Менглёд

Анастасия Хаванская
Mengloth, я обещала о ней написать.
Менглёд живёт в Гастропнире на вершине Лювьяберг. Гастропнир – так называется ее дом. Лювьяберг – пик, высокая гора над океаном, который разделяет Йтунхейм, страну чудовищ хаоса, где живёт Менглёд, и Ванахейм. Ванахейм - страна ванов, по другой версии - эльфов, хотя у эльфов есть Альвхейм. Тем не менее, правит эльфами (или альвами) ван Фрейр, близнец Фрейи Ванадис.
Отступим ненадолго…
Понятно из вышенаписанного, что скандинавская и вообще северо-европейская мифология СТРАШНО ЗАПУТАНА. Фрейр – ван, брат-близнец богини Фрейи и сын Ньёрда. Фрейр живёт в Асгарде и правит Альвхеймом. Фрейр сам выглядит как альв (эльф) и представляет силы земного плодородия. Его называют Veraldar Gud – бог материальной вселенной. Так разве у нас не Один – всеотец?
Надо понимать, что религия северных народов не исходила из единого административного центра, строго контролировавшего религиозный канон, как это делала та же христианская церковь. В Норвегии и Швеции найдено огромное количество захоронений, посвященных Ньёрду и Фрейру и никак не связанных с Одином. Разные области верили и любили то божество, которое исторически по какой-то причине было ближе. Также очень любили Тора, во многих областях больше, чем Одина. Фригг не знали вообще, о ней очень мало сохранилось преданий, поэтому есть все основания полагать, что она – не языческое божество, а выдуманная христианами замена Фрейи Ванадис. Фрейя была неудобна, ее хотели стереть из памяти северных народов, она никак не вписывалась в новые христианские реалии. Была выдумана история о некоей Гулльвейг, которую Один пленил и пытался сжечь в Асгарде из-за ее крайне опасной силы так же, как он сжёг Ангрбоду, жену Локи и мать Ермунганда, Фенрира и Хель. Сжёг, поскольку иначе уничтожить эту великаншу оказалось невозможно.
Но Один так и не смог сжечь Гулльвейг, и она «до сих пор жива на радость жёнам злым». То есть на радость вельвам, несущим в себе знания и традицию дохристианской древности. К злобе эти женщины отношения могли вообще не иметь. Большинство из них были искусными целительницами и предсказательницами. «Злые» они были только для новой авторитарной религии и ее администрации.
Гулльвейг настолько похожа на Фрейю Ванадис, у которой тысяча имён (ее так и называют: та, у которой тысяча имён). Однако Один никогда не пытался сжечь Фрейю. Фрейю пыталась сжечь новая идеология. Не получилось.
Если вам всё кажется ещё более запутанным, это нормально. Потому что это демонстрирует то, как уродовала древние мифы новая традиция, как она их перепрошивала под себя и даже выдумывала новые "языческие" мифы, похожие по сути и смыслу на христианские писания. Один действительно стал правителем Асгарда, его любили и почитали и воины, и шаманы. Но звание «всеотец» он получил от христиан, которые не могли справиться с любовью северян к своим богам и попытались провести аналог христианского единого бога с Одином, дабы «этим дикарям к христианству было привыкать проще».
Один стал правителем Асгарда, но это не значит, что Фрейр не был повелителем материальной вселенной и не правил Альвхеймом. Скандинавы всегда любили равенство и они не возвышали Одина над Фрейром. Для кого-то Фрейр был важнее. А кто-то любил Тора или вообще Тюра (Тиу, Тиза, Тиваза, ещё более древнее языческое божество). У Тюра, как и у Фрейра, была женская ипостась – сестра-близнец, и этим двоим много поклонялись в бронзовом веке на территории северной Европы.
