил, что документ является продолжением трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года и может действовать без подписи Азербайджана.

«Правда, Азербайджан не подписал его, но, если мне не изменяет память, в этом документе нет ни одного указания на то, что он вступает в силу только после того, как его подпишут три стороны», - сказал премьер-министр. https://rus.azatutyun.am/a/32253043.html.

Вместе с тем следует указать, что некоторые специалисты, вопреки мнению Н. Пашиняна, утверждали, что упомянутый мандат по причине отсутствия подписи Азербайджана, не имеет юридической силы.

Однако следует напомнить, ЧТО В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ ТОЖЕ НЕ БЫЛО МАНДАТА У РОССИЙСКИХ МИРОТВОРЦЕВ НА ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ. Тем не менее РФ осуществила эту операцию.

При этом и всё международное сообщество, и Россия признавало суверенитет, независимость и территориальную целостность Грузии, что выразилось в том, что РФ 5 апреля 2008 года голосовала за  Резолюцию 1808 (2008) Совета безопасности ООН , в рамках которой ООН подтвердила «приверженность всех государств-членов суверенитету, независимости и территориальной целостности Грузии»

АНАЛОГИЧНЫМ ОБРАЗОМ МОГЛА И ДОЛЖНА БЫЛА ДЕЙСТВОВАТЬ РОССИЯ И 19 СЕНТЯБРЯ 2023 Г. В ОТВЕТ НА АГРЕССИЮ АЗЕРБАЙДЖАНА ПРОТИВ НКР.

Другое дело, что в условиях СВО реальной возможности у России дать отпор агрессии Азербайджана против НКР не было. Чем и бесцеремонно и нагло воспользовался И. Алиев.

 
Так или иначе, Азербайджан грубо нарушил Заявление от 9 ноября, по сути наплевал на В. Путина и Россию, а Россия только утёрлась и сдала Арцах и его народ.


IV.ВМЕСТО ЭПИЛОГА. У АРМЕНИИ ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ БЫТЬ НЕДОВОЛЬНЫМ РОССИЕЙ В РОЛИ МИРОТВОРЦА В АРЦАХЕ И В ЦЕЛОМ ОДБК
(Окончание последует и оно здесь - http://proza.ru/2024/01/06/1751 ).