Книги о вампирах. Стефани Майер

Анатолий Обросков
Успех и критика вампиров: Стефани Майер и её блестящие книги

В жизни каждой женщины есть так называемые guilty pleasure — какие-то постыдные секретики, приносящие удовольствие. Кто-то, будучи убежденным ЗОЖником, позволяет себе ночью заточить плиточку шоколада. Кто-то смотрит сериалы на телеканале «Домашний». Кто-то покупает бутылку вина для кулинарного шедевра, но выпивает ее до того, как хотя бы капелька попадет в блюдо. А я вот зачитывалась и засматривалась «Сумерками» до тошноты и вызубренных наизусть реплик. И, в целом, мне ни разу не стыдно. Обыкновенная домохозяйка, родившаяся 24 декабря, однажды во сне увидела яркий образ. На цветочной поляне сияющий юноша-вампир признавался в любви явно обычной девушке. При этом было очевидно — голод его столь же велик, сколь велика его любовь. Проснувшись, Стефани Майер , а это, конечно же, была она, решила записать некоторые свои идеи, которые рождались из этого образа. В итоге, спустя 3 месяца, на руках у неё был роман.

«Сумерки» получили всеобщее внимание и оглушительную славу. А с выходом экранизации и вовсе приобрели статус культовой саги для подростков. Запретная любовь, красавцы-парни, не такая героиня — это формула, которой до сих пор пользуются все авторы жанра Young Adult и создатели «Клуба романтики». Спустя долгие годы я как одна из фанаток решила покопаться, в чём же секрет успеха саги. Возможно, я не докопаюсь до причин всемирного успеха, но смогу точно понять — чем же история зацепила меня лично.

1. Выбор мужчин
Я грешная женщина в душе, и посему мне очень нравится опция выбора «любовного интереса». По этой причине я очень люблю вот это вот всё из лиги «Клуба романтики» — выбирай себе персонажа под свой вкус и развивай историю и отношения с ним. Удобно, приятно, почти как в жизни — разве что выбранный тобой персонаж никуда не денется, влюбится и женится, а в жизни… Ну, вы понимаете — не так всё гладко. В «Сумерках» это тоже есть. Ведь у читателя есть выбор: холодный и прекрасный Эдвард против теплого и своего Джейкоба. У фанатов были отдельные клубы, поддерживающие одного из парней. Потому что до конца не было понятно, с кем же будет главная героиня (да ладно, всем было очевидно, что герой романа Беллы — Эдвард). Но это же так по-женски. Выбирать не тех и оставлять во френдзоне более подходящие варианты (и по мне сейчас не скажешь, что я в команде вампира, да?). И если вы подумали, что выбор из двух парней — это скучно, то я с вами соглашусь в суждении, но уточню, что выбор-то тут намного шире. Здесь не только любовные интересы самой Беллы, но просто разнообразные типажи, которым суждено завоевать чье угодно сердечко. Сильный и смелый Эмметт, отстраненный, но верный Джаспер, располагающий к себе Карлайл и Чарли. Чарли просто нельзя не любить, и вы не сможете со мной спорить. Девушки всех возрастов смогут найти для себя того самого, ради которого можно смело тратить время на чтение или просмотр саги.

2. Абсолютная сказочность
И да, я записываю это в плюс. Потому что сложно поверить, что встретив хищника, жертва влюбляется в него, вместо того, чтобы бодро сверкать пятками в сторону спасения. Но здесь, в этой истории, у нас та самая Красная Шапочка, которая знает дорогу. Почему ей не страшно? Юношеский фатализм граничащий с полным отсутствием инстинкта самосохранения. Белла не видит смысла в жизни, ей трудно, одиноко и горько. В ее понимании встреча с Эдвардом дает ей в исходе только лучшее. Либо незабываемые приключения и неземную любовь, либо смерть, что в ее ситуации ей кажется не самым плохим вариантом. В истории есть и говорящие зверушки (шутка про оборотней), и волшебные предметы, и удача, способствующая персонажам на пути поиска друг друга. Есть даже свой вариант живой и мертвой воды. Да и символ первой книги — яблоко. Это и запретный плод, и плод вечного сна для Белоснежки. А героиня у нас кто? Белла. Белоснежная Белла. Я вижу тут глубочайший символизм. Если вы нет, то… Да, вы правы, его тут нет, но мне нравится думать, что всё же есть.

