Первое выступление

Ирина Вириитина
Первым учителем Инны была Евдокия Марковна. Это был учитель с большой буквы: с большим сердцем, опытом, стажем.
Она как никто другой чувствовала детей, понимала их, помогала во всём. Поэтому и было возложено на неё грандиозное мероприятие, посвящённое Дню сельского работника, который праздновался в ноябре месяце каждого года.  Директор районного Дома культуры  обязал предоставить от каждой школы участников в количестве от восьми до двенадцати человек. Так как школа, в которой училась Инна, была восьмилетней, то были предложены восемь человек с первого по восьмой класс:   из первого и четвёртого  класса по два человека, из пятого, шестого, седьмого и восьмого по одному. Инна училась в первом классе.
Сначала репетиции проводились на местах,  в школах, в которых учились дети, а на генеральную репетицию всех участников привезли в Районный Дом культуры. Евдокия Марковна с работниками культуры расставляла детей на сцене по возрасту и росту. Инна стояла в первом ряду, в центре, так как ростом была ниже всех.
- Дети, как только начнёт звучать Гимн,-  предупредила Евдокия Марковна, - голову поднимайте высоко и смотрите в зал.
Роль Инны заключалась в  прочтении  четверостишья.
Прозвучал Гимн.  Все ребята  смотрели в зал,  гордо подняв  головы.
- Молодцы, ребята! – аплодировала учитель.  Теперь, вам надо будет  запомнить очерёдность выступления. Я буду кивать головой каждому из вас по очереди, - сказала  Евдокия Марковна и встала сбоку от  сцены, - на концерте я буду стоять здесь же.
Началась репетиция. Первыми, после речи главы города, должны были выступать малыши. Ребята читали  стихи. Учитель поправляла их, если что-то было не так. Потом пошли сольные номера, песни, танцы. Первое отделение концерта планировали уместить в тридцать минут. Поэтому каждое выступление засекали секундомером. Репетировали несколько раз подряд.
- Так, дети, давайте ещё разочек!- зазывала Евдокия Марковна ребят на сцену, после небольшой передышки.
Ребята были уставшими, и уже неохотно поднимались на сцену.
- Отрепетировали хорошо, - похвалила учитель детей, - но,  Инна, Петя и Саша, - она обратилась к малышам – чтецам, - вам надо будет читать громче свои стихи, потому что зал зрительный огромный и вас, сидящие в зале,  могут не услышать.
Потом она сделала ещё несколько замечаний по поводу выступления взрослым ребятам и все стали расходиться.
- Ребята, пожалуйста, запомните каждый свои замечания и дома поработайте над ними!
 Весь вечер Инна репетировала свой стих перед зеркалом на шкафе.
Дочка, отдохни, - сказала мама, - так ведь голос можно сорвать, а у тебя завтра выступление.
Утром следующего дня Инна надела на себя отутюженную мамой форму с белым воротничком и манжетами.  Поверх формы был повязан белый ажурный фартук. Бант Инна взяла с собой, так как под шапочкой он мог бы помяться.
На улице было холодно. На земле лежал первый, ещё  неокрепший, как лебяжий пух,  снег. Кое - где сверкали застывшие маленькие лужицы, похожие на зеркальце Инны, которое лежало в сумочке вместе с бантом. Солнышко светило ярко, как будто радовалось первому Инниному выступлению и,  казалось,  сопровождало её  повсюду.
Мама проводила девочку до школы.  За участниками прислали автобус, но так как  он оказался  маленьким,  обошлись без сопровождающих.
В фойе Дома культуры было много народу.  Люди, занятые своими делами,  сновали туда – сюда.   Переодевались в гардеробной. Евдокия Марковна завязала всем девочкам банты и ребята вместе с учителем поднялись по ступенькам на сцену.
Когда занавес открылся, зрительный зал был переполнен. Волнение охватило  всех участников. С вступительным словом выступил директор Дома культуры,  потом глава города,  и выступление началось.
Прозвучал Гимн и ребята, как учили их, гордо подняли  головы, смотря в зал.
