Новогодние мозаики из моих прожитых лет

Александр Жгутов
Новогодние мозаики из моих прожитых лет.

«Я мозаику сложу из разбившихся зеркал,
Свой корабль снаряжу в дальний путь- воспоминание,
А потом вам расскажу, что я понял, что узнал…»
«Мозаика».
Вячеслав Малежик.

Жизнь Вселенной - в спираль тугую скрученная нить.
Всё, что происходит во Времени и Пространстве аккумулируется в энергетическом информационном поле. В Природе ничему забвения нет.
От рождения и до тризны наша память всеядна. В ней, как в чулане старого родительского дома, день за днём копятся события, даты и мгновения нашей жизни.
По своему желанию, как ключом, мы можем, пока ещё, без логина и пин-кода, открыть свою кладовую памяти и моментально оказаться в нужном месте в определенное нами время.

Однако, не исключено, что в недалёком будущем научно-техническая мысль найдет доступ к хранилищам нашей памяти и манипулированию нами.
***

А пока... не судьба, царь Пётр Первый от старого летоисчисления от Сотворения Мира одним росчерком пера отнял у славян 5508 лет и предписал Новый год праздновать с 1 января.
***
По какому бы летоисчислению и календарю, какого- либо времени года ни начинался отсчёт, у каждого из нас в предновогодние дни и вечера всплывают воспоминания о новогодних праздниках.
***
21 декабря 2023года, 21 век. Древний град Вологда.
Мне исполнилось 79 лет от роду.

На Кремлевской площади колокольным звоном Воскресенский Храм, Собор Софии и церковь Александра Невского малиновым звоном колоколов возвещают о приближении Новогодья и Рождества Христова.

Вроде всё, как всегда, но нет…не всегда.

День моего рождения. Мне с утра непрерывно звонят товарищи,сослуживцы, друзья, соратники-пенсионеры, поздравляют и желают здравия. Это главнее главного. Только в здоровом теле здоровый дух порождает оптимистичный взгляд на жизнь.

***
На волне этих поздравлений,мгновение и моя память унесит меня в далёкое прошлое и в другие места.

20 век, вологодская деревенька Ступново, 21 декабря 1954 год. О радио и телевидение в нашей патриархальной глухомани ещё и не мечтают.

Мне десять лет.

Моя первая учительница Назаровской начальной школы Наталья Петровна Ефремова сегодня мне подарила коробку цветных карандашей и альбом для рисования. Радости нет предела. Мой праздник пришёл ко мне неожиданно, как с неба свалился. Я рисую мир цветными карандашами.
Уже вечером этого же дня я срисовал из школьного журнала « Мурзилка» картинку «Лебедь, щука и рак».

***
На уроке Наталья Петровна объявила, что 24 декабря мы пойдем в лес за ёлкой, потому что ни на «мохноногой лошадке», и даже на здоровенном колхозном мерине Рустеме конюх Тимоха не мог доехать до леса из-за обильного снегопада.
В назначенный день, после уроков мы: Беляев Серёжа, Яковлев Вася, Меньшиков Коля, Юра Ильин и я, вместе с Натальей Петровной, проваливаясь в пушистом снегу по колена и выше, натаптывая тропу, добрались до ближайшего леска, который начинался недалеко от деревни.

Лес нас встретил снежным безмолвием. На снегу не было видно ни единого следа лесных обителей. На ветвях деревьев нависли большие снежные шапки. Выбрали подходящую по размеру ель, срубили её «под самый корешок». К комлю привязали две или три веревки и с веселым гомоном и гиканьем притащили её к школе. Вечерело. Ёлку до времени поставили у крыльца.

На следующее утро мы затащили ель в свободное от парт помещение, а после обеда конюх Краснобаев Тимофей принёс крестовину и установил новогоднюю ёлку.

На другой день вечером мы с матерью пришли в школу( мама работала в школе уборщицей). Наталья Петровна достала из книжного шкафа коробки с игрушками. Для меня новогодний праздник начался с той самой минуты, когда мы начали украшать-наряжать лесную красотку. Это были настоящие картонные флажки с картинками и стеклянные игрушки-зверушки, звездочки, гирлянды, серпантины, ватные шарики как снежинки. Я на ёлку, как игрушку, прикрепил свою картинку «Лебедь, щука и рак».

Весь этот елочный наряд своим теплом согревал руки и радовал душу. Всё помещение наполнилось густым запахом хвои.

В воскресенье, наверное, 26 декабря в школу пришли все ученики и их родители. Состоялся новогодний праздник. Мы рассказывали стихотворения,
«…Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег,
Добежавший до верхушки,
Самый смелый огонек…»,
водили хороводы вокруг ёлки, пели песенку « В лесу родилась ёлочка».

Я рассказал басню «Лебедь, щука и рак». Во время прочтения басни пытался изображать полёт лебедя вокруг ёлки, а потом, пятясь назад «раком», упал под ёлочку. Все от души посмеялись.

