Рубрика "Студенты Гайковой Н.Н." Гмыренко Каролина Владимировна.
Лирика Мироздания Божьего. (Продолжение).
«Создатель неба и земли…».
А вот строки из знаменитой оды «Бог» великого предшественника Г.Р.Державина.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут;
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют;
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры,
Перед Тобой — как нощь пред днём.
Это стихотворения так же обращено к теме «Высших Сил». Разумеется, данную тему поднимали все русские писатели, но у Фета и Державина они раскрываться по-особенному – ведь оба произведения уникальны.
Хотя мне кажется, каждый писатель раскрывает её по-своему. Ведь вера — это то, что идет из души и сердца. То, что слишком «лично».
Г.Р.Державин в год неосознанно произнёс «Бог», увидев комету. Кажется, Создатель Неба и земли был у него в подсознании.
А.А.Фет же один раз в отчаянии чуть не застрелился – да уберёг Господь от смертного греха и дал разумение. Не мог же в самом деле сомневающийся человек написать такие строки.
Отношение А.А.Фета более «настороженное», его лирический герой словно в «процессе» - словно «приближается» к Тайне Мироздания. Лирический же герой Г.Р.Державина «постиг» то, что Господь дал постичь человеку – Бытие Божие, Безначальность и Бесконечность, Величие Творца.
Но главное – создание великих, боговдохновенных строк.
Смею предположить, пересекаются темы не только «вектором» познания, но также чувством близости поэта к Творцу. И устремлением ввысь!
Мне кажется это в том числе из-за представления о Рае, ведь в Библии сказано что Рай выше земли и людей и в то же время вне наших представлений о времени и пространстве. Поэтому каждый мыслящий человек стремиться постичь то, что скрыто от чужих глаз – от глаз невнимательных. То, как было уже сказано, что Творец познать даёт...