Что такое социализм?

Георгий Григорьевич Давыдов
Уважаемые читатели и посетители страницы!
Проблема социализма - понимание, борьба за него и его построение, довольна трудна. Поэтому предлагаю такой подход для изложения.
Когда говорят о социализме, то под ним понимают прогрессивное развитие общества. При этом каждый понимает под обществом нечто абстрактное, понятное только для него. Но при этом ссылаются на марксизм и т. д. Поэтому надо чётко с позиции марксизма пояснить: суть и задачи общества, сословно-классовое социальное деление, сословно-классовые противоречия в нем, классовую борьбу между социальным субъектами в нем по поводу их разрешения, а потому задачу понимания этих противоречий в рамках каждого социального субъекта и их разрешение в интересах прогрессивного развития в интересах общества в целом.

Если ссылаются на марксизм, то К. Маркс и Ф. Энгельс исследовали становление и развитие капиталистического общества и капиталистический способ общественного производства, пришедшего на смену феодализму и феодальному способу производства, которому предшествовало рабство.

Это привело к пониманию и введению понятия общественно-экономическая формация со своим способом общественного производства. Поэтому, исходя из достижений истории на тот момент, было сделано предположение, что первой общественно-экономической формацией был первобытнообщинный строй, второй - рабство, третьей - феодализм, на смену которому пришёл капитализм - четвёртая общественно-экономическая формация. При этом общество при каждой общественно-экономической формации могло существовать тогда и только тогда, когда оно могло производить всё необходимое для обеспечения своего бытия, используя свои знания и опыт, мускульную силу людей и животных, а также природные ресурсы, силы и т. д. Это является единственно необходимым материальным условием обеспечения бытия общества в целом при данных условиях окружающей среды, духовно-культурного развития общества и технологического развития общества, способа производства совокупного общественного продукта - СОП, и его распределение для удовлетворения потребностей всех членов общества. Данное положение является необходимым условием для общества при любой общественно-экономической формации. Но т. к. общество при каждой общественно-экономической формации имело разную, присущую только ему социальное деление и на его основе социальную структуру, что определяло его суть - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, каждое из которых делилось на господствующий и подневольный класс, которые менялись со сменой формации, то это указывает на различие способов общественного производства СОП и его распределение между классами для обеспечения общественного бытия. Т. е. для существования рабовладельческого общества требовался рабовладельческий способ общественного производства, при феодальном - феодальный, при капиталистическом - капиталистический. А т. к. общество, представленное разными членами, могло существовать только при удовлетворении всех потребностей его членов, то каждое использовало присущий ему способ общественного производства СОП и его распределение для обеспечения своего существования. А т. к. переход от бесклассового - первобытнообщинный строй, к классовому приводит к социально неравноправному делению, примером чего служит первое - рабство, где один класс становится господствующим, а другой - подневольным. Причём господствующий класс принуждает подневольный к производительному труду по производству СОП, большая часть которого присваивается господствующим классом и используется для удовлетворения всех его потребностей, тогда как подневольный класс удовлетворяет свои потребности по остаточному принципу. Это порождает не только социальное неравенство, но и несправедливость, что приводит к классовым противоречиям, конфликтам и классовой борьбе. Причём каждый класс ведёт её в соответствии со своими интересами. Господствующий класс - укрепление и расширение своего господствующего положения, увеличения потребностей и т. д., что требует усиления гнёта и эксплуатации подневольного класса. Подневольный класс ведёт классовую борьбу за уничтожение гнёта и эксплуатации, своё освобождение от них и использование своего свободного творческого труда на обеспечение своих потребностей и роста общественного благосостояния. Такая классовая борьба шла при рабстве, что привело к его замене феодализмом. При феодализме, что привело к его замене капитализмом в ходе буржуазных революций. Эта же классовая борьба идёт и при капитализме, где буржуазия - господствующий класс, используя государство и право, стремится укрепить своё господствующее положение, увеличить свои богатство и благосостояние, что возможно только за счёт усиления гнёта и эксплуатации пролетариата - подневольного класса. Поэтому пролетариат ведёт классовую борьбу за своё освобождение от буржуазного гнёта и эксплуатации, что требует уничтожения как капиталистического способа производства, так и государства и права, определяющие и обеспечивающие общественный порядок при данном способе общественного производства.