На сладкое, каждому из нас, Наталья Петровна, вручила новогодние подарки. В бумажных пакетах были конфеты «Школьные», в железных баночках «Монпансье» или «Ландрин» по-деревенски, шекснинские мятные пряники и по одному яблоку. Наверное, это были первые яблоки из колхозного сада на Гущине. Некоторые яблони этого сада и до сих пор ещё плодоносят.

***
21 Декабря. 1963 год. Поселок Васьково, Архангельская область. Мне 19лет.

Я, рядовой- курсант учебного взвода радиотелеграфистов, в/ ч 06828, 23-й Гомельской дивизии ПВО СССР.

К Новому году наш призыв уже прослужил полгода и успел испытать на себе «не дружелюбное внимание стариков» из Прибалтики. Наши «отцы командиры», в основном москвичи, призыва 1961года, оберегали нас от этих « потомков псов рыцарей».
Нас же, «радистов –артистов», собрали здесь вместе из Западной Украины, Белоруссии, Новгородской, Вологодской и других областей и даже из Ташкента.
С первых дней службы и до дембеля в сентябре-декабре 1966 года, жили мы в полном содружестве друг с другом.

Нас объединяло постоянное боевое дежурство в радио разведывательных подразделениях по защите воздушных арктических рубежей СССР.
В ноябре 1963 года мы сбросились по 70-90 копеек и купили радиоприёмник «Бирюса» с проигрывателем и десятка полтора грампластинок.
Мне из Душанбе под новый год родственники прислали наборы фотобумаги и препараты для проявления и печати фотографий, а ещё грецкие орехи и изюм.

Наш первый новогодний вечер в Советской армии состоялся 31 декабря 1963 года в ленинской комнате роты. Звучали новые песни Майи Кристалинской «Таёжный вальс», Людмилы Зыкиной « На побывку едет», «И опять во дворе», кажется, исполнял Виктор Беседин.

Наш доморощенный певец Ваня Лесничий под гитару исполнял песни «Сиреневый туман», «А я еду за туманом», а также из кинофильма «Человек амфибия» и другие песни, которые напоминали нам о гражданской жизни и наших подругах, зарекавшихся нам: «Вы служите, мы вас подождём».

В 1965 году меня назначили начальником смены на Радиоприемном центре РИЦ дивизии.
Центр размещался автономно в отдельном здании в глубоком лесу. К встрече своего «дембельского» 1966 года мы решили подготовиться не по-детски.
Ребятам из Белоруссии родители прислали копчёное мясо и соленое сало, Паше Мальчикову из Мурманской области красную рыбу, а кому-то из Украины переправили с оказией грелку с самогоном.

На поверку оказалось ,что жизнь солдата налаживается только в «дембельском году».

За несколько дней до новогодней ночи мы, через дежурные наряды по кухне, добыли картошку, лук и еще что-то съедобное.
31 декабря 1965 года около пяти часов вечера я предложил радиомастеру и электромеханику Володе Сарьяну разжечь на лесной полянке костер до углей, сварить картошку, а потом на большом импровизированном противне ( на крышке от старого электрошкафа) зажарить её по-деревенски крупными дольками, с луком и со «свиными плечиками», как наши белорусы научили.

К 23 часам шикарное блюдо шкворчало и манило своими ароматами к новогоднему столу…

И надо же такому случиться, что на ту пору, нет ни лиса, ни волк сердитый, а дежурный по части, как тать из леса, шасть к нам в центр. И начался «показательный Голубой огонёк»; как, что, кто и почему… у Мистякова Паши «воротник гимнастерки не застегнут».

-Что товарищ сержант, у тебя есть желание демобилизоваться 31 декабря следующего года?- грозно насупился на меня проверяющий по части.

Я пригласил за свой пульт управления «товарища младшего лейтенанта» ( тогда появились такие в воинских частях недоученные офицеры, «как жертвы аборта», после хрущевского разгона армии) и шёпотом сказал ему, что уже решен вопрос о моем зачислении в 1966 году на офицерскую службу в органы госбезопасности.

Надо было только видеть лицо дежурного «дедушки Мороза» по части. Он за минуту в «бортовом» журнале накарябал дежурной смене радистов благодарность за образцовое несение боевого дежурства и исчез в неизвестном направлении.

«Слава партии родной, одним ртом меньше за общим солдатским столом. Самим мало».- подумал я , мысленно перекрестившись во след офицеру.

Около полуночи на столе у каждого радиста на картонках, крышечках от радиоаппаратуры, даже самодельных тарелках из бересты красовался праздничный ужин.
Ложки,главное личное оружие солдата,были у каждого.
Кружек в наличии оказалось три или четыре штуки, но самогона хватило всем «по чуть-чуть».

Потом, уже за полночь, развеселили костёр, и благословили второгодников-«фазанов» блюсти традиции «стариков».
Заповедь первая и следующая: « Стариков не кантовать, при пожаре выносить первыми, быстро и на руках».

