Блок. Грешить бесстыдно, непробудно... Прочтение

Виталий Литвин
«Грешить бесстыдно, непробудно…»
 





                Грешить бесстыдно, непробудно,
                Счет потерять ночам и дням,
                И, с головой от хмеля трудной,
                Пройти сторонкой в божий храм.
 
                Три раза преклониться долу,
                Семь — осенить себя крестом,
                Тайком к заплеванному полу
                Горячим прикоснуться лбом.
 
                Кладя в тарелку грошик медный,
                Три, да еще семь раз подряд
                Поцеловать столетний, бедный
                И зацелованный оклад.
 
                А воротясь домой, обмерить
                На тот же грош кого-нибудь,
                И пса голодного от двери,
                Икнув, ногою отпихнуть.
 
                И под лампадой у иконы
                Пить чай, отщелкивая счет,
                Потом переслюнить купоны,
                Пузатый отворив комод,
 
                И на перины пуховые
                В тяжелом завалиться сне…
                Да, и такой, моя Россия,
                Ты всех краев дороже мне.
                26 августа 1914



 
     Что Блок ненавидел мещан физиологически – я уже писал. Вот, чуть ли не последние его стихи:

                «…Потому что там и тут
                В кучу сбившиеся тупо
                Толстопузые мещане
                Злобно чтут
                Дорогую память трупа —
                Там и тут,
                там и тут…
                Февраль 1918 — 8 апреля 1919»

Из Примечаний к исходному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
    Об… публикации стихотворения в РС [Русское слово] пишет в "Воспоминаниях о Блоке" Вл. Пяст: «Газета(... ) приобрела стоившее десятка желательных ей передовиц стихотворение, появившееся там вместе с другими уже во время войны. Это стихотворение, признаюсь, было для меня последнею великою радостью от творчества Блока. ( ... ) Я говорю о классически-простом "Грешить бесстыдно, непробудно ... "» (Воспоминания, 1. С. 381-382).
      5 августа 1917 г. Блок (работавший тогда в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства в Зимнем дворце) записал в дневнике: “Я принес из дворца ( ... ) записку (по заказу его величества) с выпиской, между прочим, моих стихов ("Грешить бесстыдно ... ")».
     Стихотворение вызвало читательский резонанс уже после первой публикации… Религиозный публицист К.М. Аггеев отсылал к стихотворению, говоря о природе национального начала, о чувстве связи с народом инацией: «Переживание своей неотрывности от нации становится особенно интен сивным в грозные моменты истории, как, например, в переживаемый нами. Забываются тогда все темные пятна на облике национальном и лишь чувствуется одно: эта нация – моя нация, я в ней, и она во мне. И мне понятно настроение недавнего стихотворения А.А. Блока "Россия", как и то, что оно появилось именно теперь”.(Аггеев К., свящ. Национальный вопрос пред судом религии// БВ. 1914 . № 14476. 5 нояб., утр. вьш.). В связи с появлением этой статьи Блок записал (6 ноября 1914 г.): “Священник К.М. Аггеев улыбнулся мне (в статье, в "Биржевых ведомостях")” (ЗК.с. 246).
     В статье о СР [СР – Блок А. Стихи о России. Пг., 1915.] Ал. Ожигов [Н.П. Ашешов], приведя весь текст "Грешить бесстыдно, непробудно ... " ("прекрасное стихотворение"), писал: "Больно и мучительно, но прекрасно ... Только большая любовь к родине могла родить такое вдохновение ... И в чреде барабанных излияний бранной поэзии оно сверкает всеми цветами неподдельного бриллианта любви к России" (Современный мир. 1915 . №9. 2-я паг. С. 189). Ю. Никольский назвал ''Грешить бесстыдно, непробудно ... " "самым великим стихотворением Блока":   «Какая "реальная правда", и уже не правда, а фантастика ясновидца. Тот ли это тихий Блок, писавший стихи о Прекрасной Даме, и как тогда мы не заметили, что его перо может быть MOЩHЫM в своей беспощадности? Много душевных сил и любви, действительно иррациональной, т.е. самой истинной, надо иметь, чтобы и после этого сказать: "Да и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне"» (РМ. [РМ – Русская мысль (журнал).] 1915. №11. 3-я паг. С. 18-19). О том, что  стихотворение показывает "мудрую ясно-мужественную любовь поэта к России",- писал и Г.В. Иванов (Аполлон. 1915. №8-9. с. 97).
     Стихотворения особо коснулся и Вл. Рындзюн в статье о СР; дав представление о нем в цитатном пересказе, критик заключал: “Последние две строчки могли бы служить эпиграфом для всей книжки: чем непрогляднее внешний лик России, чем больше проявляется гибельное татарское", тем (вечно русская черта) глубже страдательная любовь даже к ее дыму, даже к ее падениям (Рындзюн Вл. "Сегодня" и "вчера" в русской поэзии // Приазовский край (Ростов-на-Дону). 1916. №173. 3 июля). 6 августа 1917 г. Блок записал в дневнике: «"Русская свобода" №12-13, в котором опять цитируется "Грешить бесстыдно, непробудно ... "» (имеется в виду статья Соколова "Церковные силы", в которой идет речь о "типичном уклоне русского благочестия" – "смешение святости и игры"). С.А. Аскольдов в статье "Религиозный смысл русской революции", опираясь на стихотворение "Грешить бесстыдно, непробудно ... ", рассматривал проблему "срастания греха с благочестием" в народной душе (см.: "Из глубины". М.; Пг., 1918. С. 18; "Вехи". "Из глубины". М., 1991. С. 227-228).