Таким образом, образы и лица божеств смешивались, функции тоже. В конечном итоге (или в сухом остатке) функции и истории нескольких разных полузабытых божеств могли приписываться некоему одному "выжившему" божеству, которое по причине исторических перемен, оказавших влияние на умы и сердца людей, становилось «главным» в тот или иной момент времени. Я уверена, что Фрейя именно такое божество, поэтому ее и называют «та, у которой тысяча имён» (и тысяча лиц тоже). И Один тоже такое божество. Ему приписывают функции и истории, которые раньше принадлежали Тюру или Фрейру как Veraldar Gud.
Но это сегодня мы так видим северную традицию в ретроспективе. В текущем времени в ней единовременно и на равных существовали и боги как высшее сознание (таковыми точно были Один и Фрейя как боги-маги, боги-шаманы, боги-мудрецы), и духи как представители природных сил (Тор изначально, скорее всего, был духом грозы), и духи предков. Причём предками считали не обязательно родственников по крови из прошлых эпох. Предками считали древних воинов, учителей, шаманов.
Поскольку сами северные традиции соревновались между собой, высшие силы также были соревнующимися. Однако были те, кто принял «ничью», так как людям пришлось признать наравне с Одином Фрейра или Ньёрда. Но были и те, кто, условно говоря, проиграл. Такие боги стали именоваться «чудовищами хаоса», хотя изначально были такими же божествами, как Фрейр или Фрейя. Одно из таких «чудовищ хаоса» или йотунов (как их называли обычно) – врачевательница Менглёд.
По сути дела, Менглёд – одно из имён Фрейи Ванадис. Каждое божество имеет определенную смысловую нагрузку. Менглёд – одна из смысловых нагрузок Фрейи. Но поскольку Мать Ночи, пришедшая из времен матриархата, Мать Вечная, из которой всё родилось и в которую всё возвращается, имела в разных уголках севера разное описание и разное место жительства по легендам, уже в христианские времена, с появлением письменности, пришлось записывать эти разные версии так, как они были представлены и в устных традициях.
По одной из таких версий Менглёд живёт вовсе не в Асгарде, а в Йтунхейме, то есть среди чудовищ хаоса (от которых и произошло всё, из которых и состоит всё). Мать Ночи не может не быть чудовищем хаоса, Фрейя сама – Мать Ночи.
Сознанию это воспринять практически невозможно... Хорошо, вернемся к Менглёд.
На горе Лювьяберг ее дворец, в котором хранится целительный жезл Лавантэйн. Хранится Лавантэйн в огненной палате, где стены и пол состоят из расплавленной лавы. Но от Лавантэйна исходит жар, который лечит раны и болезни. Сама Менглёд искусна в целительстве и знает техники, недоступные более новым богам. Менглёд прислуживает служанка Эйр (которая в другой версии мифа прислуживает Фригг, стоит ли напоминать, что Фригг – это христианизированная Фрейя). К Менглёд приходят за помощью из всех миров… То есть новые боги приходят за помощью к старому божеству, которое знает что-то лучше… И так далее… При этом Фрейя – «внучка» Нотт, Матери Ночи, которая сама старше всех северных божеств… и сама владеет искусством целительства… В принципе картина ясна.
Лавантэйн – в некоторых версиях жезл, в некоторых меч. Этот предмет подарен Менглёд ее «подругой» Синмарой, царицей огненного мира Муспельхейм. Однажды Сурт, царь Муспельхейма, возьмёт в свои руки Лавантэйн и срубит им Древо Жизни всех миров. Звучит безумно. Как такой прекрасный предмет, источник исцеления, однажды станет орудием уничтожения всех миров? Мне это напоминает историю нашего Солнца. Солнце источник жизни и часто - исцеления, но однажды оно поглотит всю жизнь, которая появилась благодаря нему.
Хотя, честно говоря, сама идея Рагнарёка очень странная и пришла она не в древности, а вместе с христианством. Так же как многие другие идеи – идея создания Фригг, идея создания Бальдра, идея наказания Локи, идея предрешенной гибели богов и многие другие идеи, о которых древняя мифология ничего не знает и которые не имеют иного смысла, как политико-идеологический смысл постепенной переориентации языческого сознания на христианское.