Далее боевое дежурство продолжалось по регламенту. На все радиолокационные посты, разбросанные по всему Северу, разлетались поздравительные радиотелеграммы друзьям-сослуживцам.
А в это время, вся северная сторона ночного неба, переливалась всеми цветами северного сияния. В темно звёздном небе ярко мерцали Полярная звезда, Большая и Малая медведицы.

На весь радиоцентр разливалась «Морзянка» новая песня М. Пляцковского.
«Поет морзянка за стеной веселым дискантом,
Кругом снега, хоть сотни верст исколеси.
Четвертый день пурга качает над Диксоном,
Но только ты об этом лучше песню расспроси…
…В морозы так нужны нам ваши письма теплые,
Но только ты об этом лучше песню расспроси…»

Служить в ПВО СССР мне оставалось до 14 сентября 1966 года.

В октябре 1966 года я, поменяв Архангельский лесной болотистый край на знойный Туркестан, был принят на работу в органы государственной безопасности Таджикистана.
***
21 декабря 1969 год. Мне 25 лет. Пяндж - городок на советско-афганской границе . Продолжаю службу Отечеству на самом краю СССР.
Гор. Архангельск. Тот же день и час. Моя молодая жена Римма Васильевна оканчивает медицинский институт;
«…Я живу между сном и письмом.
И мы встречу должны с тобой выстрадать,
Чтобы снова расстаться потом.
Это время даёт нам задание.
Ведь мы оба на службе с тобой.
Я ношу офицерское звание,
Служишь ты офицерской женой…»
( переложение из песни «Офицерские жены»)
***
31 декабря 1970 год. Гор. Пяндж. Продолжение об этом здесь;
http://proza.ru/2011/12/24/1313

***
Город Вологда. 21 декабря 2019 года. Мне 75 лет, а память возвращает меня в 1949 год к моим истокам жизни;
http://proza.ru/2019/12/23/1848

***
«… жизнь меня по всей земле мотала…,
Но мне всегда чего-то не хватало…
…Всю радость жизни чувствую и вижу,
В движенье бесконечно я влюблен…»
(переложение с песни о вечном движении.)

Гор. Вологда.
21 декабря 2023года.Сегодня я ступил на зыбкую тропу жизни восьмидесятого года.
Калейдоскоп жизни ещё вертится.

***
Сегодня на улицах предновогодней Вологды,вглядываясь в лица прохожих, вижу в них внутреннюю обеспокоенность и настороженность. Я улавливаю какое-то одиночество в толпе, отсутствие предновогоднего ажиотажа И это понятно.
Почти два года наши бойцы находятся на фронте Специальной военной операции.


9 июля 2023 года я написал письмо российскому солдату, предварив его словами нашего вологодского поэта Николая Рубцова:

«…Смотри опять в леса твои и долы,

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы

Они несут на флагах чёрный крест…»

Дорогие защитники нашего Отечества пишет Вам старый солдат СССР, отдавший Родине 27 календарных лет службы.

Сегодня для нашей страны настал тяжелый час. Россию толкают к краю пропасти существования всей мировой цивилизации.

В эту минуту, когда в твоих руках моё письмо, скорее всего ты на переднем рубеже и от вас зависит судьба Отчизны и жизнь каждого из нас.

« …Мы не успели оглянуться —

А сыновья уходят в бой!...» и даже вы, наши внуки.

И это происходит спустя 79лет после окончания самой жертвенной и смертоносной войны с фашизмом.

Европа и США разожгли вселенскую русофобию и извращённой ложью вытравляют не только саму память о Победе советского народа в Великой Отечественной войне, но чужими руками, обученных и вооружённых ими новоявленных неонацистов, вновь устремляются уничтожить Россию.

Мне и моим сверстникам - «детям войны» в самом раннем детстве сделаны правильные прививки нравственности, морали и мерило жизни- совесть.

А на нас, родившихся в 1941-1945 годах, время оставило свою печать Великой Отечественной войны. Вот её то мы, как предназначенный судьбой крест, и пронесли по своей жизни.

Сегодня, когда весь мир против нас, на силу следует отвечать большей силой. И эта сила - это ты, наш родной солдат.

Ты только будь жив и здоров солдат. Сегодня Победа России в твоих руках.

«…Россия, Русь! Храни себя, храни!...»

Мы с Вами- мы вас всех ждем домой с Победой.

«…Мы вас встретим и пеших, и конных,

Утомленных, нецелых, — любых.

Только б не пустота похоронных

И предчувствие их.

Мы вас ждем — торопите коней!

В добрый час, в добрый час, в добрый час!

Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.

А потом возвращайтесь скорей!...»

(Владимир Высоцкий из 1971 года.)

В преддверии Нового 2024 года я искренне и от всей души поздравляю наших бойцов
, кто из них сейчас и сегодня на передовых позициях и ценой своей жизни защищает нас и нашу Отчизну. Желаю Вам стойкости,мужества и отваги, а Вашим матерям, отцам, женам, сыновьям и дочерям встретить Вас живыми и с Победой.
Погибшим воинам наша светлая память и земной поклон.

Город Вологда.
21 декабря 2023 года
Александр Жгутов.