     А вот из его дневника тех же времен:

     «26 (13) февраля, ночь [1918 год]
     Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством (называть его по имени, занятия и пр. – лишнее). Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником, под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояли, его голос — тэноришка — раздается за стеной, на лестнице, во дворе у отхожего места [напомню, что разруха в Питере началась вопреки проф. Преображенскому  именно с туалетов. Первое деяние большевиков – у них вышла из строя городская канализация. Так что во дворах появились “отхожие места”], где он распоряжается, и пр. Везде он.
     Господи, боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой, перебивает мысли. Он такое же плотоядное двуногое, как я. Он лично мне еще не делал зла. Но я задыхаюсь от ненависти, которая доходит до какого-то патологического истерического омерзения, мешает жить.
     Отойди от меня, сатана, отойди от меня, буржуа, только так, чтобы не соприкасаться, не видеть, не слышать; лучше я или еще хуже его, не знаю, но гнусно мне, рвотно мне, отойди, сатана.»

     Но Финляндия – темная чухня во времена Блока – руками вот таких мещан построила уютное государство, а что обрушилось на Россию вследствие деятельности “пламенных революционеров”… Перечислю людей, упомянутых в Примечаниях к исходному стихотворению.

     – Вл. Пяст – «…6 февраля 1930 года арестован, приговорён по статье 58-10 и 58-11 (контрреволюционная агитация и участие в контрреволюционной организации) к трём годам высылки…» (Википедия)
     – “Его величество” – бессудно растрелян со всею семьей, с последними слугами и доктором.
     – Аггеев, Константин Маркович – «…В 1920 году профессор Севастопольского высшего социально-юридического института, возглавлял Союз православных верующих, директор превращенной в лазарет колонии для учителей церковно-приходских школ в посёлке Алупка, настоятель её домового храма святого Александра Невского.
     4 января 1921 года на заседании чрезвычайной тройки Крымской ударной группы управления особых отделов ВЧК Южного и Юго-Западного фронтов пятьдесят восемь человек были приговорены к расстрелу, в том числе протоиерей Константин и его сын Иван.» (Википедия)
     – Ал. Ожигов [Н.П. Ашешов] – В 1922 году был в числе основателей журнала «Новая Россия»]. …скончался от туберкулёза 9 марта1923.
     – Ю. Никольский – «…вернулся в Россию, чтобы… вывезти из сов. России оставшихся там членов семьи Оболенского, свою невесту Ирину Оболенскую…  На сов. территории он и Винберг были арестованы как шпионы, отправлены в тюрьму (предположительно, в Харькове), где оба умерли от тифа.»
     – Г. Иванов – …26 сентября 1922 года на пароходе «Карбо» Иванов выехал в Германию… Его жена, поэт И. Одоевцева покинула Советскую Россию позже — в декабре 1922 года 12 октября 1923 года Г. Иванов и И. Одоевцева встретились в Берлине…    …Последние три с половиной года жизни Георгия Иванова прошли на Юге Франции, в курортном городке Йер, департамент Вар, на побережье Средиземного моря. С февраля 1955 года он вместе с Ириной Одоевцевой жил там в пансионате для апатридов, лиц без гражданства, не имеющих собственного жилья, находясь на государственном обеспечении…
