Виленский монастырь иезуитов Св. Игнатия Лойолы

Валерий Иванов-Виленский 22
https://cloud.mail.ru/public/oAVX/EWLBgsxcb
Поздравляя наших братьев во Христе с католическим Рождеством, традиционно представляем в нашем журнале русского наследия истории и культуры Литвы один из виленский костёлов – сегодня это костёл Святого Игнатия Лойолы и монастырь иезуитов. Этот внешне непримечательный комплекс сакральных архитектурных строений, расположен в старом городе современного Вильнюса на одноимённой улице Святого Игнатия (;v. Ignoto 6) за теперешним Министерством обороны Литвы и перед бывшим католическим монастырём Бенедиктинов с его величественным костёлом Святой Екатерины (мы писали здесь о нём в 2019 г. См. https://cloud.mail.ru/public/S1q9/5P5AX3VfR стр. 1132). На той же улице, в 150-и метрах правее от входа в монастырь иезуитов, находится огромный по здешним строениям костёл Святого Духа и монастырский комплекс монахов Доминиканов. Весьма любопытная концентрация в старой Вильне ведущих католических монашеских орденов после подписания в 1596 году Брестской унии и приходом на её основе на земли православных христиан Великого княжества Литовского воинствующего католицизма папского Ватикана во времена его религиозной войны с протестантизмом в Европе и становления имперских монархий в XVI веке.

Монашеский орден Общество Иисуса (иезуиты) образованный Игнатием Лойолой в 1534 году и признанный Папой Римским, возглавил теологическую теоретическую и практическую идеологическую войну всевозможными способами с протестантами, а затем и православными, под лозунгом «Finis sanctificat media» - «цель оправдывает средства».

Иезуиты появились в Вильне уже в 1574 году, когда здесь открылась Виленская Иезуитская коллегия. Через пять лет венгр Стефан Баторий, избранный королём Польши в 1576 году, после бегства во Францию в 1573 году своего предшественника на краковском престоле Генриха Валуа (избранного в 1572 году королём Польши), открыл предтечу Виленского университета – Иезуитскую академию, которую возглавил иезуит Пётр Скарга.

Примечательная деталь – на небольшой площади размером 500х500 метров, в ста метрах на юг от тогда ещё существовавших стен виленского королевского замка, расположился важнейший идеологический центр, внедряемого на земли Великого княжества Литовского католицизма: Доминикане («псы Господне») – инквизиция над неверными; Бенедиктины («прекрасного говорящие») – пропагандисты католицизма; Иезуиты – учёные теологические теоретики воинствующего католицизма. Они являли духовную опору католической королевской власти, пришедшей сюда из Кракова, чтобы обрести богатые земельные уделы местных православных магнатов, которые в свою очередь принимая католичество переходили на службу более высокому социальному государственному чину – королю. Множество православных церквей, изначально православной Вильны, переходили в это время в ведение Ватикана и становились униатскими.

Напомню, со времён киевского князя из рода Рюриковичей Ярослава Мудрого, ходившего на земли исторической Литвы в 1038-1044 годах до рек Невежис (за ней жили неверные - язычники) и Швянтойи (святой) и основавшего первый здешний стольный город своего княжения крепость Новогрудок, местное славянское население было крещено по греческому православному чину. Затем, во времена князя Ростислава Рогволодовича из рода Рюриковичей, правившего в Полоцке в начале XII века, его сыновья Давид и Мовкольд обосновались в 1129 году в городе кривичей - православных русских славян Вильне.

В 1453 году, турки сельджуки, не без политического содействия Ватикана, завоевали Константинополь («столицу второго Рима») и осквернили его центральный православный храм Святой Софии. Тем самым была подорвана мощь изначальной ортодоксальной православной церкви. Она начнёт возрождаться в России на переломе XVI - XVII веков и продолжит свою благородную, но очень трудную Богоугодную службу во имя торжества заветов справедливости и любви к ближнему...
После прихода в последней четверти XVI века в православную Вильну иезуитов с ними пришёл и воинствующий католицизм. Как видим, работа по окатоличиванию местных православных славян-кривичей велась весьма профессионально, методично и интенсивно. Именно костёл и монастырь монахов иезуитов под воззванием Святого Игнатия Лойолы стал тем центром, который в опоре на иностранных королей Речи Посполитой (союзного государства Королевства Польского и Великого княжества Литовского образованной в 1569 году на Сейме в городе Люблине) руководил названным процессом.
 
Строительство монастыря иезуиты начали в 1602—1604 годах. Современный вид он получил при перестройке 1622—1633 годов. В 1622 году началось возведение храма. Три года спустя в костёле состоялась первая месса. Среди спонсоров костёла были шляхетские роды Великого княжества Литовского русинов Пацов и Палубинских, а также гофмейстерша при дворе польского короля Сигизмунда III Вазы (ярый католик родом из Швеции), Урсула Меерин, которая отписала костёлу 9000 злотых. Работы над внутренним убранством костёла длились до 1647 года. Именно тогда епископ Иероним Владислав Сангушко провёл освящение храма.