3. Вампиры не вампиры
Сложно, наверное, объяснить, почему тот, кто должен тебя сожрать, не жрет тебя. Следуя всем заветам классической литературы о вампирах, Эдвард должен был жрать либо вообще всех людей в романе, либо всех, кроме возлюбленной. Но семья Калленов не промышляет вампиризмом, хоть они и буквально вампиры. Почему? Майер придумала гениальное — она сделала их вегетарианцами! Если вы не читали и сейчас задумались, как вампир может быть вегетарианцем и какой гематоген с ежиком он поглощает ящиками, то разочарую — вегетарианцы они лишь относительно человечины, но не относительно крови в целом. Во вселенной «Сумерек» вампиры-вегетарианцы всё равно пьют кровь. Просто кровь эта животных. И иногда донорская (что является человеческой кровью, но почему-то всё равно считается вегетарианской едой). Конечно, задолго до Майер начались переосмысления образа вампиров. Уже появились великолепные работы Энн Райс, уже Дракула стал более романтическим персонажем, нежели триллерным. Но позволить себе такое не мог никто. Никто не замахнулся на блестки. Майер решила, что солнце опасно вампирам не потому что сожжёт их заживо, а потому что покажет «истинный» облик — кожу, покрытую будто алмазной пыльцой. Красивое. В наше время каждая вторая девушка — вампир. Мы используем хайлайтеры и шиммерные тени, будто завтра не настанет и солнца больше не будет. Страшные ли вампиры в «Сумерках»? Кошмарные! Они угрожают девичьим сердцам.

4. Запретная любовь
Это тоже придумано не Майер. Женские любовные романы давно топтали дорожку неправильных чувств. Графиня и садовник, граф и служанка, пират и баронесса, принцесса и рыцарь — вариантов столько, что можно сойти с ума, перечисляя их. В этот ряд вполне отлично вписывается вампир и его жертва. Это тоже запретные чувства, которые не способны привести к счастливому финалу. Но они приводят, потому что для настоящих чувств нет никаких преград. Запретная любовь еще и потому, что тут это целый любовный треугольник. Душевные метания, муки выбора, соперничество, ревность — это так остро и сладко. Кровь кипит в венах, когда читаешь об этих отношениях. Помню, когда у меня появились бумажные книги (которые все еще стоят на полке, хоть и выглядят совсем не так, как я нынче люблю), я при чтении отмечала полюбившиеся моменты, от которых сердце делало кульбиты. Я использовала цветные стикеры до того, как это стало мейнстримом.

5. Счастливый конец
Чтобы история стала популярной, для неё важно кончаться хорошо. Нет, конечно, на рынке огромное количество произведений трагических, драматичных и разбивающих сердце. Но всё же мы, обычные люди, время от времени очень нуждаемся в том, чтобы всё было хорошо. Хоть где-то. Хоть у кого-то. Тут и вступают в игру книги с хорошим концом. В «Сумерках» все герои обретают счастье. Путь каждого приводит к чему-то теплому и желанному. Оттого им прощаешь все обкатанные эмоциональные качели. Но в этом заключается и минус саги, по мнению критики. Слишком уж просто, наивно и слабо. Будто бы никак. Будто фантик без содержимого. Уж как только не ругали «Сумерки». И именитые авторы, и недовольные мужья, которых снова и снова заставляют смотреть все 5 фильмов. Но мы-то знаем — эта простота тоже нужна. Этой наивности иногда очень не хватает. Перечитывать «Сумерки»? Пожалуй, я не стану и ограничусь фильмами. Но благодарить Майер не перестану. Потому что это был прекрасный период моей жизни подростка. После «Сумерек» я отправилась читать и смотреть «Дракулу», «Интервью с вампиром», решила ближе познакомиться с английской поэзией, а еще определилась с типажом, которого нужно избегать. Это типаж блестящего вампира. И угадайте, кто же это в жизни. Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях» Лина Синявская
Подробнее на livelib.ru