Теплосеть психологической помощи

Анатолий Просняков
В нашем городе Шелехов есть МУП «ШТС», буква У в аббревиатуре означает не то, что вы подумали, а означает «Муниципальное Уникальное Предприятие» (все думают, что Унитарное – такая форма предприятия, имущество которого не принадлежит работникам). Почему же я сделал такой вывод? Расскажу по порядку.

В марте 2022  года наше МУП «ШТС» делало ремонт ответвления теплосети к моему дому на улице Советской, это была платная услуга. После ремонта вокруг тепловой камеры (мы попросту называем ее колодцем, где имеется люк) осталась яма. Начальник участка сказал, что гравия мало, засыплет потом. Подвезли немного гравия – разровнять. Но я деньги уплатил. Все знают поговорку: «Не рой яму другому…», а тут яму вырыли строго для меня. Потом обещания забылись. Через год, в апреле 2023 года, приехала откачная машина теплосетей, так как из тепловой камеры нужно было откачать воду – вода с теплоцентрали стекала к этому колодцу. Водитель увидел яму с водой и в центре – колодец с крышкой, у него есть опыт, он решил подъехать с «надежной» стороны – прямо по земле. Разумеется, ухнул задом машины в жижу – прямо на место, где находился канал в мой дом - с трубами, которые в этом месте были заменены год назад. Я в окно увидел, что машина сидит по «самое не могу», то есть, до бочки. Выходить и что-то говорить такому «профессионалу» бессмысленно. Рядом – два твердых покрытия: автодорога и въезд к моему гаражу. Можно ставить вдоль и шлангом спокойно выкачивать воду из колодца – длина шланга соответствовала. Нет, профессионалу виднее – надо задом. Через полмесяца теплосеть отключили на летний сезон, в поселке нет горячей воды, поэтому все казалось нормальным.
В  конце сентября дали тепло, практически сразу выявилась течь. В начале октября сосед из этого же колодца присоединял холодную воду и сказал, что течет не только горячая, но и холодная вода. Я позвонил диспетчеру теплосетей. Приехала откачная и мастер или начальник участка. Я пояснил, что течь – рядом с камерой, в этом месте был удар откачной машиной в марте. Мне был ответ, что вскрытие покажет, а холодная вода – это к «Водоканалу».
Этот разговор был в начале октября а сейчас уже – конец декабря. Каждый день я слышал разговоры, что завтра могут приступить к работе. Я ждал дома. В начале ноября сказали написать заявление. Я написал заявление с просьбой  ликвидировать течь  и установить причину ее. В ответ на заявление мне позвонила инженер Юля и сказала, что начислено 26 тысяч рублей, надо подписать договор, все сделают. Я объяснил, что в заявлении была просьба еще установить причину течи. Полтора года назад она начислила 18 тысяч рублей, но работы было в три раза больше. Здесь надо было вскрыть только рядом с камерой и поставить хомуты – для специалистов это недолго. Юля пошла к начальнику, сказав. что перезвонит. Потом Юля  (отчества не знаю), видимо, забыла про меня. А потом про меня вообще забыли – где-то там, наверху. Но машину регулярно присылали – для откачки из колодца. Каждый день я звонил диспетчерам. Все знали эту историю. Посмотрели карту выездов машины (отслеживается, когда и куда). Мне итогов расследования не сообщали. Каждый раз, когда задавал вопрос, приходилось заново объяснять.