     – Рындзюн Вл  – В 1919—1920 году заведовал ростовской добровольческой газетой «Жизнь», затем из Ростова без российского паспорта и одежды через  Новороссийск и Армавир уезжает в Батум, затем в Баку, Тифлис и с крымским паспортом — в Крым. В июне 1920 эмигрировал в Константинополь, затем переехал в  Париж, сотрудничал в эмигрантской печати.
     Осенью 1922 сопровождал Сергея Есенина и Айседору Дункан в Америку в качестве секретаря и переводчика и остался в США, где был менеджером Айседоры Дункан. В 1923 году сотрудничает с газетой «Русский голос» по приглашению Давида Бурлюка. В 1927 году занимался рекламным бизнесом. Именно он вошёл в американскую журналистику как популяризатор cover girl, помещения на обложку журналов фотографий привлекательных девушек. Работает в журнале «Либерти» под псевдонимом Фредерик Ван Райн.
      C 1933 по 1943 А. Ветлугин — редактор популярнейшего иллюстрированного американского журнала для женщин «Redbook», после чего принимает приглашение Луиса Б. Майера, совладельца киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer», стать его помощником, а также заведующим сценарным отделом MGM. В 1948 году А. Ветлугин получает должность продюсера и уже в 1949 году продюсировал свой первый фильм «Ист-Сайд, Вест-Сайд» с Барбарой Стэнвик и Джеймсом Мейсоном. В 1950 году А. Ветлугин продюсировал фильм «Её собственная жизнь» с Ланой Тёрнер и Рэем Милландом. (Википедия)
     – С.А. Аскольдов – …С приходом Советской власти для философа наступили тяжёлые времена. В 1922 году Аскольдов лишился работы в университете… В 1927 году Аскольдов вместе с И. М. Андреевским основал тайное религиозно-философское общество «Братство преподобного Серафима Саровского», среди участников которого был и Д. С. Лихачёв. В 1928 году все члены общества были арестованы по обвинению в антисоветской деятельности и получили различные сроки наказания. Аскольдов был приговорён к ссылке в Рыбинск, а оттуда выслан по новому обвинению в Коми-Зырянскую область. 
     Во время Второй мировой войны будучи в Новгороде, философ оказался в зоне немецкой оккупации. Здесь он принял участие в антимарксистской пропаганде, публикуя под псевдонимом С. Зырянский статьи в журнале «Новые вехи». 
     …В конце войны Аскольдов был вывезен немцами в Германию, где проживал под Потсдамом в «Русской деревне». Философ скончался в мае 1945 года в Потсдаме во время своего ареста советскими органами госбезопасности. (Википедия)»

      По-моему, достаточно красноречивая иллюстрация того, как была уничтожена Россия Блока. Даже если кто-то и сумел преуспеть в Америке, ляпая красоток на обложки или написав порнографический роман, или даже став ее – Америки – главным авиаконструктором – всё это уже не Россия, а США. Или Франция. А у нас – аресты, ссылки, расстрелы. Чахотка, тиф и голод. А для другой – не блоковской – России будут продразверстки, голодоморы, коллективизации, мобилизации, войны… В общем “скифы” погуляют вдосталь: 

              «Мы на горе всем буржуям
               Мировой пожар раздуем,
               Мировой пожар в крови —
               Господи благослови!
                12»

     В мировом пожаре сгорят не только буржуи. Сгорит прежде всего блоковская Россия. Почти до тла. Почти, как в 18-ом году  – его библиотека,  его домик в Шахматово.