Следовательно, переход социально равноправного и справедливого общества к социально неравноправному и несправедливому делению общества послужил некое глобальное катастрофическое явление. Оно привело к кризису существовавший способ общественного производства и заставил перейти к другому способу общественного производства на основе другого права и общественного руководства. Поэтому, если первым был первобытнообщинный строй, а сменивший его - рабство, то это показывает, что при переходе от первого ко второму были изменены право и общественное руководство. А т. к. при рабстве общество делится по социально неравноправному принципу, что приводит к делению на господствующий и подневольный классы - рабовладельцы и рабы, то это деление осуществляется посредством грубого физического насилия, которое требует как юридического обоснования - право, так и инструмента классового насилия - государство. И если при первобытнообщинном строе общественное управление и право основывались на морали и нравственности, то господствующий класс заменил старые общественное управление, право и мораль на новые, для чего использовал религиозные догмы, также подменявшие старую религию. Ибо при социальном равенстве и справедливых общественно-экономических и т. д. отношениях культура, мораль и право, а потому и общественное управление определяли и обеспечивали существующий общественный порядок, который был прямо противоположен наступившему. Поэтому господствующий класс, насильственно сменивший существовавший до него общественный порядок, способ общественного производства и бытия, должен был менять не только общественный порядок, но и заменять общественное управление на государство и право, а потому менять культуру, мораль и право, что было возможно только при смене религии. И если при социальном равенстве и справедливости общество могло обеспечивать своё бытие только на основе диалектико-материалистического познания и отражения действительности, накопления объективных знаний и опыта, обеспечивая своим трудом своё свободное и творческое бытие, то при рабстве господствующий класс лишил свободных людей гражданских прав и свобод, превратив в рабов и заставил трудиться на себя, используя грубое физическое насилие. Понятно, что, как говорил Наполеон, можно прийти на штыках, но нельзя на них сидеть. Поэтому господствующий класс к физическому насилию добавил духовное насилие, лишив свободных людей не только их гражданских прав и свобод, но и культуры, морали, религии и т. д., насильственно навязав свою. Поэтому, если говорить о христианстве и его символе - распятии, изображающем распятого Христа, то это как раз и отражает как материальное - распятое тело, так и духовное - смена веры, изменение способа общественного производства с переходом в другую общественно-экономическую формацию - рабство.

Классовая борьба рабов за своё освобождение, человеческое достоинство и свободный творческий труд на себя привела к смене формаций и установлению феодализма. Но и при нём вера осталась прежней, общественные и трудовые отношения с небольшой трансформацией - прежние, а потому государство и право, культура и религия и т. д. с некоторой трансформацией остались прежними. Это стало причиной продолжения классовой борьбы, которая привела к буржуазным революциям и смене формаций. Но социальное деление, государство и право, культура и религия и т. д. при некоторой трансформации остались прежними. Поэтому и при капитализме и буржуазной демократии идёт классовая борьба трудящихся за своё освобождение от буржуазного гнёта и эксплуатации, за гражданские права и свободы, за право свободного и творческого труда на себя и общество. И если партия большевиков под руководством В. И. Ленина сумела просветить и объединить трудящихся, поднять их на социалистическую революцию, победить и установить Советскую власть и государство диктатуры пролетариата, то это позволило победить всех врагов и, восстановив страну после вражеских погромов, сделал страну сверхдержавой, то внутренний классовый враг, используя помощь внешнего классового врага - мировой капитал, совершил либеральный контрреволюционный переворот и отбросил страну в дикий капитализм, сделав Родину полуколонией.

Это говорит о том, что пока есть антагонистические классы, когда есть гнёт и эксплуатация - инструменты для обогащения одних за счёт обнищания других, классовая борьба будет продолжаться. Причём, как показывает история, как в прогрессивно-революционном, так и регрессивно-контрреволюционном направлении. Поэтому если трудящиеся хотят освободиться от классового насилия, гнёта и эксплуатации, социального неравенства и т. д., то они должны вести классовую борьбу по всем направлениям, включая борьбу и идеологическую, а после победы - защищать свою власть от любых врагов и происков. Ибо, пример СССР и стран социализма показывает, что враг способен мимикрировать, подстраиваться под изменяющиеся условия и, при подходящей ситуации, совершать перевороты, узурпировать власть и превращать трудящихся в свою наёмную эксплуатируемую рабсилу. Пора этом понять и этому противодействовать. Желаю в этом успехов.