А теперь – часть вторая. За три месяца мы так сдружились с диспетчерами, что они меня узнавали и узнают по голосу, не надо называть адрес. Иногда я говорю о причине, женщины выслушивают, сочувственно что-то объясняя: мол, все сети старые, люди заняты, вот бригаду кое-как собрали, то выходные – «водовозка не наша, не знает город», а сегодня – большая авария на Байкальской, никак не могут и так далее в этом духе. Каждый раз причина – разная, но везде – важная авария, много людей страдает, как будто моя квартира не страдает: подполье в пару, плесень, грибок, заливает водой, если не откачивают. А вот мужчина-диспетчер мне отвечает с досадой: «Да слышал я это уже три раза!». Все прекрасно знают, что виновны, что действительно их «откачная» стукнула канал с трубами, но создали атмосферу молчания с ласковыми и приятными разговорами, разве что на чай не приглашают.
Если бы были не виновны, то давно ответили бы слово «нет». Платите и мы сделаем. Вывод какой? Кто-то не хочет оказывать бесплатную услугу, неважно, кто виновен. Но я-то прошу вскрыть и посмотреть, ведь я не могу знать, что там, откуда течет. Может быть, дело не в ударе машиной.
Хорошо, спросил диспетчера, когда можно поговорить с главным инженером. На следующий день, в пятницу, 15 декабря, прихожу, разговариваю с диспетчером. Подходит мужчина, спрашивает, в чем дело, протягивает руку. Знакомимся. Евгений Владимирович. Так вы – главный инженер? Да. Меня приглашают в кабинет. Главный инженер терпеливо выслушивает, разговаривает по телефону с подчиненными, даже я слышу в словах, что это ответвление, где повреждение, может быть не моей ответственности, а их. Вижу, что человек все понимает. Он встает, протягивает руку, говорит убедительно, что на следующей неделе все будет сделано. А в какой день? Неизвестно, но будет сделано. Задаю вопрос о холодной воде. Все будет сделано.
Наконец-то, думаю, четко и ясно сказали: «На следующей неделе», а раньше все «завтраками» кормили. Однако проходит неделя, а «воз с теплосетью и ныне там». Оказались более важные дела. И тогда я начал осознавать, что со мной делают.
Диспетчеры, как замечательные психологи, объясняя, сочувствуя беде, снимают эмоциональность с потерпевшего, затем словом «завтра» дают ему надежду, чтобы тот терпеливо ждал. При новом звонке история повторяется. Делается это, как взятие крепости – измором, чтобы проситель сдался на милость победителям и заплатил за услугу.
А главный психолог, извините, инженер – специалист высшего ранга, он завтраками не кормит (не говорит слово «завтра»), а обещает более весомо  - на следующей неделе. Ведь усыпил мою бдительность на целую неделю. А на следующей неделе, видимо, скажет то же самое. Потом будут новогодние каникулы. Строптивый клиент сдастся.
Тем временем проблема остается, все знают, вода наполняет тепловую камеру, идет по каналу в подполье дома. 20-го декабря история с машиной повторилась. Теперь с твердого покрытия машина ухнула в яму с тепловой камерой. Вытаскивать ее пришлось специальной техникой, пришлось заснять это на видео. Профессионализм тот же: надо задом (машины) подъехать поближе, хотя можно встать вдоль дороги или въезда.
Вот поэтому я и предлагаю дать новое название этому муниципальному предприятию – уникальное, умеют добивать клиента. Если бы это было унитарное предприятие, то такого не должно быть – все являются работниками, получают зарплату и премии. А сейчас предприятие используется, как частная лавочка. Причем, сами навредили, нанесли вред теплосети, а исправлять должен потребитель. Где стыд, где совесть, где честь? Остались в прошлом веке?
Зато психологическая обработка потребителя идет по всем канонам психологии: взять измором, чтобы отдал последние деньги, а если нет денег, заставить найти. То есть, не отпускать бесплатно никого. Замечательная позиция – в духе нашего времени.

Мы живем в городе, названном в честь купца Григория Шелихова, передо мной – исторический роман о нем (автор В.А. Григорьев). На днях я был на его могиле в Знаменском монастыре Иркутска. И в книге говорится, и так мы знаем, что это был честный купец, думающий не только о прибыли, а еще о славе России, о ее могуществе, он фактически основал Русско-американскую компанию. Это, кстати, по его следам, после его смерти на судне «Юнона и Авось» поплыл Резанов в Калифорнию, где случилась любовная история, запечатленная в опере.
Купец, по-современному – бизнесмен. Так вот, наши бизнесмены, к сожалению, растеряли те качества, которые были присущи Григорию Шелихову. Жаль.