Г. В, Романов. За обликом города он следил

Александр Бастрыкин
Не стало Григория Романова

Григорий Васильевич Романов родился 7 февраля 1923 г. в крестьянской семье в деревне Зихново Новгородской области. Когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт, а в 1944 году вступил в ряды КПСС. После окончания войны работал конструктором на заводе им. А. А. Жданова и параллельно учился на заочном отделении Ленинградского кораблестроительного института. Потом его назначили начальником сектора Центрального конструкторского бюро завода. В 1955 году Григорий Романов становится секретарем парткома, затем возглавляет партийную организацию на том же заводе. Организаторские способности коммуниста Романова были замечены, и в 1957-м он переходит на другую работу - сначала секретаря, затем 1-го секретаря Кировского райкома КПСС. В 1961 - 1962 гг. он уже секретарь Ленинградского горкома КПСС, а через год - секретарь, потом - 2-й секретарь Ленинградского обкома КПСС. С сентября 1970 года Григорий Васильевич Романов сосредотачивает в своих руках всю городскую и областную власть. Он - первый секретарь Ленинградского обкома КПСС.

На XXIII - XXIV съездах КПСС его избирают членом ЦК, затем - кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС (в 1973 году). Григорий Романов был депутатом Верховного Совета СССР 7 - 9-го созывов, с 1971 года - член президиума Верховного Совета СССР. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции.

Григорию Васильевичу Романову, члену Политбюро ЦК КПСС и первому секретарю Ленинградского обкома КПСС, прочили место генерального секретаря КПСС, но судьба распорядилась иначе. С приходом Горбачева один из самых влиятельных деятелей Ленинграда, а затем и Москвы был отправлен на пенсию. В народе говорили, что виной тому его «царская» фамилия, но Михаил Горбачев, вслед за Константином Черненко заступивший на пост генерального секретаря, четко знал - Романов мог составить ему сильную конкуренцию. И решил действовать по схеме своих предшественников, которые отправляли Никиту Хрущева в отставку... Однажды Григорий Васильевич уехал из Москвы в отпуск и там узнал, что «уходит на пенсию»... Так прозаично закончилась карьера человека, 15 лет руководившего Ленинградским обкомом.

В последнее время он жил на даче у старшей дочери - Валентины, никуда не выезжая. Там же, на подмосковной даче, 7 февраля он отметил и свое 85-летие. Около сотни людей, с которыми он в свое время работал, друзей приехали к нему с поздравлениями, а его дети специально к юбилею сняли фильм о знаменитом отце. Он был рад искренности гостей, улыбался, но уже не мог, как раньше, произносить длительные тосты, много шутить - сказывался возраст, плохое здоровье, подорванное ранениями, полученными на фронте, и потерей жены....

Вчера стало известно, что Григорий Романов ушел из жизни. И хоть его часто называют сторонником «жесткой линии», но в памяти ленинградцев он прежде всего остается человеком, который многое сделал для развития и процветания любимого Ленинграда.

«Я разговаривала с ним два раза в жизни»

Народная артистка России Людмила Сенчина:

- Я всегда с большим уважением относилась к Григорию Васильевичу и никогда не понимала, почему о наших отношениях распространяли разные слухи - никакой почвы для них не было. Григорий Васильевич был поклонником моего творчества - я знаю, что он просил, чтобы ему давали аудио- и видеоматериалы с моих концертов. может быть, поэтому у окружающих складывалось впечатление, что между нами были какие-то особые отношения. Но это смешно - я разговаривала с ним всего два раза в жизни!

Один раз это было, кажется, в Киришах, где я давала концерт. Когда мы подъехали к гостинице, я заметила мужчину невысокого роста, стоявшего возле нее. Я вышла из автобуса, в котором ехала с музыкантами из оркестра Анатолия Бадхена, и столкнулась с ним в дверях. Помню, как сказала ему: «Давайте или туда, или сюда!» Он посторонился. Мне потом сказали: «Ты с ума сошла! Это же Григорий Васильевич!»

А второй раз я увидела его, когда он на одном из праздничных концертов в БКЗ «Октябрьский» пришел ко мне за кулисы с цветами и признался, что он мой поклонник, что у него есть мои записи, и благодарил меня за мои песни. Мне понравилось, что такой человек отметил мое творчество...

Вообще, как мне кажется, это был очень порядочный человек, много сделал для Ленинграда, и я навсегда сохранила к нему уважительное отношение. Выражаю соболезнование его родным и близким.