Первым свой стих прочитал Петя, потом Саша. Евдокия Марковна, глядя на Инну, кивнула ей головой, и девочка громко прокричала первые строчки своего стихотворения: «Анна Ванна! Наш отряд хочет видеть поросят!» В зале раздался громкий смех. Инна смутилась,  не понимая, почему взрослые дяди и тёти смеются? У неё перехватило дыхание, ком подступил к горлу, на глаза навернулись слёзы.  Но девочка понимала, что надо до конца рассказать свой стих, чтобы не подвести учителя. Она выждала, когда зал успокоится, и продолжила уже тоненьким, дрожащим от волненья голоском: «Мы их не обидим, поглядим и выйдем…» Зал опять разразился от смеха. Инна растеряно смотрела на Евдокию Марковну, но учитель теперь  была занята  следующим выступающим, и не обращала внимания на девочку.
Торжественная часть закончилась. Занавес закрылся, и дети стали спускаться со сцены.
- Молодцы, ребята! Выступили все достойно!- похвалила ребят Евдокия Марковна, - а теперь пойдёмте в буфет, надо немного подкрепиться.
Ребята с удовольствием  уплетали вкусные пироги с повидлом,  которые им подавали в буфете, запивая лимонадом. Инна искала момент, чтобы  подойти к учителю и спросить, что она сделала не так? Но Евдокия Марковна всегда находилась  в центре ребят, и девочка не решилась подойти. Когда  концерт закончился, всех выступающих повезли в городскую столовую. В ней  было очень тепло и  аппетитно. На столах стояли тарелки, наполненные  картофельным пюре с сардельками и подливой.  В прозрачные  стаканы  был налит компот из сухофруктов, а рядом лежала булочка с изюмом, от которой ещё шёл жар  и вкусно пахло.
За обедом Инна немного отвлеклась от своего выступления. Щёки раскраснелись от вкусного и сытного обеда, и от пригревающего через большое окно яркого солнышка. Было  уютно, как дома.  Но столовую надо было освобождать для приехавших гостей из района.
Когда дети  проходили мимо гостей, один дядя из зала, улыбнувшись,  погладил Инну по голове и сказал: «Молодец!»
У Инны внутри поселились смешанные чувства. Она не понимала, почему дядя, который в зале так громко смеялся над её выступлением, сейчас говорит ей «Молодец!»
К столовой подъехал тот же автобус и ребята стали входить в него, рассаживаясь по своим местам. К школе прибыли уже за полдень.   Солнышко, которое сопровождало Инну весь день,  ещё ярко светило, но уже не так сильно грело. Евдокия Марковна ещё раз поблагодарила всех за участие, и ребята стали расходиться по домам: взрослые сами, а малыши, кто с родителями, кто с сёстрами и братьями. Инну встречала старшая сестра Тома.
-Ну, как ты выступила, Инночка? – поинтересовалась Тома.
- Не знаю?
- Как не знаешь? Ты что забыла слова?
-Нет, не забыла, - вздохнула Инна.
- Ну,  тогда  в чём дело, расскажи? – настаивала сестра.
- Когда я рассказывала свой стих,- начала Инна, - все дяди и тёти в зале громко смеялись, а я чуть не расплакалась, - переживая заново  волнение,  продолжила Инна, - потому что подумала, что  плохо рассказываю.  А когда в столовой  дядя из зала снова увидел меня, то сказал, что я молодец.
- Инночка, а как ты рассказывала свой стих? – поинтересовалась сестра.
Инна начала рассказывать в подробностях: как она сначала очень громко прочла первые две строчки стихотворения, а потом, выждав, когда зал успокоится, от волнения дрожащим голосом прочла ещё две.
-Ну,  конечно, ты молодец! – подбодрила   сестра.
- А почему тогда все смеялись?
- От радости за тебя, ведь ты так громко и выразительно прочитала свой стих!  Не растерялась, и подняла настроение всем дядям и тётям! 
Теперь, наконец, с помощью сестры Инна смогла освободиться от смешанных чувств, которые поселились в её маленьком сердечке после первого выступления на сцене.