Костёл был построен в стиле зрелого барокко. Фасад со стороны улицы Св. Игнатия имел две башни. Внутри было устроено несколько барочных алтарей. Свод главного нефа был украшен фресками, предположительно авторства Данкерса де Рия. С 1633 года предметом особого поклонения стала фигурка Лоретанской Богоматери, называвшаяся также Новицианской Богоматерью.

Стать монахом общества иезуитов было непросто – сначала надо было отучиться два года, чтобы стать клириком. Но это был лишь первый шаг – путь формирования монаха-иезуита занимал целых 17 лет. При монастыре действовала и библиотека, чья коллекция насчитывала почти 3000 томов. Монахи не только устремлялись помыслами к небесной благодати, но и активно работали. Они открыли пивоварню и аптеку, при монастыре было большое хозяйство и отличные ремесленные мастерские. В библиотечном дворике можно увидеть крытые арки, единственную в Вильнюсе посессионную оборонительную стену эпохи Ренессанса с бойницами, уличный фасад готического одноэтажного дома. Внутри сохранились прекрасный рефекторий (трапезная), элементы убранства, а в читальном зале – фрагменты живописи.

В 1655 году комплекс сильно пострадал во время Русско-польской войны, во время которой польскими войсками руководил польский король Ян II Казимир, представитель шведского королевского рода Ваза. Остатки сгорели во время пожара, вспыхнувшего в 1656 году. Во время восстановления при костёле была организована мастерская монахов—ремесленников различных специальностей: каменщики, маляры, столяры, штукатуры.

В течение нескольких следующих десятилетий мастерская оказывала помощь в ремонте других виленских сакральных объектов. При монастыре также были организованы госпиталь и пивоварня. В 1681 году в монастыре построена трапезная. В течение последующих десятилетий внутреннее убранство костёла пополнялось произведениями искусства, в том числе надгробным памятником киевского епископа Томаша Уейского, умершего иезуитом. В капитуле (местом собрания монаов) находились 18 портретов членов Ордена.

В 1737 году костёл и монастырь были снова уничтожены пожаром. В костёле обвалилось перекрытие пресвитерия. Вскоре костёл был отстроен, но в 1748 году снова сгорел. Его восстановлением руководил архитектор-иезуит, профессор Виленской академии, ксёндз Томаш Жебровский. В новом главном алтаре размещены работы Шимона Чеховича. Монастырь был связан со многими известными иезуитами: Св. Анджеем Боболем, Мацеем Сарбевским и Мартин Почобут-Одляницким.

В 1773 году, к моменту роспуска Папой римским Климентом XIV Ордена иезуитов в монастырских помещениях жили 88 монахов. Конвенту также подчинялись миссии в Дукштах Пиарских и Пеликанах. В опустевшем монастыре была размещена духовная семинария (1744—1798). После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году, в 1798 году российские власти разместили в помещениях пустующего монастыря казармы.

Монашеский орден иезуитов был восстановлен после поражения Наполеона в 1814 году Папой Римским Пием VII.

После обретения Польшей независимости в результате Революции большевиков в октябре 1917 года и поражения затем Второго Германского рейха в ноябре 1918 года, Вильну захватили 9 октября 1920 года, при политической поддержке Англии, войска генерала Л. Желиговского. Комплекс зданий бывшего иезуитского монастыря был передан Войску Польскому. Костёл Св. Игнация стал гарнизонным, а в монастыре разместилось командование Виленского округа. Сам костёл был восстановлен в 1926—1929 годах по проекту Юлиуша Клоса. Первоначальный вид святыни вернуть не удалось. Стены были покрыты новыми фресками, установлены новые алтари.
Костёл был закрыт властями после освобождения Советской Литвы от немецких оккупантов, а затем победы над фашистской Германией в 1945 году. Некоторое время в костёле размещался киноархив и кинотеатр, а затем он стал репетиционной площадкой вильнюсской филармонии.

В 1985 году здания монастыря были отреставрированы под руководством Эвальдаса Пурлиса и в них разместилась Техническая библиотека. В старой монастырской трапезной разместился читальный зал, в котором сохранились барочные своды и открытые во время ремонта фрески, к числу ценнейших из них относится фреска XVIII века, изображающая Богоматерь в окружении спонсоров монастыря, в том числе и короля Сигизмунда III Вазы.

Очередной ремонт проведён в 2002—2003 годах. Башни костёла украшены скульптурными обелисками. С 23 октября 2004 года костёл Святого Игнатия является полевой кафедрой военного ординариата Литвы. В наши дни костёл Св. Игнатия является главным храмом Литовской армии, а в сохранившихся зданиях иезуитского новициата (дома для послушников), построенного в XVII веке, расположилась библиотека Военной академии им. генерала Йонаса Жемайтиса.

Публикацию подготовил историк Валерий Иванов,
председатель СРЛХ «РАРОГ»