«Перестройщики» не были в нем заинтересованы»

Руководитель фракции КПРФ в ЗакСе Владимир Федоров:

- Григорий Васильевич Романов - человек государственного мышления, он не ограничивал масштабы своей деятельности только регионом... В советское время его отмечали по заслугам, но «перестройщики», придя к власти и разрушив СССР, были в нем не заинтересованы. Он отличался высокой требовательностью не только к людям, с которыми работал, но и к себе, то есть с себя больше спрашивал, чем с других. Он любил порядок, как хороший руководитель, приезжал на объект, надевал резиновые сапоги и лично контролировал ситуацию на стройке, на заводе, выяснял, в каких условиях работают рабочие...

Это был замечательный человек, настоящий мужчина. Он оставил о себе хорошую память.

«Взрывай, если надо!»

Галина Баринова, бывший 1-й секретарь Дзержинского райкома партии, а ныне заведующая общественной приемной фракции КПРФ на Малой Морской улице:

- Григорий Васильевич Романов был не только замечательным государственным деятелем, но и прекрасным человеком. И многие легенды, которые про него придумали, не имеют под собой никакого основания.

Хочу всем напомнить, что именно при Григории Романове в нашем городе стали создавать планы экономического развития и предприятия, и региона в целом, при нем появились научно-производственные объединения - он прекрасно понимал, что экономика должна развиваться в ногу со временем... Дамба (теперь-то все признают, что это нужное дело!), площадь Победы, диорама «Прорыв блокады Ленинграда», развитие крупных животноводческих комплексов, системы профтехобразования - все связано с именем Романова...

Я была в Москве на его 85-летии и могу сказать, что когда человек занимает высокую должность и все стремятся его поздравить - это одно, а когда у человека нет никаких регалий - он рядовой пенсионер, а к нему едут, чтобы поздравить его и пообщаться, - это дорогого стоит, это говорит о его человеческих качествах лучше всего...

Он никогда ни на кого не повышал голос. Он умел спрашивать жестко, но крика от него мы никогда не слышали. Он, кстати, владел и ненормативной лексикой (мне однажды удалось случайно услышать), но никто от него не слышал нецензурных слов. Григорий Васильевич с пониманием относился к женщинам. Как-то он после совещания по поводу подшефного района позвонил мне и спросил, не слишком ли жестко он его провел. И я тогда сказала ему, что сидела на стуле и дрожала, думала, что поднимет. И знаете, что он мне ответил? «Неужели вы думаете, что перед мужиками подниму женщину? Не дождутся! Чтобы я женщину отчитывал в присутствии мужчин - такого не может быть!»

А однажды мы пришли на заседание бюро в Шахматный зал Смольного - там есть удобные места возле столиков на одного человека, а есть неудобные - вдоль стены.

Я прибежала поздно, села у стеночки и сижу. Входит Романов, обвел зал взглядом (а я в тот момент была единственной женщиной в Ленинграде, работавшей 1-м секретарем Дзержинского райкома партии) и говорит: «Что это за порядки в нашем городе пошли - мужчин, что ли, нет? Единственная женщина - 1-й секретарь - и так неудобно сидит!» Все вскочили, стали уговаривать занять их место, и с тех пор на каждом последующем заседании мне мои коллеги говорили так: «Да сядь ты быстрее, тогда и мы будем располагаться»...

Был еще один случай - там, где сейчас есть выход от Потемкинской улицы на Неву, раньше была котельная, которая мешала развитию этой улицы. Были подготовлены все материалы, чтобы эту котельную взорвать, а «девятка» - служба, которая ведала охраной членов Политбюро, никак не разрешала это сделать, потому что рядом шла правительственная трасса. «Вот уйдет Романов в отпуск - тогда и взрывайте», - сказали мне в службе. А нам-то ждать некогда, и вот в одном из разговоров я у Романова спрашиваю: «Григорий Васильевич, когда в отпуск уйдете?» А он: «А в чем дело?» Я ему рассказала ситуацию, он сразу же отреагировал: «Не слушай никого - взрывай, если надо!» Мы взорвали котельную, и улица была «прорезана» до Невы...

Григорий Васильевич символизирует целую эпоху в развитии города, он очень внимательно следил за тем, чтобы сохранить исторический вид города. Перед тем, чтобы что-то предпринять, он всегда советовался с творцами, как сделать лучше...

Подготовила Людмила КЛУШИНА
Вечерний Петербург